ЛИЦА ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Май 2021

…Но друг и учитель –
алкаш в бакалее –
сказал, что семиты –
простые евреи…

Не сильный умишком антисемит из песни Владимира Высоцкого был неправ. Евреи – очень непростой народ. О нем и в Священном Писании сказано – «жестоковыйный», то есть упрямый, своенравный. И бывают евреи разные, и услышать о них можно всякое.

Вот, например, такое: «Терпеть не могу евреев. Египет изгнал их, потому что они были «прокаженными», самой грязной расой, которая размножается, как мухи».

В нынешние нелегкие коронавирусные времена, когда число встреч и время общения поневоле приходится ограничивать, я взял да и обзвонил друзей и знакомых, задавая им единственный вопрос: «Кто автор этого мерзопакостного изречения?»

«Вот нечего тебе делать, – ответил мне первый из тех, кому я позвонил. – Должно быть этот маразм из «Майн кампф».

Нет, не угадал. Остальные участники опроса колебались между тем же Гитлером и Геббельсом. И только один упомянул Ницше – тоже мимо, и даже очень. Оригинальнейший немецкий философ антисемитом точно не был. Словом, не угадал никто.

Но не буду больше тебя томить, уважаемый читатель. Это злобное изречение принадлежит внуку двух ортодоксальных раввинов. При рождении он получил имя Мозес Мордехай Леви. Но когда его отец, известный юрист, в целях продвижения по службе перешел в лютеранство, он крестил и своих детей. И мальчик стал Карлом Генрихом. А весь мир знает его под именем Карл Маркс.

Превращение из Мордехая в Карла многое дало в жизни будущему основателю коммунистической идеологии. Благодаря крещению он смог поступить в престижный университет и жениться на красавице баронессе фон Вестфален. Все это, однако, вовсе не обязывало его так гнусно отзываться о народе, давшем ему жизнь. Например, в той же Германии было немало выкрестов, ничего плохого о еврействе не говоривших. Наверное, для того чтобы понять, что творилось в сознании молодого Карла, нам нужно было бы обратиться к работам другого знаменитого еврея – Зигмунда Фрейда. Тот, к слову, хоть и не крестился, но к иудаизму относился без пиетета, по сути будучи агностиком. Должно быть, в подсознании Маркса, как и в душе многих других выкрестов происходили процессы, требующие обоснования сделанного ими выбора. И эта душевная борьба коварно подсказывала, что выбор сделан ими правильно, ибо еврейство есть вселенское зло.

Так или иначе, но в статье «К еврейскому вопросу», написанной Марксом в 28-летнем возрасте, он крайне негативно высказался о евреях и еврействе.

В советские времена образ основателя коммунистических догм насаждался как канонический тип аскета – подвижника идей, которым должно следовать благодарное человечество. На самом же деле Мавр, как называли его друзья, был не дурак выпить, слыл заядлым картежником и бабником, регулярно брюхатившим гувернанток своих дочерей. Но здесь его всегда выручал Энгельс – верный друг Фредди постоянно каялся перед фрау Маркс в чужих грехах. Женни была не только красива, но и умна, и поэтому делала вид, что верит. Кроме того, она явно обладала литературным талантом. Именно Женни придумала метафорическое начало к довольно скучноватому тексту «Манифеста Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма». Что называется, талантом ее Бог не обидел.

Да, о Боге. В своем отвратительном отношении к собственному народу Маркс менее всего оппонировал непосредственно иудаизму. По той простой причине, что был воинствующим безбожником и презирал любую религию, в том числе и христианство.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Многим его высказывание о вере в Бога известно по вольной трактовке главного героя знаменитого сатирического романа Ильфа и Петрова. В оригинале же оно звучит так: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».

Что ж, сказано вполне в духе политика, страстно хотевшего, чтобы тот, кто был ничем, стал всем. Даже если ничуть не заслуживал этого.

Впрочем, Маркс несомненно был одаренным человеком. Сделанный им анализ современного ему капитализма, безусловно, интересен. Однако, как и подавляющее большинство ученых и экономистов того времени, он не предвидел гигантского научно-технического прогресса в ХХ веке. И поэтому высказанные им идеи социально-экономического развития мировой цивилизации оказались практически несостоятельными. А кроме того, прекраснодушная коммунистическая идея всемирного братства людей труда по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», как показала практика, увы, весьма далека от действительности. Это и доказал неудачный опыт построения идеального общества в СССР.

Хотя, если всерьез вести речь о ревизионизме марксистского учения, о котором так любили разглагольствовать советские так называемые политологи и экономисты, то главными оппортунистами марксистскому учению оказались товарищи Ленин и Сталин. Маркс указывал, что социализм можно начать строить только при двух равных по значению важнейших условиях. Первое – сразу в нескольких странах, и второе – страны эти должны быть развитыми. Владимир Ильич же в одной из своих основополагающих работ написал, что можно, ребята, строить в одной и не очень развитой. Решил так, но толком не успел это совершить. За него постарался товарищ Коба – и строил социализм такими методами, от которых Маркс должен был бы переворачиваться в гробу…

Однако, мы несколько отвлеклись от основной темы этих заметок. Пожалуй, вернемся. И отметим, что ближе к концу жизни антиеврейский запал Маркса угас. Более того, как-то Энгельс в письме к одному из последователей, позволившему себе антисемитскую риторику, выразил недовольство этим – ай-яй-яй, как нехорошо, товарищ, тем более что наш вождь Маркс и сам еврей. На что от Маркса никаких возражений, во всяком случае публичных, не последовало. Быть может, что-то он все же понял.

