ЕВРЕИ И МАЙДАН

Марк Файнер, гражданин Украины | Номер: Февраль 2014

Maid_2Внимание всего мира приковано ныне к маленькому клочку земли в столице Украины, который называется «Майдан». Но «Майдан» – это намного больше, это «Евромайдан» и многие граждане Украины в том числе и евреи (а где их только нет?). Хотя евреев сегодня на площади меньше, чем в 1991-ом и 2004-ом, но они все-таки есть и настроены стоять до конца. И вот один из последних анекдотов «Майдана»: «Кличко и Яценюк – евреи, а Тягнибок – полуеврей!». А вот уже провокационная листовка под названием «Православный набат» всерьез рассказывает о «генетическом еврействе» Степана Бандеры (Бандер), Романа Шухевича и Тягнибока ( дед – Цегельский, а бабка – Фротман) и главном финансовом спонсоре ВО «Свобода» Игоре Коломойском. Не пройдет, господа! На дворе уже 2014-й, а не 1914-й, и народ стал образованней! Так вот, подхожу к группе людей, обсуждающих эти «новости» и спрашиваю:
– А чому ви вважаєте, що Кличко – єврей?
– А тому, що він дуже спритний, – отвечают мне.
– Ну а Яценюк?
– Бо він дуже розумний!
– А Тягнибок?
– У його прізвищі «бок» – «цап» єврейською.
– Тоді вже про Бенюка не запитую – замечаю я.

И не кажется ли вам, господа, что реальным организатором «Майдана» является лицо, фамилия которого созвучна с Ханукович, Рабинович или похожей на них?..
А еще шутят, что раскола Украины не будет потому, что Коломойский и Пинчук этого не допустят.
Но шутки шутками, а ситуация взрывоопасная.
Мир устроен не по нашему желанию, поэтому приходится считаться и с реалиями. А они таковы, что иногда приходится стоять на одних баррикадах и сидеть за одним столом с теми, с кем не сел бы, как говорится, в одном поле. Понятно, что не всех хотелось бы видеть на «Майдане», совсем не хотелось бы иметь с ними общие цели. Но, увы, мы граждане одной страны. Во всяком случае, смею утверждать, что антисемитизма на «Майдане», как и во время Оранжевой революции, нет, несмотря на желание отдельных политических сил снова розыграть еврейскую карту. Это понятно тем, кто прошел фронт, концлагеря и промышленное производство, и каждому образованному человеку – им хорошо известно, что антисемит – это сексот, провокатор или паркетная «штабная крыса».
Украинское общество радикализируется в сторону национализма, но это не примитивный национализм начала ХХ века, а национализм гражданский, с примесью анархизма, где под «украинским народом» понимаются люди всех национальностей, проживающие в Украине. И пусть некоторым это покажется удивительным, но «отъявленных бандеровцов» из Правого сектора, которыми так пугают евреев, лично я к антисемитам бы не причислил. Но, к сожалению, еще сильны позиции этноэгоизма, которые пытается навязать народу одна из политических партий, используя «Майдан» как свою трибуну. Эта сила и привезла на «Майдан» тысячи граждан из Западной Украины, что оттолкнуло десятки тысяч потенциальных участников из Киева, восточных и южных регионов Украины. Активно, как мне видится, действуют на «Майдане» и спецслужбы некоторых стран, засланные бандиты и провокаторы.
Причины этой радикализации совсем не в том, что украинцы стали этносознательными, а в том, что представители власти нарушают права и свободы граждан, и потому она «достала» многих людей. Да и не только действующая власть в этом виновата. Скажите, пожалуйста, разве и при помаранчевой власти милиция не избивала людей, разве не сажала за решетку невинных, разве не обкрадывали афганцев, чернобыльцев и работающих пенсионеров? «Заслуга» нынешней власти только в том, что она «узаконила» все это. Или, может быть, не было масштабной коррупции? И в таких условиях народ всегда ищет защиту у тех, кто им ее обещает, но придя к власти забывает о своих обещаниях. Так в 1917 году народ нашел поддержку у большевиков, в 1939-1950-х люди Западной Украины – поверили в УПА, в 1991-ом в национал-демократов, в 2004-ом – в лидеров Оранжевой революции. Но наконец-то сейчас народ понял, что вся проблема не в том, что власть не советская, не польская или не украинская, а в том, что она не народная и бесконтрольная. И помог это понять «Майдан», правда, не без содействия действующей власти.
