Юлия Смилянская: «Пустыня постепенно наполняется людьми»

Елена Школьник, специально для «Еврейского обозревателя» | Номер: Сентябрь 2013

smilyanskaya_1Как получился этот материал? Случайно узнала о совместном проекте ряда еврейских организаций, в том числе и Института иудаики, с Домом Анны Франк: с 2002 года по городам Украины путешествует выставка «Анна Франк – урок истории». А директор Института иудаики Юлия Смилянская готовит гидов – школьников из того города, в который должна приехать эта выставка. И школьники более пятидесяти городов смогли узнать о трагедии Холокоста не из скучных книг, не от учителей, не из выступлений политиков, а из уст ровесников – своих и Анны Франк. Пронзительно точный замысел!
Конечно, первый вопрос к Юлии Смилянской, был очевиден и прост:

– Чья это идея?
– Идея фундации «Дом Анны Франк». Это они подготовили выставки для 93 стран мира и предложили, чтобы гидами на выставках были ровесники Анны Франк из тех стран, в которые выставки приезжают. Сотрудники фундации поделились своей методикой подготовки школьников-экскурсоводов. Мы эту методику трансформировали для работы в нашей стране. Подготовка включает два двухдневных семинара, насыщенных лекциями, тренингами, практической работой школьников. И, конечно, в период подготовки ребята читают дневник Анны Франк, каталог выставки, литературу об истории Холокоста. В результате подростки ведут очень интересные экскурсии. Бывали случаи, когда после таких экскурсий сотрудники музеев, учителя, журналисты подходили к нам и спрашивали, где мы готовили таких профессионалов, в Амстердаме? И очень удивлялись, узнав, что это школьники из их городов, и готовили их всего четыре дня… Здесь главным было то, что юные гиды не просто передавали полученную информацию, они научились сопереживать и передавать свои чувства слушателям.
– А что было потом?
– Затем мы подготовили еще две выставки. Если «Анна Франк» – выставка о Холокосте, то есть бездне зла, то «Истоки толерантности» рассказывают о вершинах добра и света, о людях, сумевших сохранить человечность в нечеловеческих ситуациях. Например, Януш Корчак или отец и сын Глаголевы. Третья выставка – «Голодомор. Холокост. ГУЛАГ. Три трагедии на украинской земле в 20-м веке. Тоталитарный режим против народа и человека» – осмысленческая. Вместе со студентами, школьниками, учителями мы пытаемся разобраться, как из одного человека делают палача, а из другого человека – жертву? Сколько нужно людей, чтобы убить миллионы и откуда берут этих людей? Почему некоторые государства в ХХ веке начали массово убивать своих граждан и насколько мы сегодня застрахованы от этого? Важно, чтобы над этими вопросами задумались не только учителя, но, главное, дети, которым придется жить в этой стране в будущем.
– Возможно, у поколения тех, кому сейчас 50-60 лет, есть своя главная задача: сделать все возможное, чтобы научить молодежь распознавать, видеть, чувствовать тоталитаризм на «дальних» подступах.
– Именно на это направлен наш проект. Именно над этим работают преподаватели во многих странах Европы. История Холокоста преподается там как «прививка против нацизма». В нашей стране, даже если тема ШОА включена в программу, это не означает, что дети поймут, для чего это нужно. Работая в международных проектах с преподавателями из Нидерландов и Бельгии, мы убедились в принципиальной разнице в методиках преподавания. В целях и задачах, которые ставятся при изучении Катастрофы. Если у нас в стране главное – дать информацию, а на вопрос «зачем?» отвечают «чтобы знать» или, после некоторого нажима: «чтобы это не повторилось», то в Нидерландах на спаренном уроке, который начинается с истории Холокоста во Львове, рассматриваются причины вспышек агрессии, возможности их предотвращения, фобии и стереотипы в современном обществе. А заканчивается пара работой над проблемами мультикультурной группы конкретного класса, с предложением разработать программы для увеличения интереса к культуре, обычаям, религии соседей по партам, для предотвращения любых вспышек нетерпимости, агрессии. То есть идет процесс осмысления, как можно учиться у истории и на «уроках истории». Конечно, это тоже делают не все учителя, только лучшие… Конечно, и в нашей стране есть замечательные учителя, у которых на уроках происходит нечто подобное. Уже 16 лет мы проводим проекты для учителей Украины, направленные именно на такой подход к изучению истории Холокоста… Есть некоторые обнадеживающие результаты. Но это пока только отдельные усилия отдельных людей – учителей, преподавателей вузов, студентов и школьников. Их уже тысячи, но в стране живут миллионы…
– Но в реальной жизни любому человеку знакомо чувство раздражения, неприязни к иному, к чужому… Но один с пристрастием отдается этим чувствам, а другой – старается подавить в себе, заставить терпеть.
