Пауки из Бейрута

Давид Шарп | Номер: Октябрь 2016

55В АВГУСТЕ ПРИОТКРЫЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ СТРАНИЧКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ИЗРАИЛЬСКИМИ СПЕЦСЛУЖБАМИ И «ХИЗБАЛЛОЙ»: РАЗРЕШЕНА К ПУБЛИКАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ШАБАК  ОБЕЗВРЕДИЛ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЯЧЕЕК, БОЕВИКИ КОТОРЫХ БЫЛИ ДИСТАНЦИОННО ЗАВЕРБОВАНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭТОЙ ШИИТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Своего рода инструментом, вернее, связующим звеном, как не раз уже бывало в прошлом, послужили социальные сети и разного рода антиизраильские Интернет-сайты. Именно на этих площадках вербовщики завязывали контакт с потенциальными террористами.
Судя по опубликованной информации, действовали два вербовщика. В первом случае — некий «Билаль» из Ливана, очевидно, сотрудник так называемого «133-го подразделения». О данной структуре, отвечающей в «Хизбалле» за диверсионную и разведывательную деятельность в Израиле и за пределами «зеленой черты», из открытых источников известно немного. Вербовка кадров в среде палестинцев и израильских арабов, а также засылка в Израиль шиитов, имеющих гражданство одной из западных стран, — вот основные методы действий «133-го».
Тот факт, что подавляющее большинство палестинцев — мусульмане-сунниты, а «Хизбалла» является радикальной шиитской организацией, мало кого смущает. Вербовщики подбивают их не на переход в стан шиитов, а лишь на активные антиизраильские действия, причем частенько за денежное вознаграждение. В таких случаях террористы, что называется, совмещают для себя приятное с полезным. Правда, бывают и исключения. Так, вот уже несколько лет в Газе при согласии властей ХАМАСа открыто действует сформировавшаяся при активном участии Ирана шиитская организация «а-Саберин» (в вольном переводе — «Терпеливые»), которая опирается на поддержку сотен палестинцев сектора, ставших шиитами. «А-Саберин», равно как и «Хизбалла» позиционирует себя частью так называемой «оси сопротивления»(подразумевается вооруженная борьба с «сионистским образованием»), и полностью зависима от иранской поддержки. Отношение ХАМАСа к ней весьма специфическое. Будучи радикальным суннитским движением, к шиитам       ХАМАС относится негативно. Но с другой стороны, пока ХАМАС не чувствует, что «а-Саберин» представляет для него угрозу, властям сектора Газы нет нужды еще больше портить и без того непростые отношения с Ираном, резко изменившиеся к худшему с началом гражданской войны в Сирии.
57В октябре 2015 года снайперы специального антитеррористического полицейского подразделения ЯМАМ ликвидировали, как минимум, одного снайпера «а-Саберин», обстреливавшего израильтян возле пограничного заграждения. Это первый известный случай уничтожения Израилем боевика упомянутой организации.
Второй вербовщик «Хизбаллы» палестинец Мухаммад Абу-Жедьян действовал из Газы. По сравнению с «Билалем», завербовавшим 18-летнего жителя Калькилии Камаля Хинди, который в свою очередь привлек к террористической деятельности еще четверых, Абу-Жедьян показал лучшие результаты. Ему удалось привлечь троих палестинцев в разных географических точках: в лагере беженцев Дженин, в деревне Кабалан в окрестностях Шхема и в деревне Тамун, а те, в свою очередь, должны были найти новых сообщников. Последний случай особенно примечателен: завербованным оказался 49-летний Мустафа Башарат, в прошлом отсидевший в израильской тюрьме за членство в секулярном Народном фронте освобождения Палестины.