Было бы ошибочно думать о том, что все евреи поддерживают «Майдан» и этому есть свои объяснения: старые стереотипы, «совковость», удачная пропаганда провластных партий, а также «брудна жидівка» и «жиди» в лексиконе отдельных руководителей одной из оппозиционных партий. Да и как они могут даже симпатизировать собравшимся на Майдане, если среди них видят физиономии тех, кто еще вчера, будучи при власти вымогал взятки, преследовал за инакомыслие. И не здесь ли на Майдане те «борцы» за свободу слова, кто не допускал и слова в защиту уважаемых людей в средствах массовой информации, те «правдолюбы», кто обманывал, афганцев, чернобыльцев, пенсионеров, вкладчиков банков?
Не в лучшем свете выглядят и некоторые наши общественные деятели, которые за четверть века национальной свободы ничего не сделали для возрождения еврейства. Немало среди наших еврейских активистов и провокаторов, и болтунов. Один из них совсем недавно в одной из еврейских газет договорился до того, что в Украине вообще нет евреев как национальной группы. А вот еще открытое письмо к евреям Мира в поддержку «Майдана». Его автор утверждает, что в национально-освободительном движении украинцев евреи были всегда на стороне угнетателей, хотя это совсем не так.
А вот то, что евреи не поддерживали Колиивщину (и как же можно путать грабеж и убийство невинных людей с национально-освободительным движением?), бандитов, грабителей, погромщиков и предателей Украины – это факт.
Думаю, «Майдану» не нужны такие защитники. Или кому-то не дает покоя «слава» Ходоса? А может они глубоко заблуждаются, хотя и люди довольно образованные. А правда в том, что евреи всегда мужественно защищали страны своего проживания, что и среди казаков было немало евреев, да и слово «казак» происходит от ивритского «хазак» (сильный), и на старом казацком флаге есть и Звезда Давида. А разве не еврейские батальоны Украинской Галицкой армии защищали Львов от оккупантов в 1918-1920 гг., разве не были евреи в рядах УПА, Красной армии, не преследовались за украинский национализм, не стояли на баррикадах и митингах в Москве в 1991-ом, не стоят на баррикадах ныне?
Что интересно, это «воззвание к евреям мира» моментально опубликовали не только либеральные, но и антисемитские газетки. Конечно, у автора был свой замысел, но у тех, кто подхватил его мысли, было явное желание посеять среди евреев чувство вины. Вот также нацисты оправдывали свои зверства. Они лгали, что евреи эксплуатировали немецкий народ. А бандиты, погромщики и полицаи в Украине? Они утверждают даже, что евреи якобы виновны в поддержке русского царя, голодоморе и репрессиях против украинцев. Уж очень хочется последышам нацистов, полицаев, грабителей и погромщиков оправдать их тем, что они зверствовали «защищаясь». Так зачем же нам брать на себя грехи, которые мы не совершали (у нас их достаточно перед Всевышним). Да и вообще, могли ли евреи поддерживать царей и королей-антисемитов? Да и не могло быть особых противоречий между евреями и украинцами, которые вместе испытывали гнет порабощения, умирали от туберкулеза, тифа и голода, жили в общей коммуналке, в одном доме, в одном дворе, на одной улице, в одном местечке, воевали в одних окопах, учились в одном классе или студенческой группе.
Старшие люди могут вам это подтвердить и даже подскажут, что если и случались ссоры, то чаще между самими евреями и самими украинцами, чем евреев с украинцами. А если и были противоречия, то внутренние, скорее, между культурой и жлобством, честностью и обманом, интеллигентностью и грубостью. Да и самой проблемы украинско-еврейских отношений, как мне кажется, нет. Она придумана для политических спекуляций, получения финансирования из госбюджета и международных грантов. И если уже отдельных евреев, предки которых служили царям и королям, партийным органам, НКВД сильно мучит за это совесть, то пусть станут на колени и попросят прощения у народа. А еще лучше, по примеру некоторых родственников немецких нацистов, принявших иудаизм, перейдут в христианство.
