Смерть террориста

Ксения СВЕТЛОВА ZMAN.com | Номер: Май 2011

Смерть террористаК 10-й годовщине трагедии 11 сентября президент Барак Обама преподнес своей нации царский подарок — окровавленную голову Усамы бин Ладена, человека-легенды, в существовании которого многие уже начинали сомневаться.

Для американцев ликвидация бин Ладена имеет особое значение: это последний аккорд в трагической истории о взрыве ВТЦ, который, в соответствии со славной голливудской традицией, обязательно должен был быть мажорным. Барак Обама с непривычно серьезным выражением лица объявил о ликвидации бин Ладена, и уже через несколько минут в американских городах начался настоящий праздник.

 Уничтожение бин Ладена порадовало не только американцев. Саудовские, йеменские, бахрейнские, кувейтские, иорданские и прочие правители, измученные революцией, немедленно отреагировали на эту новость, заявив, что ликвидация бин Ладена является «важным этапом в деле борьбы с исламским терроризмом».

 Разумеется, лидеры палестинского ХАМАСа, египетской Гамаа аль-Исламия и десятков радикальных исламистских группировок в Северной Африке, Пакистане, Афганистане и Индонезии (за исключением «Братьев-Мусульман», претендующих на власть в Египте) осудили ликвидацию «настоящего моджахеда» бин Ладена и заявили, что месть за его гибель будет «страшной», а на американцев и их пособников обрушится «настоящий ад».Скорее всего, и первое, и второе утверждение в корне неверны. Исламский терроризм не прекратится с уничтожением Усамы бин Ладена, который был, возможно, самым известным идеологом и заказчиком террора, но далеко не самым влиятельным, и уж конечно не единственным. Афганское отделение «Аль-Каиды» практически прекратило свое существование после американского вторжения в Афганистан в 2001 году. Интересно, что приблизительно в это же время у бин Ладена закончились деньги, поскольку он лишился своих саудовских фондов, и уже не считался «лакомым кусочком» для афганских талибов.

Вскоре пал иракский режим, и на обломках баасистского Ирака возникло мощнейшее отделение «Аль-Каида — Ирак», связанное с бин Ладеном только идеологическими узами. На счету «Аль-Каида — Ирак» — десятки тысяч погибших и раненых мусульман, представителей служб безопасности и мирных граждан.

Через год активную деятельность начинает и «Аль-Каида в странах Магриба» — теракты в Марокко и Алжире сотрясают Северную Африку. Оперативная связь с бин Ладеном на этот момент утеряна, однако находятся иные источники финансирования, новые неосвоенные убежища и военные базы.

В Йемене, откуда когда-то на своих двоих ушел Мухаммад бин Ладен, будущий строительный магнат и основатель финансовой империи «Bin Laden group», на данный момент работают десятки ячеек, которые заявляют о своей причастности к «Аль-Каиде». Все эти элементы работают в непростых условиях, но вряд ли смерть Усамы бин Ладена как-то повлияет на их решимость продолжать «священный джихад» против неверных и мусульман-вероотступников (к которым они причисляют и саудовскую королевскую семью), и сомнительно, чтобы сейчас у всех этих организаций появились небывалые возможности для показательных выступлений в стиле 11 сентября.

Что же касается самого Усамы Бин Мухаммада бин Авада бин Ладена, то ему не повезло трижды. 16-й или 17-й ребенок в многодетной семье иммигранта из Йемена Мухаммада бин Ладена, отца 57 известных миру отпрысков, был единственном сыном патриарха от его молодой жены Хамиды Аттас (Аттас стала 10-й по счету женой бин Ладена), и рос вдалеке от своего отца, а также от своих влиятельных старших братьев. Он был практически единственным ребенком Мухаммада бин Ладена, который не учился за границей, а поступил в престижную школу в Джедде. Видимо, находясь под влиянием одного из своих учителей, Усама стал членом организации «Братья-Мусульмане». В то же время, когда молодой бин Ладен добровольно посещал вечернюю школу по изучению Корана, его старший брат Салем бин Ладен, проживающий в Штатах, устраивал самые блестящие и самые пышные вечеринки, и умудрялся шокировать даже своих американских соседей бесшабашностью, размахом и порочностью.

Интересно, что к радикальному исламу Усама приблизился вплотную не у себя не родине, а в Афганистане, куда он летал по делам компании и созданного ею благотворительного фонда. Там произошла знаменательная встреча между Усамой бин Ладеном и легендарным Абдаллой Аззамом, саудовским гражданином и настоящим моджахедом. Дальше Усама бин Ладен окончательно покидает лоно семьи, а через несколько лет лишается и саудовского гражданства. Могла ли его судьба сложиться иначе, если бы он покинул Саудовскую Аравию в раннем возрасте, или проводил бы больше времени с отцом— бизнесменом, или с харизматическим и ярким братом Салемом? Кто знает…

Усаме бин Ладену не повезло и в смерти (кроме самого по себе факта насильственной кончины, к которой он, несмотря на свои джихадистские убеждения, совершенно не стремился). Дело в том, что гораздо больше, чем американцев, европейцев и израильтян, главарь «Аль-Каиды» ненавидел своих собратьев по вере — лидеров арабских и мусульманских стран, которых он открыто называл предателями и вероотступниками. На Западе бин Ладена навсегда запомнят в связи с терактом 11 сентября, однако 95% жертв террора «Аль-Каиды» и аффилированных с ней группировок — это мусульмане, а также арабы-христиане (в Египте и Ираке).

бин Ладен сражался не столько против американского присутствия на территории Аравийского полуострова и не за права мусульман в США и Европе, не за свободную Палестину и не за победу ислама над другими религиями, а за свержение лояльных Западу арабских и мусульманских режимов. Он считал, что это один из самых важных этапов в деле исламского возрождения, и погиб как раз тогда, когда на Ближнем Востоке только все начинается. По большому счету сегодня арабские революционеры, молодые, либеральные и отчасти даже светские, воплощают хрустальную мечту Усамы бин Ладена по свержению ненавистных ему режимов, но ему уже не удастся насладиться плодами этих революций.

И в-третьих, Усаме бин Ладену, конечно, стоило бы уйти раньше. Если бы его кончина произошла не в 2011, в разгар арабских революций, а через год-два после теракта в Нью-Йорке, когда китайские фабрики не успевали поставлять в Пакистан, Ливан, Газу и Египет игрушечных бин Ладенов, его оплакивали бы миллионы, а десятки тысяч отправились бы к западным посольствам и филиалам иностранных компаний мстить за его смерть.

Но сегодня даже сенсационные новости о ликвидации бин Ладена не способны затмить ситуацию на Ближнем Востоке, где «из искры возгорелось пламя», в полном соответствии с мироустройством а-ля Усама бин Ладен…