Помимо нападений на израильских военнослужащих кураторы требовали от своих подшефных и проведения операций другого рода, как, например, взрыва пассажирского автобуса посредством самоубийцы. Кстати, Осама Наджам, которому было поручено организовать этот теракт, получил денежный перевод на 900 долларов в виде аванса. В другом случае Абу-Жедьян обещал Маману Нашрати из лагеря беженцев Дженин целых 30 тысяч шекелей, если тот приобретет винтовку М-16 и совершит нападение на израильский патруль.
Аресты членов групп проводились начиная с марта. Если вспомнить, что в январе 2016-го было объявлено о раскрытии ячейки «Хизбаллы» в районе Туль-Карема, то вырисовывается весьма тревожная картина. Используя свою агентуру в Газе и непосредственно из Ливана, «133-е подразделение» ведет активную вербовку палестинцев практически на всей территории Иудеи и Шомрона. А значит, речь идет о довольно серьезной опасности для Израиля. Январский случай памятен и тем, что первоначальным вербовщиком в социальной сети Facebook выступил не кто иной, как Джавад Насралла, сын генсека «Хизбаллы».
В пресс-релизе ШАБАКа сообщается, что члены «Хизбаллы» контактировали и с арабами-гражданами Израиля, рассчитывая завербовать их для проведения террористических актов. Однако подобные попытки были загодя выявлены, а с потенциальными адресатами вербовки проведены соответствующие беседы. Среди прочего, им пришлось подписать документ, подтверждающий их осведомленность о том, что дальнейший контакт с членами «Хизбаллы» будет расценен как уголовное преступление.
Недавно напомнил о себе и Хасан Насралла, чье очередное «публичное» выступление состоялось в южно-ливанском городке Бинт-Джбейль и было посвящено 10-ой годовщине завершения Второй Ливанской войны. Кавычки использованы не случайно: как и в подавляющем большинстве случаев, в течение этих десяти лет глава организации лично не присутствовал на мероприятии, а передал участникам «видео-привет» из своего схрона. Все правильно – риск стать жертвой покушения со стороны Израиля по-прежнему остается, тем более что с момента окончания войны очень многие высокопоставленные соратники Насраллы погибли насильственной смертью при весьма загадочных или, напротив, недвусмысленных обстоятельствах.
Бинт-Джбейль оказался выбран не наобум — именно там во время Второй Ливанской произошла серия кровопролитных боев, и именно там в 2000-м, после вывода ЦАХАЛа из Южного Ливана, Насралла произнес свою знаменитую речь, заявив, что Израиль «слабее паутины».
Как правило, выступления генсека «Хизбаллы» представляют интерес, зачастую немалый. Однако давешняя речь стала в этом списке исключением. Она слишком изобиловала касающейся Израиля «аналитикой», в которой хвастливость, преувеличения и откровенная галиматья били через край. Так, описывая «страх израильтян перед «Хизбаллой», Насралла заявил, что из-за него жители приграничных израильских поселений ложатся спать рано, тогда как в Ливане гуляют до утра. Он также поведал слушателям, что израильтяне боятся даже звуков работающих в Ливане компрессоров. И это лишь часть озвученных перлов…
Впрочем, Насраллу можно понять. Ситуация в Сирии уже не один год носит угрожающий характер. Победой пока и не пахнет, а поражение режима Асада означает смертельную угрозу «Хизбалле». Именно поэтому в Сирии непрерывно действуют тысячи боевиков этой организации, неся ежедневные потери. На фоне наплыва беженцев, к тому же, в основном, враждебных «Хизбалле» суннитов, и политического паралича (с мая 2014 года в Ливане не могут избрать президента) очень непростая ситуация сложилась для «Хизбаллы» и внутри страны. Неудивительно, что в таких условиях первейшая необходимость — подбодрить весьма встревоженных ближайшим будущим сторонников. И 10-ая  годовщина Второй Ливанской войны оказалась как нельзя кстати. Ну а то, что доза откровенной ерунды оказалась слишком велика… Так ведь и жизненные обстоятельства становятся все сложнее.