Бахмут – лицо геноцида
Эта выставка о боли, надежде и памяти, которая должна жить в поколениях
Светлана ГЛАЗ
В национальном историко-мемориальном заповеднике «Бабий Яр» в Киеве прошла выставка «Бахмут. Лицо геноцида 1942/2022». 1 августа 2022 началась битва за Бахмут после полномасштабного вторжения российской армии на территорию Украины. За время длительных боев за крепость и город, где проживало более 80 тысяч человек, 77 тысяч уехали. К сожалению, 216 человек убиты, более 500 человек — ранены. Об этом посетителям рассказывают экспонаты и информационные стенды. Фото Георгия Иванченка и Андрея Дубчака сделаны в Бахмуте. На одном из фото Георгия Иванченка убитые женщины.
— Это был прилет недалеко от центра на рынке. Мы видели это там. Таких сцен было много, – рассказывает фотограф.
Андрей Дубчак как военный репортер на войне с 2015 года, но то, что он видел в Бахмуте…
— Это походило на фильм ужасов, — говорит Андрей Дубчак.
А вот еще экспозиция необычная и философская. Называется «Пролитые слезы» киевлянина Михаила Алексеева.
— Моя экспозиция – это метафора общей боли всех украинцев, наполненная пролитыми слезами. Но это и напоминание, что память могут сохранять только живые.
Фотографии, стенды с историческими материалами Второй мировой войны, хранившиеся в Бахмутском краеведческом музее, которые, по словам сотрудника музея Игоря Корнацкого, удалось эвакуировать и сохранить до вторжения в город российской армии в августе 2022 года. Историк отмечает, что война закончится, территориальная целостность Украины возобновится, а Бахмут станет символом несокрушимости. Это потому, что люди исполнены любви к своей земле и сохранят память для будущих поколений об этих страшных событиях. В этом задача и цель выставки в Киеве. Не случайно местом выставки избран мемориал Бабий Яр. Это событие призвано провести параллели между трагедией Холокоста 1942 года и уничтожением Бахмута российскими захватчиками в 2022 году. Именно здесь в 1942 году было убито более 3000 мирных жителей города – евреев и украинцев.
На выставке представлены как работы, созданные во время широкомасштабного российского вторжения известными украинскими фотографами-документалистами так и воспоминания очевидцев событий 1941-1943 годов, а также видеоработы Клеменса фон Ведемейера на основе уникальных видеоархивов времен Второй мировой войны.
Клеменс фон Ведемейер — внук офицера Вермахта Гаральда фон Фитинхоф-Риша, документалиста-любителя, снимавшего наступление своего подразделения, завершившегося в Артемовске/Бахмуте в 1942 году. Спустя десятилетия эти материалы попали в руки Клеменса фон Ведемейера и он приезжал в 2021 году в Бахмут, чтобы своими глазами увидеть город. Его работы вошли в экспозицию.
О задачах выставки, ее уникальности для сохранения прошлого Украины и будущей памяти, говорим с директором национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр», организатором выставки «Бахмут. Лицо геноцида 1942/2022» Розой Тапановой.
— Скажите, организаторам выставки удалось достичь цели?
— Мы рассказали историю не только о Бахмуте, мы рассказали свою историю войны и Украины. Благодаря выставке многие впервые узнали о трагедии «Бахмутского Бабьего Яра» времен Второй мировой войны и сегодняшнюю трагедию. Россия всегда проводила антисемитскую политику и пыталась переписать историю и скрыть преступления, совершенные нацистами против евреев. Не только в Бахмуте, но и в Бабьем Яру еврейские кладбища сравняли с землей, а территория была превращена в спортивную площадку. Наша цель – говорить правду о прошлом и настоящем, поэтому, считаю, мы ее достигли. Сейчас у меня много рефлексий и понимания того, что можно сделать еще для сохранения памяти. Выставку посетили тысячи украинцев и гости из более чем 25 стран мира. Бахмутчане, которые на фото искали свои дома, приходили побыть со своим городом, со своим домом. Молодые девушки, которые приходили несколько дней подряд и изучали все, что написано, почти на память. Было много молодежи, детей. И именно этого мы и хотели добиться – широкой огласки, привлечения людей всех поколений. Потому что это рассказ о добре и зле. И эти понятия понятны в любом возрасте.