– Прямой перевод слова «толерантность» – это терпимость. В связи с этим возникают интересные вопросы. Например: вы хотите жить в толерантном обществе? – Естественно! А теперь скажите: вы сами терпеть любите? – Понятно, что не очень! А хотите ли вы, чтобы вас терпели? Представляете, вы приходите на работу каждый день, и чувствуете как вас там терпят. Приходите в гости, в компанию, а вас там терпят. Комфортно ли вам? В результате выясняется, что мы не хотим, чтобы нас просто терпели. Хотим, чтобы любили, уважали, относились с интересом… А этого на законодательном уровне никто не обеспечит… Поэтому терпимость – это не цель, а лишь нулевая точка отсчета. Без нее никак, а от нее необходимо двигаться вверх. К другим уровням отношений между людьми. Об этом наши семинары на выставке «Истоки толерантности». Толерантное общество не может быть навязано сверху. Оно должно формироваться изнутри. А если его нет – могут случиться страшные вещи. И всегда найдутся те, кто захочет воспользоваться отсутствием толерантности в группе, обществе, стране в своих целях. Если нет осознания ценности человеческой жизни, то можно с людьми делать что угодно. И в ХХ веке на нашей с вами земле делали с людьми что угодно. Один из ключевых вопросов, который мы пытаемся понять с участниками наших семинаров: почему нацисты начали тотальное уничтожение людей именно на нашей территории. До июня 1941 года они оккупировали много стран, но массовые расстрелы начались именно на оккупированной территории СССР. И политика оккупационная была здесь страшнее, чем во всех остальных странах.
Judaica_1Конечно, причин много, но одна из них (не главная ли?) – полное отсутствие в советском обществе понятия ценности человеческой жизни. Арестовать, сослать, расстрелять, уморить голодом могли любого. Об этом знал любой житель страны. Об этом знали нацисты. Поэтому здесь и перешли они к «окончательному решению еврейского вопроса». Это – история… Но и сегодня остается проблема: насколько мы можем противостоять стереотипам, есть ли уверенность, что фобии в нашем обществе не вызовут вспышек агрессии? Не захочет ли какой-либо политик этими фобиями воспользоваться? И как современное украинское общество сумеет этому противостоять? И сумеет ли?
– Кто ваши слушатели?
– Школьники, студенты, учителя, преподаватели вузов. Понятно, что задачи перед разными аудиториями ставятся разные. Преподаватели вузов получают информацию о возможных направлениях исследования и новых формах преподавания. Они разрабатывают новые курсы по истории Холокоста, дают студентам возможность писать курсовые и дипломные работы, а иногда и диссертации. Три диссертации по истории Холокоста написаны студентами, прошедшими через наши семинары, несколько спецкурсов, методические разработки и проч. Учителя принимают активное участие в украинских и международных проектах, разрабатывают уроки, методики. Их ученики принимают участие в конкурсах по истории Холокоста, становятся гидами на наших выставках. О школьниках я уже говорила. Некоторые становятся экскурсоводами, некоторые – историками, кто-то заинтересовался еврейской историей. Однако, главное в другом. Я очень надеюсь, что из тех, кто наши семинары прошел, палачей уже никто не сделает…
– Наверное, не все знают – Институт иудаики, что это?
