Историки мира опровергают миф об «иудобольшевизме»
В Мемориальном комплексе Катастрофы и героизма Яд Вашем прошла первая в своем роде международная научная конференция «Иудобольшевизм: Формирование антисемитской политической концепции в межвоенные годы», которая была организована при поддержке фонда «Генезис».
Одна из причин, по которой Холокост стал возможен на большей части европейской территории – это концепция «иудобольшевизма», согласно которой уничтожение евреев как народа автоматически означало и уничтожение «большевистской заразы». К началу Второй мировой войны в сознании многих – и в Европе, и за ее пределами – евреи и большевистская идеология были крепко связаны между собой.
Почему? Как возникла эта устойчивая связь? Откуда взялось отождествление евреев и иудаизма с этой самой «большевистской заразой», которое оказалось столь эффективным аргументом в пользу массового убийства невинных мирных людей? На эти вопросы до сих пор пытаются ответить ученые всего мира, и конференция в Международной школе изучения Холокоста Яд Вашем стала очередным этапом этих совместных усилий. Насколько важна эта тема для Израиля и Европы, может свидетельствовать тот факт, что на конференцию прибыли послы Польши и Латвии, руководитель «Натив» Наоми Бен-Ами, глава Департамента Центральной Европы и Евразии МИД Израиля Анна Азари.
Исследователи пытаются понять, проследить, проанализировать, откуда же взялось стремление обозначить евреев – в основном, конечно же восточноевропейских евреев, таких как мы с вами – как агентов коммунистического влияния. В процессе этого отождествления «евреев» с «коммунистами» понятие «жид-большевик» превратилось, говоря современными понятиями, в «мем» – доказательств не требуется, возникает неубиваемый аргумент «это всем известно», и, как заразная болезнь, разрушительная идея передается от обывателя к обывателю, из страны в страну.
В отличие от других нацистских мифов о еврейской неполноценности, концепция «иудобольшевизма» не погибла в развалинах Третьего Рейха, и случайный поиск в Гугле продемонстрирует всю ее живучесть. Открывая конференцию, исполнительный директор Благотворительного фонда «Генезис» в Израиле Сана Бритавская отметила, что сегодня, когда (за исключением особенно темных уголков планеты) государственный антисемитизм ушел с мировой сцены, «иудобольшевистский» миф все еще живет.
Поэтому нынешняя конференция имеет не только историческое, но и вполне актуальное значение – как для понимания того особенного зверства, которым характеризовалась кампания уничтожения советских евреев в первые месяцы германского вторжения, так и для того, чтобы вооружить нас противоядием от возможного возрождения и распространения этой и подобной ей отравы – против кого бы она ни была нацелена, на каком бы языке ни распространялась, каким бы целям ни служила.
Поскольку распространители мифа об «иудобольшевизме» очень любят жонглировать цифрами, в борьбе с ними крайне важны именно объективные научные исследования. Так, доктор Андре Херритс рассмотрел «неопровержимый», по мнению антисемитов, довод о том, что среди членов коммунистических партий было много «лиц еврейской национальности» – и поставил его под большое сомнение. Херритс продемонстрировал, что российские большевики и ведущие коммунисты еврейского происхождения в других странах просто не считали себя евреями. Более того, они всячески открещивались от своего еврейства, утверждая, что национальное чувство – это чувство буржуазное и от него необходимо избавляться.
Троцкий, Свердлов и другие видные вожди большевиков России рассматривали свое еврейское происхождение как случайность, никак не влиявшую на их мировоззрение и тоталитарную политическую практику. Да и их русские соратники по партии не считали их евреями – особенно, если принять во внимание резкое неприятие ими всего, относящегося к религии, отказ от фундаментальных ценностей еврейского народа ради строительства кровавой утопии.
Не было больших гонителей евреев и иудаизма, чем те же большевики, руководимые, если верить мифу, «иудобольшевиками». Синагоги в СССР сносились точно так же, как церкви и мечети, раввины ссылались в ГУЛАГ наравне со священними и муллами, а насаждаемый в вузах «научный атеизм» боролся с иудаизмом с той же яростью, что и с другими религиями.
Херритс напоминает об одном из самых ярких примеров исторической иронии: в 1968 году из ПОРП (польской правящей партии) были изгнаны именно евреи, на которых были повешены обвинения в организации беспорядков в стране и стремлении «извратить коммунистические идеалы». Тогдашний глава польских коммунистов Гомулка прямо обвинил евреев, продемонстрировав, что коммунизм отлично может идти рука об руку с откровенным антисемитизмом.
В то время, как и на Западе, и на Востоке в период между мировыми войнами евреи тяготели к различным социалистическим течениям, большевистская трактовка марксизма сыграла особенно злую шутку именно с евреями Восточной Европы. Профессор Мичиганского университета Цви Гительман отмечает, что на Западе марксизм отождествлялся с социал-демократическими концепциями мирной эволюции общества к большему равенству, а на Востоке – с революционной ленинской моделью, и поэтому даже в западных демократиях предвоенного периода охотно внимали пропаганде об «особом еврейском красном радикализме», надвигающемся с Востока.
Забавно при этом, что в евреи записывали и совсем нееврейских деятелей прогрессивных и антимонархических движений. Гительман говорит, что некоторые ученые вполне серьезно рассматривали легенду о том, что А.Ф.Керенский был сыном казненной народоволки Геси Гельфанд и что его настоящее имя – Арон Кирбис. Попытки увеличить количество еврейских фамилий в списках революционеров отражают веру в то, что «порядочный христианин» просто не может заразиться революционной болезнью. Да и сегодня при каждом «удобном» случае находятся желающие «раскрыть псевдонимы» – в тех же самых целях.
Кристоф Дикманн (Килский университет, Стаффордшир, Англия) вообще не разделяет «иудобольшевизм» и антисемитизм, считая, что первое – только частный случай второго. Поэтому попытки объяснить появление мифа рациональными причинами бесплодны, как и попытки понять происхождение антисемитизма – это иррациональные явления.
Интереснейшее исследование пропаганды нацистского вермахта сделал один из ведущих молодых историков Холокоста, научный сотрудник Яд Вашем Узиэль Даниэль. Он показал, насколько важной составляющей была пропаганда, сколько внимания ей уделялось. За годы Второй мировой войны отдел пропаганды вермахта выпустил 80 тысяч пресс-релизов! Было сделано более полумиллиона фотографий – только официальных, не считая тех снимков, которые делали любители.
Интересно было проследить, говорит Даниэль, как менялась риторика немецкой пропаганды до и после Сталинграда. На первом этапе солдатам вдалбливали рассказ о том, что Красная армия воюет только под давлением и угрозами комиссаров-политруков, которые все как один евреи, надо убивать «жидов и комиссаров» и вот тогда красноармейцы перестанут оказывать сопротивление. На втором этапе акцент делался в основном на зверствах, которые творят бойцы Красной армии под руководством все тех же евреев. Понятно, что в рамках одной конференции невозможно навсегда покончить с мифом об «иудобольшевизме», да никто и не ставил перед собой такой задачи. Однако усилия Яд Вашем и фонда «Генезис» показывают, что сила фактов, научного анализа и объективного исследования – это важное оружие в борьбе с антисемитизмом во всех его проявлениях.