— Кроме того, что посетители все это видели, они еще могли общаться с авторами и прикоснуться к архивным материалам. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
— Эта экспозиция объединила архивные материалы Бахмутского краеведческого музея, работы известных украинских фотографов-документалистов Константина и Влады Либеровых, Сергея Коровайного, Андрея Дубчака, Георгия Иванченка, видеоарт Михаила Алексеенка, Клеменса фон Ведемейера. Запомнилась история, которую рассказал фотограф Андрей Дубчак, работавший в Бахмуте до последнего: «Однажды я спросил у мальчика по имени Глеб, что он хочет на Рождество. Он ответил: «Электрогенератор». Ребенок не должен хотеть на Рождество генератор. Да, ребенок должен хотеть детские игрушки, книги… Меня поразило фото Константина и Влады Либеровых, на котором изображен крест на похоронах и надпись «Неизвестная женщина». Тысячи наших людей, кто погиб во времена Второй мировой и чьи имена мы не знаем, и кто погиб от действий русских во время этой войны, кто остался без могилы или только с надписью «неизвестный». Это о самом страшном – о забвении. Мы должны помнить всех, даже если их имена не знаем. Каждая работа, представленная на выставке, по-своему затрагивает душу.
Для меня ключевым объектом экспозиции стала инсталляция Михаила Алексеенка «Пролитые слезы». Это черный бассейн в середине зала. Если подойти близко, то в воде отражаются люди. Периодически в этот бассейн падает капля-слеза и звук от ее падения слышен во всем зале. Созерцая себя в черном бассейне памяти, я поняла, как часто мы беззвучно кричим в темноте о своей боли и как нам нужно помнить о тех, кого с нами уже нет. Важно, что мы превратили выставку в площадку для дискуссий, где выступали не только художники, чьи работы мы представили. Выставку посетили дипломаты многих стран мира, специалисты по международному праву, как Ирвин Котлер, представители министерства иностранных дел Украины, Офиса генерального прокурора, которые сейчас в международном суде доказывают факты геноцида в Украине, совершенные россиянами, историки, педагоги, которые говорили о том, как изменится преподавание истории в украинских школах и вузах. Мы завершили выставку музыкальным памятным ритуалом в честь всех погибших. Создать его помог прекрасный украинский пианист Евгений Громов.
Итак, цель достигнута, выставка сработала на память об ужасах войны, когда бы и кто ее не развязал. Люди приходили, спрашивали и искали ответы. Организаторы надеются, что выставку «Бахмут. Лицо геноцида 1942/2022» увидят и в других государствах мира, которые помогают Украине в этой страшной войне. Среди них Израиль, маленькая страна со своими проблемами, войнами, террористическими актами, но люди которой находят время и средства помочь и украинской армии, и беженцам, что прибыли в еврейское государство с начала вторжения России в Украину. И чтобы подобное никогда не повторилось. Об этом говорил на закрытии экспозиции заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Перебийнис:
— Сохранение исторической памяти является важной составляющей гуманитарной политики Украины. Мы отвечаем перед прошлыми и будущими поколениями за историческую справедливость. Это важно и для того, чтобы донести до мирового сообщества правдивую информацию о Бабьем Яре, как символе Холокоста на украинской земле. Мы думали, что никогда больше на территории Украины не повторится Геноцид, который был не только в Бабьем Яру, но во многих районах, в том числе и в Бахмуте во время Второй мировой войны. К сожалению, 24 февраля 2022 года Россия пришла с войной и снова пострадали невинные люди, среди которых тысячи детей. Это Буча, Оленевка, Мариуполь, Бахмут. Выставка «Бахмут. Лицо геноцида 1942/2022» о смерти невинных людей. Теперь, как в 1941 году, когда убивали евреев за то, что они евреи, убивают украинцев за то, что они украинцы. Убивают в Украине. Надеюсь, что эта выставка фотографий, которые рассказывают об убийстве 3000 евреев Бахмута в 1942 году и преступлениях в сегодняшнем Бахмуте, творимые российской армией и который стоит, борется и обязательно выстоит, стала еще одним шагом к распространению правдивой информации в мире о трагедии современной Украины.
Эта выставка о боли, надежде и памяти, которая должна жить в поколениях.