Держать планку

| Номер: Март 2016

11 февраля Биньямин Нетаниягу назначил преемника Йорама Коэна на посту главы ШАБАКа – спецслужбы, чьей главной функцией являются борьба с терроризмом и контрразведывательная деятельность

Cohen_1

Йорам Коэн

Так буквально в один миг, после долгих лет службы, во время которых СМИ упоминали его только как Н., имя Надава Аргемана оказалось разрешено к публикации.
Кстати, многолетнее инкогнито Аргемана было не таким уж инкогнито. В течение последних трех лет его подлинное имя мог узнать любой желающий. Все началось с репортажа на 10-м канале ИТВ: зрителям был представлен список высокопоставленных офицеров ЦАХАЛа с подробным описанием их предпочтений во всем, что касается чая и кофе. Данный «документ», по всей видимости, висел на стене в канцелярии генштаба и являлся руководством к действию для девушек-военнослужащих, готовивших кофе для генералов. Аргеман был заместителем главы ШАБАКа, а не военным, но часто бывал в генштабе, и потому его фамилия с обозначением должности фигурировала в списке.
Авторы репортажа, которым кто-то из канцелярии «слил» этот листок, как и положено по закону, имя Аргемана заретушировали. Однако кто-то из видевших бумагу в ее первозданном состоянии, переслал незаретушированный снимок списка американскому журналисту Ричарду Сильверстейну, специализирующемуся на теориях заговора и разоблачениях «израильских военных тайн». Понятно, что тот немедля опубликовал его на своем сайте. А кавычки я использовал здесь не случайно – левый экстремист Сильверстейн неоднократно бывал разоблачен как автор лживых вымыслов и дилетант. Большая часть его реальных разоблачений относится к категории секретов Полишинеля – т.е. таких, когда некая информация известна очень и очень многим, но запрещена к публикации в израильских СМИ военной цензурой.