Может, правда, возникнуть вопрос, нужно ли сегодня еврейским организациям поддерживать «Майдан» или власть? С этим вопросом я обратился к одному известному раввину на что он мне ответил, что пусть каждый сам решает, где ему быть. И кадиш в синагоге по погибшим мы тоже читали каждый сам по себе. Вспомним историю национально-освободительного движения в Украине в 1917-1920 годах. Тогда многие евреи поддержали УНР, а еврейские религиозные деятели прокляли большевиков. И чем это закончилось? Еврейскими погромами. К сожалению, многовековая история разных стран проживания показывает, что участие евреев в национально-освободительном движении народов этих стран нередко заканчивалась махровым антисемитизмом и еврейскими погромами. Отголоски тех времен мы слышим и теперь.
Так что же делать евреям? Можно уйти в нирвану, можно спрятать голову в песок, можно вообще не обращать на все происходящее внимание. А можно попытаться получить ответ на этот вопрос в Сохнуте. Там уж точно ответят и помогут – основательно и навсегда. Но как же быть с могилами предков, памятью, друзьями, как быть, если чувствуешь себя не только частицей еврейского, но и украинского народа, когда в тебе течет перелитая при ранении украинская кровь? Как быть, если мы хотим быть гражданами этой страны, жить и творить в цивилизованном обществе, если мы здесь привыкли и не хотим никуда уезжать? Бороться, да, бороться, потому что лучшей жизни достоин только тот, кто за нее борется.
Я не призываю людей ни на одну из баррикад, пусть советчиком будет вам ваша Совесть, ваша Вера, и ваш Ум. А наша Вера учит нас справедливости, законопослушанию и честному правосудию. Как человек верующий я призываю всех к следованию Божьим принципам (заповедям), как человек законопослушный – к соблюдению законов, как ученый-инженер – к выполнению стандартов и норм. Но когда на весы ложатся человеческие жизни и безопасность страны, наша Вера во имя спасения допускает некоторые отступления от заповедей, когда здание или сооружение в опасности, технические решения принимаются без соблюдения многих процедур и формальностей. «Если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно: развьючьте осла вместе», «Не суди несправедливо…». «И да не будет пролита кровь невинного в стране твоей…», «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись…». Пусть эти слова из Святого письма будут нам ориентиром в оценке причин, ситуации и принятии решений.
Хотя я очень глубоко сомневаюсь в том, что политики, не имеющие большого жизненного опыта и никогда не решавшие математическую задачу на условный экстремум, смогут принять в данной ситуации оптимальное решение. Так может наши ученые-практики, кризисные менеджеры и священнослужители помогут сделать это. Ведь решение есть, и оно, на наш взгляд, состоит в том, что «худой мир лучше хорошей войны». Оно в освобождении активистов и политзаключенных, в возврате к редакции Конституции 2004 года (хотя и далеко не совершенной, но детали потом – «шаг назад и два шага вперед»)., формировании нового правительства, органов самоуправления народного доверия и народного контроля. И это только первоочередные задачи.
На этом, пожалуй, можно было бы закончить. Но для евреев напрашивается вопрос: а что дальше? Допустим, воцарится мир, исчезнут баррикады и вместе с ними нарушения прав и свобод граждан и коррупция (хотя это маловероятно)? Этот еврейский вопрос не праздный и навел меня на него недавний случай. Опустив в ящичек у Дома профсоюзов очередной «фантик» с портретом Т.Г. Шевченко, я обнаружил на себе чей-то подозрительный взгляд. Возможно я бы не придал этому значение, если бы через минут 15-20 не почувствовал на себе тот же взгляд на улице Грушевского у книжного магазина. Рядом стоял мужчина средних лет. Обратившись ко мне, он сказал: «Я б ще зрозумів, якби ви стояли так за свій Ізраїль?» – «А я громадянин України!» – ответил я. «Але ми вам Україну не віддамо», – прохрипел он и ушел. «А ми на неї і не претендуємо. Просто хочемо жити в нормальній Державі», – захотел возразить я, но, увы, уже не было кому. Оказывается вопрос о том, чья Украина не риторический и может вызвать новую волну гражданского противостояния. Чья Украина, этнических украинцев или всех граждан Украины? И не получится ли так, как с ветеранами Великой Отечественной войны, дети которых преследовались властью несмотря на героизм их отцов из-за «пятой графы». Поэтому уже сегодня нужно четко и определенно выяснить: где мы, с кем мы, зачем и за что воюем?! Не обвинят ли когда-нибудь соплеменники наших нынешних побратимов в том, что мы якобы «воевали в Ташкенте» и являемся врагами украинской нации! Ведь так уже было не раз.
А хотелось бы, чтобы больше не было.