Лев Троцкий
Лев Троцкий

Тем не менее, мерзкая юдофобия Маркса, выраженная в работе, написанной в молодые годы, осталась для него своеобразной «визитной карточкой» по «еврейскому вопросу». И, должно быть, неслучайно Никита Хрущев, с какого-то перепугу объявивший, что коммунизм придет в Советский Союз уже в 1980 году, был откровенным антисемитом.

Впрочем, Хрущев был бездарным марксистом, конечно. А мы сейчас вспомним о несомненно ярком человеке – Льве Троцком.

Лев Давидович Троцкий (в «девичестве» Лейба Бронштейн) был ярым фанатиком мировой революции. Но при этом имел такое, обычно не присущее фанатикам, качество как большой организаторский талант.

Недавно мне пришлось перелистать один исторический роман, повествующий о революционных событиях столетней давности в Украине. В одном из эпизодов этого произведения Лев Троцкий в беседе с другим видным марксистом говорит, что считает себя русским. Не знаю, отчего автор романа решил, что Троцкий считал себя русским. Быть может оттого, что он был одним из самых ярких лидеров российской революции? На самом же деле Лев Давидович отлично осознавал, что он не русский. Об этом очень четко свидетельствует эпизод, ставший известным уже после развала СССР. Дело в том, что организатором и руководителем бурных событий в Петрограде в октябре 1917 года был вовсе не Владимир Ленин, а председатель Петросовета Лев Троцкий. Ильич же прибыл в город, когда уже все стратегически важные объекты, кроме Зимнего дворца, были захвачены большевиками. Вот почему на состоявшемся сразу же после штурма Зимнего заседании Петроградского совета первым слово получил Лев Троцкий. Прекрасный оратор, он как всегда энергично начал свою речь. Однако вскоре, к огромному изумлению сподвижников, заявил, что победа революции осуществилась под руководством товарища Ленина, которому тут же предоставил слово. Несказанно обрадованный Ильич взобрался на трибуну и, вытянув вперед руку, провозгласил «историческую» фразу: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась!»

Пока в зале звучал гром аплодисментов, удивленные сподвижники спросили Троцкого, почему он так поступил. На что Лев Давидович ответил: «В России народ не воспримет нерусского в качестве вождя».

Как видим, Троцкий прекрасно понимал, что русским его не признают. Тем более что, в отличие от Маркса, он крещен не был, да и не стремился к этому. Троцкий тоже был убежденным атеистом.

К слову, нынешние великодержавные шовинисты не признают русским и Ленина, ернически именуя его Ульянов-Бланк. Но это не так. Ильич был самым настоящим русским. Да, дед его по материнской линии до крещения был Исроэлем Бланком, но бабушка – родом из шведско-немецкой семьи. Бабка по отцовской линии была калмычкой. Ну и что? Выдающиеся российские историки Василий Ключевский и Сергей Соловьев в своих трудах отмечали, что русская нация возникла на огромных просторах Евразии из целого конгломерата разноплеменных народов. Этот процесс активно происходил при перерастании Московского княжества в Российскую империю. Как изволил заметить известный писатель Иван Тургенев: «Поскреби любого русского – найдешь немца или татарина». Так что товарищ Ленин был самым что ни на есть настоящим русским.

Однако вернемся к Троцкому. Нет, он не считал себя русским, но и евреем себя тоже не считал. Когда в годы гражданской войны к нему как к руководителю Красной армии пришла делегация, просившая оградить евреев от погромов, Троцкий ответил ходокам, что он не еврей, и до евреев ему никакого дела нет.

В отличие от Маркса, он не питал презрения к евреям, но и добрых чувств к ним у него не нашлось. А ведь ему прекрасно было известно, что в Херсоне на базаре погромщики жестоко избили его отца, едва не убив старика и маленьких дочерей самого Троцкого. Его национальность была – революционер.

В те годы прозвучала знаменитая фраза мудрого рава Мазе: «Революцию делают Троцкие, а расплачиваются за нее Бронштейны».

Троцкий, как я уже упомянул, был прекрасным организатором. Удивительный факт – в созданной им Красной армии бывших царских офицеров, прошедших Первую мировую войну, было больше, чем в Белой армии. И тем не менее борьбу за руководство в большевистской партии он проиграл Сталину, которого называл «самой выдающейся бездарностью нашей партии». Сильно опасавшаяся Троцкого верхушка большевиков – Каменев, Зиновьев, Бухарин – встали на сторону Сталина, чем выкопали могилу и себе, и Троцкому.

Даже находясь в эмиграции в далекой Мексике, яростный полемист Троцкий был крайне опасен для Сталина своей критикой методов построения социализма в СССР. И «вождь всех народов» подослал к нему убийц. Операцию по ликвидации «ренегата» Троцкого возглавлял бывалый энкаведист Наум Эйтингон, тоже считавший себя не евреем, а коммунистом.

Правда, о мировой революции Эйтингон, в отличие от убиенного Троцкого, не мечтал. Он выполнял задание советской Родины, вернее – махрового антисемита Сталина.

В противоположность молодому Марксу, Троцкого и Эйтингона евреями-самоненавистниками назвать нельзя – им просто было глубоко плевать на евреев.

Кем же они были? В свое время советские чиновники-юдофобы, чтобы даже не произносить несносное для себя слово «еврей», придумали удивительный бюрократический оборот – «лицо еврейской национальности». И таких «лиц», очень-очень стеснявшихся своего происхождения, в СССР было пруд пруди. И только с развалом советской империи часть из них понемногу стала ощущать себя евреями…

Продолжение следует