Nadan_1

Надав Аргеман

Но вернемся к Надаву Аргеману. Он родился в 1960 году в Рамат-а-Шароне в семье ветерана Войны за Независимость. Во время тех боев отец Надава был тяжело ранен и остался инвалидом. В 1962 году семья переезжает в кибуц Хамадия, расположенный в долине Бейт-Шеана. Именно там Надав и вырос. В 1978-м его призывают на срочную службу, и он проходит отбор в так называемое «спецподразделение генштаба» («сайерет МАТКАЛь»). Подчинено оно Разведывательному управлению генштаба (АМАН) и, согласно открытым источникам, главной миссией «сайерет МАТКАЛь» является проведение специальных разведывательных операций на территории противника, даже тогда, когда боевые действия не ведутся. Об этом этапе служебной карьеры Аргемана известно мало: окончил офицерский курс, стал командиром группы, зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, в том числе и в ходе операции «Мир Галилее» в 1982-м (Первая ливанская война).
В 1983 году начинается его служба в ШАБАКе. Оставаясь близким к своей армейской специализации, Аргеман поступает в Оперативное управление спецслужбы. И тут хочу подчеркнуть весьма любопытный нюанс: на протяжении всей истории ШАБАКа подавляющее большинство его руководителей владели арабским языком и изначально являлись координаторами («раказ») по работе с агентурой. Аргеман на протяжении 33 лет службы не был ни координатором, ни следователем и не изучал арабский язык. Большая часть его карьеры в ШАБАКе прошла в Оперативном управлении, которое он возглавлял с 2003-го по 2007 год. В самых общих чертах можно сказать следующее: функцией управления является сбор разведывательной информации различными методами, в том числе с проникновением на «недружественную» территорию, а также проведение и координация операций по нейтрализации террористов.
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Не так давно, после ликвидации «тель-авивского стрелка» террориста Нашата Мильхема цензура разрешила к публикации информацию о существовании в составе ШАБАКа собственного силового оперативного подразделения («а-яхида а-мивцаит»), входящего в Оперативное управление. Несмотря на то, что о его существовании довольно давно известно весьма широкому кругу лиц, конкретная деятельность подразделения предельно засекречена даже для коллег по ШАБАКу. Судя по публикации на портале «Walla», действуют бойцы «мивцаит» сугубо по линии ШАБАКа, как правило, в гражданской одежде и в крайне враждебной среде. До 2000 года это подразделение проводило, главным образом, разведывательные операции в Газе, Иудее и Самарии. Ави Дихтер, занимавший пост главы     ШАБАКа в 2000-2005 годах, во время Второй интифады заметно расширил функции «мивцаит» с тем, чтобы максимально «заточить» оперативников на непосредственное предотвращение терактов, включая захват террористов и их допросы. Кроме того, иногда они охраняют других сотрудников ШАБАКа в особо опасных местах. Главной характеристикой этих бойцов является то, что действуют они, не оставляя следов. Согласно источникам в ШАБАКе и армии, к «громким» операциям их привлекают редко, только тогда, когда в этом есть насущная необходимость. Во всех остальных случаях силовой составляющей операций ШАБАКа являются специальные подразделения армии и полиции («Дувдеван», ЯМАС (не путать с ЯСАМ), ЯМАМ и т.д.). В «мивцаит» ШАБАКа попадают, как правило, выходцы из этих подразделений. При этом через сито отбора, тестирования, а затем длительной специальной подготовки проходят очень немногие из претендентов. Бойцы «мивцаит» оснащены на самом высоком уровне, в первую очередь – для действий в населенных пунктах. От себя добавлю, что, исходя из заслуживающих доверия отзывов, боевая подготовка этих оперативников среди всех специальных подразделений израильских силовых структур  находится на самом высоком уровне… Бытует мнение, что прототипами героев популярного израильского остросюжетного сериала «Фауда» являются именно бойцы «а-яхида а-мивцаит» ШАБАКа.
Итак, Надав Аргеман шел от основания пирамиды Оперативного управления на его вершину ровно 20 лет. Судя по отзывам сослуживцев, его качества как оперативника и командира заслуживают самых высоких похвал. С 2007-го по 2011-й Аргеман был представителем       ШАБАКа в США. В 2011-м он возвращается в Израиль и получает назначение на пост заместителя Йорама Коэна. На этой должности у него была возможность глубоко ознакомиться с работой всех управлений и департаментов. Более того, он непосредственно курировал работу многих из них.
Согласно осведомленным источникам, Аргеман внес огромный вклад в дело внедрения в структуры ШАБАКа различных новинок технологического характера, существенно расширивших возможности спецслужбы. Среди прочего, будучи заместителем главы ШАБАКа, он осуществлял непосредственное руководство ликвидацией главы боевого крыла ХАМАСа в Газе Ахмеда Джабари, уничтожением которого израильскими ВВС в ноябре 2012 года началась операция «Огненный столп». В 2014 году Аргеман временно уходит из ШАБАКа на работу в Комиссию по атомной энергии, и на оставленный им пост был назначен не кто иной как нынешний генеральный инспектор полиции Рони Альшейх. Судя по всему, изначально планировалось, что оба они будут кандидатами на пост преемника Коэна.
За время службы Аргеман успел получить первую и вторую академические степени по политологии в Хайфском университете. В том же вузе он получил еще одну вторую академическую степень – в области безопасности и стратегии. Окончил нынешний глава ШАБАКа и Колледж национальной безопасности.
В отличие от назначения главы «Моссада», в случае с ШАБАКом премьер-министр не рассматривал кандидатуры извне. Более того, за всю историю этой спецслужбы глава не из ее рядов был назначен всего один раз – сразу после убийства Ицхака Рабина. Тогда пост занял бывший командующий флотом Ами Аялон. Т.к. работа ШАБАКа в последние годы оценивается очень высоко, в назначении «кризисного» менеджера, наподобие случая с Аялоном, не было никакой нужды. Неясно, кто из двоих, Альшейх или Аргеман, считался фаворитом изначально, но после того,  как первый принял предложение возглавить израильскую полицию, победа Надава Аргемана стала очевидной. Тем более что его, по рекомендации Коэна, срочно вернули из Комиссии по атомной энергии на должность заместителя главы ШАБАКа. Его же Коэн рекомендовал Нетаниягу в качестве своего преемника.
Кстати, многие источники, включая ряд журналистов, пишущих об армии и спецслужбах, считали, что в ШАБАКе карьера бывшего кибуцника (сейчас он проживает в Рош-Айне) уже закончена, и лишь неожиданный уход Альшейха в полицию вернул Аргемана в эту спецслужбу.
Как бы там ни было, если не произойдет ничего сверхнеожиданного, уже в мае Надав Аргеман сменит Йорама Коэна. Источники в ШАБАКе, а также все бывшие высокопоставленные сотрудники спецслужбы, дававшие интервью в последние дни, сходятся во мнении, что Надав Аргеман достоин этого высокого назначения. Тот факт, что он не был следователем и координатором по работе с агентурой, по их мнению, не является помехой. В его пользу говорит богатейший оперативный опыт в самом широком спектре сфер, а также то, что в бытность заместителем главы ШАБАКа Аргеман глубоко ознакомился и с теми направлениями, в которых изначально не специализировался.
Завершающаяся каденция Йорама Коэна, как с точки зрения оперативных успехов, так и в плане влияния на развитие структуры ШАБАКа, оценивается очень высоко. В этом, как и других случаях такого рода, новому главе спецслужбы предстоит непростая задача: продолжить поддержание планки как минимум на этом высоком уровне. Тем более что перечень угроз безопасности Израиля по-прежнему широк, начиная с терроризма и заканчивая киберпространством.
Остается пожелать Надаву Аргеману успеха в его новой должности. Ведь от этого его успеха будет зависеть жизнь очень многих израильтян…

Автор: Давид ШАРП