– Институт был создан группой энтузиастов еще в начале 90-х годов. Директором тогда стал Леонид Финберг. Главная цель – возвратить, возродить понятие «история украинского еврейства». Последние этнографические экспедиции в штетл организовывались в начале ХХ века, Институт еврейской культуры был закрыт в 30-е годы. На глазах двух поколений исчез материк со своей культурой, языком, литературой, со своими персонажами. Советская власть, Гитлер, Сталин… Во второй половине ХХ века в нашей стране иногда просто слово «еврей» звучало как оскорбление… Об изучении «еврейской истории» и разговора не было. Вы знаете, что только за изучение иврита, родного языка, человека могли посадить в тюрьму… И когда времена изменились, возникла проблема – что осталось? Что можно вернуть, найти, сохранить? Если не на уровне традиции, то хотя бы на уровне памяти. Институт иудаики занимается именно этим – сохранением памяти, изучением истории и культуры украинского еврейства. И образовательными программами, направленными на привлечение внимания к этой истории.
– Есть ведь еще Институт иудаики в Санкт-Петербурге?
– Изучением иудаики на научном уровне впервые в Российской империи занялись именно в Петербурге в XIX веке. Город сохранил эти традиции, в годы перестройки в 80-ые там сформировалась группа энтузиастов, которые стали заниматься еврейской историей, ездили по украинским местечкам, собирали информацию, проводили исследования. Многое из того, что они тогда сфотографировали, измерили, описали – на сегодняшний день уже разрушено, утеряно. Еврейское наследие – дома, синагоги, кладбища – за последние гооды исчезает с огромной скоростью. Каждый раз, приезжая, например, в Шаргород, с горечью замечаешь – еще один дом рухнул, еще что-то безвозвратно исчезло… Это больно. И непонятно, что можно сделать. Вернее, понятно, но на это нужны большие средства, люди, которые будут заниматься именно этими объектами… Если бы в Украине был один памятник, связанный с еврейской историей, его бы, наверное, все-таки сохранили… Но их много. И, как часто у нас в стране случается, от чрезмерного богатства все очень бедны…
– Чем сегодня занимается Институт иудаики?
Он живет исследовательскими, образовательными, социальными программами.
Здесь, в Галицкой синагоге, мы можем продемонстрировать вам один из таких проектов. Это выставка «Еврейская община Киева. Город и люди». Она рассказывает о жизни киевской еврейской общины на рубеже ХІХ-ХХ веков, об огромном вкладе киевского еврейства в культуру, экономику, общественную жизнь города. О тех построенных еврейскими деятелями сооружениях, которые формировали облик Киева в период его «золотого века» и которые сегодня определяют лицо нашей столицы.
– Да, тот Киев, каким его знают и любят, обрел свое лицо, свой неповторимый шарм именно в те годы…
– Нам и хотелось этот вклад показать. Меня когда-то поразил перечень благотворительных организаций за 1915 год. Их было множество, и среди прочих – 29 еврейских: общество помощи бедным еврейским интеллигентным женщинам, общество помощи евреям-студентам университетов, общество помощи евреям – ученикам первой гимназии, ученикам второй гимназии, ученикам реального училища. Были также общества помощи нуждающимся полякам, живущим в Киеве, итальянцам, французам. В тот период многие иностранцы приезжали в Киев «на заработки» и влюблялись в наш город, часто оставаясь в нем на всю жизнь. И каждый архитектор, инженер, подрядчик, любой обыватель стремился дать Киеву что-то хорошее, красивое. Я понимаю, что где-то идеализирую этот период, но, читая газеты того времени, воспоминания старожилов, литературные произведения, описывающие жизнь города на рубеже ХІХ-ХХ веков, веришь, что это было славное время… Хотя бы по уровню любви киевлян к своему городу и по их стремлению сделать Киев более комфортным, уютным, прекрасным.
– А тема следующей выставки уже есть?
