Жизнь в эпоху перемен

Борис ФУКСМАН | Номер: Апрель 2014

Fuk_1Борис ФУКСМАН, сопрезидент Еврейской Конфедерации Украины
«Чтоб ты жил в эпоху перемен»

Это древнекитайское пожелание адресуется отнюдь не друзьям. Но, что поделаешь, сегодня народ Украины живет именно в эпоху перемен, со всеми ее волнениями и тревогами.
И вместе со всеми другими жителями страны эти тревоги разделяют и украинские евреи. Хотя, думается, все же евреи волнуются более многих других. И вовсе не потому, что напуганы сильнее других или враждебно настроены к переменам. Нет, не потому. Общественности уже известен тот факт, что трое из тех, кого мы называем Небесной сотней, были евреями. Они погибли за свои убеждения и будущее страны, какое виделось им.
Однако есть историческая память. От нее никуда не деться и она говорит о том, что многие переломные периоды в украинской истории сопровождались обильным пролитием еврейской крови. Эти горькие воспоминания и заставляют нас более других тревожиться в нынешние дни , несмотря на заверения властей, что «еврейский вопрос» сегодня в Украине остро не стоит. И с одной стороны, вроде бы и нет у нас повода в них не верить, поскольку за все годы существования независимой Украины в ней не ощущался государственный антисемитизм. А с другой, вспоминая то, что творилось в Украине в годы революции и гражданской войны 1917 – 1920 годов, особого спокойствия не ощущаешь. Ведь и тогда пришедшие к власти украинские национал-демократы заверяли евреев, что им не о чем беспокоиться. Но на практике оказалось, что они были неплохими публицистами и ораторами, но – неумелыми государственными деятелями и никудышными генералами. Разношерстные украинские отряды им практически не подчинялись. В стране воцарились хаос и анархия. И в этой нестабильной обстановке в стране прошла волна кровавых еврейских погромов. Они осуждались властями, но не более того. А слова погибшим помочь не могли.

Я, конечно, далек от того, чтобы проводить какие-то четкие параллели тех времен с сегодняшним днем. Однако, разве мы сегодня не видим на улицах Киева и других городов одетых в камуфляж вооруженных людей, выдающих себя за революционеров, а на самом деле нередко являющихся обыкновенными грабителями. И разве еще не более странно, что эти субъекты зачастую пользуются покровительством представителей власти, как это было в столице во время захвата вооруженными молодчиками банка или помещений в центре города.
Кстати, о власти. Меня, например, тревожит присутствие в ее рядах представителей националистической партии «Свобода». Мы хорошо помним высказывания ее лидеров о зловредных «москалях» и «жидве», антисемитские выпады в адрес голливудской кинозвезды Милы Кунис. Мы можем вспомнить и организованную «Свободой» пару лет назад акцию «Умань без хасидов!». А эта псевдофилологическая «дискуссия» о том, будто слово «жид» – единственно верное название иудеев в украинском языке?
Мне могут заметить, что ныне «свободовцы» не проявляют признаков публичной антисемитской риторики. И это в общем-то так. Вот только мне кажется, что это с их стороны ситуативный тактический ход, поскольку нынешняя украинская власть видит свою опору в первую очередь на Западе. А отношение Европы и особенно США к проявлениям юдофобии и ксенофобии хорошо известно. Но вот началась президентская предвыборная кампания и я не удивлюсь, если «Свободу» вновь потянет на экстремистские речи. Ведь они вполне по нраву части «свободовского» электората.
И раз уж мы заговорили о предвыборных баталиях, то скажу следующее. Государственного антисемитизма, как я уже отмечал, в Украине нет. Но бытовой никуда не делся. Нельзя сказать, что он выше, чем в Европе. Однако в отличие от большинства европейских стран практически все предвыборные кампании в Украине не обходились без того, чтобы недобросовестные политики не эксплуатировали «еврейскую тему». Как правило, эти юдофобские атаки велись в двух основных направлениях – упоминаниях об обогатившихся за счет народа «олигархах» и конспирологических поисках еврейской крови у наиболее опасных политических противников. И уже появились первые свидетельства того, что так будет и на этот раз. А это вещи далеко не безобидные. Особенно на фоне тяжелейшего экономического положения в стране. И те, кто исподтишка гнут антисемитскую линию, это хорошо понимают. Их действия умышленны, а потому особенно преступны.
Все это отчетливо должны осознавать и мы. И первой задачей должно быть обеспечение безопасности общины и ее отдельных представителей. За последние месяцы в Киеве было осуществлено по крайней мере пять нападений на евреев. Большинство из них – в районе Главной синагоги на Подоле. К счастью, убитых нет. Но несколько человек были жестоко избиты. Следует отметить, что хотя первое из этих нападений было совершено еще в январе, никаких явственных сигналов от милиции о том, что эти преступления расследуются, община не получила. Более того, после первых двух нападений группа еврейской молодежи по своей инициативе задержала субъекта, тщательно рисовавшего в своем блокноте схему подходов к синагоге. Парни сдали его в милицию. Но вскоре мы узнали, что он был тут же отпущен на свободу. Объяснение? Сказали, что нет доказательств, что он рисовал схему для осуществления преступных планов. Как говорится, просто вольный художник. И мы должны этому верить?. Не получили мы положительного ответа и на просьбу установить у синагоги, как это повсеместно происходит в Европе, милицейский пост. Впрочем, для справедливости замечу, что так же относилась к этой проблеме и предыдущая власть.
Недавно мне довелось читать письмо за подписью ряда еврейских активистов и деятелей культуры, в котором уверялось, что нынешние власти полностью контролируют проблему антисемитизма в Украине. Однако события последних месяцев показывают, что это не так. Поэтому и сами мы не должны сидеть сложа руки, а должны неустанно проявлять максимальную бдительность.
Только так, сообща, мы сможем обеспечить мир и безопасность для всех живущих в Украине. И в том числе для евреев.