– Она будет посвящена евреям, выходцам из Украины, которые внесли особый вклад в историю и культуру Израиля.
– Когда открытие?
– Скоро. Могли бы и раньше, но оказалось, что интерес к нынешней выставке не иссякает – и мы решили ее продлить. А еще в планах выставка о жизни евреев Киева в ХХ веке. После революции, после Второй мировой войны. В мирные годы.
Здесь есть предыстория. Десять лет при Институте иудаики работает клуб «Мнемосина». Два раза в месяц мы собираемся с группой подопечных Хеседа и занимаемся историей украинского еврейства. У нас интереснейшие люди, талантливые, эрудированные, с колоссальным опытом, с огромной любовью к Киеву. Среди них есть прекрасные рассказчики, отличные исследователи и те, кто может написать интересные воспоминания. Мы обмениваемся информацией, берем интервью… Их судьбы и подсказали тему четвертой выставки, которую мы планируем открыть в конце 2013 года.
– А у вас, Юлия, как возник интерес к тому, чем вы сейчас занимаетесь? В советской школе ведь не преподавали иудаику…
– Я историей увлекалась с детства, в раннем возрасте в руки попадали разные хорошие книжки, например, в 11 лет – Мария Марич. Так возник интерес к декабристам. А еще прекрасные учителя истории, среди которых чудом оказалась Людмила Проценко. Но, когда я, примерно в классе 7-м, заговорила об истории, как о своем будущем, папа достал с какой-то секретной полки толстенную книгу, изданную в 1938 году – материалы суда над Блюхером, Тухачевским и другими, и дал мне почитать. После чего мудро сказал: ты понимаешь, что история в нашей стране – это не наука, это – политика, а политикой ты заниматься не будешь. Характер не тот. Лучше занимайся математикой. Это – профессия. А вечерами будешь заниматься историей и литературой, если захочешь. Так и произошло. Я работала программистом, уже была семья, дочка. Казалось, жизненный путь ясен и трансформации не подлежит. Но произошла ВСТРЕЧА. Я попала на экскурсию с Еленой Натановной Рахлиной. И вновь нахлынула история… История людей, история домов, история улиц… Пятнадцать лет, работая программистом, я параллельно занималась историей Киева. В хорошей компании, вместе с Михаилом Кальницким, Виктором Киркевичем, Василием Галайбой, Еленой Царовской и многими другими – прекрасными исследователями и хорошими людьми. Елена Натановна уговорила меня пойти на курсы экскурсоводов. И я поняла, что мне это очень интересно. Уже тридцать лет я с удовольствием вожу экскурсии по городу…
Через десять лет (уже в 90-е годы) в Украину пришел проект Стивена Спилберга «Пережившие ШОА». Я пошла на семинар подготовки интервьюеров, собираясь взять интервью у папы, чудом выжившего в Бабьем Яру. Оказалось, что по условиям проекта категорически запрещено брать интервью у родных. Я взяла несколько интервью у других людей, и обнаружила некий феномен: если начинаешь заниматься темой Холокоста, она уже не отпускает. Следующие 16 лет я занималась историей Холокоста, проектами, с этой темой связанными, затем возник естественный интерес к истории людей, погибших или выживших в Холокосте.
Затем обнаружился гигантский пласт неисследованной еврейской истории моего города. Позже начались экспедиции по Украине. Шаргород и Меджибож, Броды и Буськ, Бердичев, Львов, Болехив, Жовква, Кременец… Синагоги, кладбища, еврейская застройка штетла, городские еврейские кварталы…
Таким образом я прочно «влипла» в еврейскую историю. В хорошем смысле…
Сегодня в Украине еще нет «академической иудаики». Есть отдельные замечательные исследователи, но их ничтожно мало. Необходимо формировать ШКОЛУ. Нужна система, кадры. Институт иудаики, как может, этому способствует. Но на это необходимо время. Возможно, лет сорок? Во всяком случае сегодня мы можем наблюдать, как благодаря усилиям групп заинтересованных товарищей пустыня постепенно наполняется людьми.