Соня Рикель: «я следовала своим инстинктам»
Жизнь публичной персоны всегда на виду. Впрочем, как и смерть. Но не о каждом ушедшем в мир иной французе, отличившемся перед страной, Елисейский дворец выпускает официальный пресс-релиз, сообщая о кончине выдающегося соотечественника. Такой чести удостоилась модельер Соня Рикель, скончавшаяся на 87-м году жизни в Париже. Свои соболезнования выразил, в том числе, и президент Франции Франсуа Олланд, назвавший мадам Рикель «пионером моды, давшей женщинам свободу движений».
Будущая «королева трикотажа» родилась 25 мая 1930 года в зажиточном пригороде французской столицы Нейи-сюр-Сен в еврейской семье выходцев из России. Родители девочки — Альфред и Фани Флис — эмигрировали сразу после революции. Отец работал часовщиком, мать вела дом — в семье Флис росли пять дочерей. «Я выросла в очень буржуазной семье. Мы всегда говорили о политике, или об искусстве, или о живописи», — вспоминала модельер о детстве.
Сразу по окончании школы — в 17 лет — Соня устроилась оформителем витрин одного из текстильных магазинов в Париже. В 1953-м девушка вышла замуж за Сэма Рикеля — владельца элегантного бутика одежды в XIV округе Парижа. Через два года у пары родилась дочь Натали, жизнь текла своим чередом — Соня хотя и помогала мужу в бизнесе, но инициативы не проявляла.
Как ни странно, но появлению в мире моды нового громкого имени способствовала вторая беременность 30-летней Рикель. Соня с детства обожала различные свитера, но сейчас, будучи в интересном положении, не могла найти ничего комфортного и вместе с тем изысканного ни в одном из трикотажных магазинов. В конце концов, муж заказал для супруги вязаный свитер из венецианской шерсти, который по ее требованию переделывали семь (!) раз, но… заказчица так и осталась недовольна. Тогда она не придумала ничего лучше, чем сделать собственный эскиз — модель вышла настолько удачной, что Сэм выставил несколько свитеров, придуманных женой, в своем бутике Laura. Они, как и другая одежда для беременных, разработанная Соней, обратили на себя внимание молодых парижанок, но до славы было еще далеко.
И тут помог случай — начинающая певица Франсуаза Арди (совсем скоро она станет одним из главных эталонов красоты 1960-х и лицом Дома Yves Saint-Laurent) надела свитер от Сони Рикель для съемки на обложку журнала Elle. Облегающий полосатый Poor Boy Sweater («свитер бедняка») сразу стал сенсацией — вскоре Одри Хепбёрн купила у Сони дюжину таких, а среди клиенток появились Катрин Денев и Бриджит Бардо. Пройдет еще несколько лет и среди подруг и клиенток Рикель окажутся такие звезды, как Анук Эме, Фанни Ардан, Изабель Аджани и Жанна Моро. «Работа дизайнера упала на меня, как снег на голову, — признавалась Соня. — Это было случайностью. Первые десять лет я говорила себе: «Завтра я с этим покончу».
Стиль от Sonia Rykiel оказался очень созвучен шестидесятым. «Я ничего не знала и поэтому делала всё, что хотела, — вспоминала дизайнер много лет спустя. — Я не слушала никого. …Когда, к примеру, шёл дождь, я придумывала плащ. Когда было холодно, я делала пальто. Я следовала своим инстинктам». Рикель называют одной из двух главных модельеров-феминисток XX века — за это и за любовь к черному цвету она даже получила прозвище Коко Рикель.
1968-й ознаменовался для Сони не только разводом с мужем, но и открытием своего первого бутика в богемном квартале Парижа — Сен-Жермен-де-Пре — неофициальной столице философов и писателей, связанной с именами Сартра и Беккета, Пикассо и Симоны де Бовуар… Нонконформизм — так можно определить стиль Рикель, который стал ее визитной карточкой. «Я никогда не работала с оглядкой на общепринятые тенденции, руководствуясь собственной философией, укладывающейся в одно слово — антимода», — признавалась модельер, призывая женщин адаптировать моду под себя, а не безоглядно следовать диктату дизайнеров. Возможно поэтому, когда в ходе студенческих бунтов 1968-го молодежь громила шикарные витрины на Сен-Жермен, не пострадал лишь магазин Рикель, отражавший дух свободы и нового времени. Не вечерние платья, а широкие брюки, свободные трикотажные пуловеры, открытые топы и береты предлагала дизайнер своим молодым клиенткам.
Модели прет-а-порте для массового покупателя только начали завоевывать рынок, и Соня Рикель стояла у истоков этой тенденции. В 1970 году американский журнал Woman’s Wear провозглашает ее «королевой трикотажа», но этого ей уже мало — дизайнер расширяет производство и под брендом Sonia Rykiel начинают выпускаться аксессуары и парфюм. Многие ароматы шли во флаконе в форме пуловера с короткими рукавами — фирменного знака модного дома Sonia Rykiel.
В 1972 году мадам Рикель разработала дизайн интерьеров для знаменитого парижского отеля Crillion на площади Согласия, а в 1977-м стала первым именитым модельером, выпустившим коллекцию для каталога почтовых заказов. В 1987 году была основана детская линия Sonia Rykiel Enfant, в 1990 году дизайнер впервые представила коллекцию мужской одежды, спустя два года была запущена обувная линия. Она создавала фарфоровую посуду и мебель, снималась в фильмах, писала романы и книги по истории моды и даже детские сказки.
В 1974 году Рикель удивила мир швами наизнанку: «Я хотела показать сторону, прилегающую к коже, — она красивее. Швы, повторяющие форму тела, — это как своды храма…». Ей мы обязаны обычаю давать коллекциям поэтические названия, а также моде на цветные принты и надписи на одежде, поначалу вызывавшей недоумение. Первый свитер со словом sensuous (чувственный) от Sonia Rykiel появился в 1971 году.
В 1980-м она была признана одной из десяти самых элегантных женщин мира, доказав, что вязаная одежда может легко идти в ногу с любыми трендами. В одном интервью дизайнер изложила свое кредо: «С самого начала у меня не было страстного желания «делать моду», но мне хотелось следовать женщине, которая мне нравится. Интеллектуалка, немного странная, порой смешная, серьезная… женщина для мужчин, женщина для детей, женщина для любовников… она любит литературу, живопись, вечеринки, жизнь… И сезон за сезоном я лишь писала ее историю».
На протяжении двадцати лет Соня Рикель была вице-президентом парижской Палаты моды, она являлась также почетным членом Клуба любителей шоколада и Клуба любителей гаванских сигар. Не забывала дизайнер и о своих корнях, в частности, жертвуя деньги израильским детям, пострадавшим от арабского террора.
В 1995 году Рикель назначила на пост генерального и арт-директора дома Sonia Rykiel свою дочь Натали. Интересно, что судьбы двух женщин весьма схожи. Обе, прежде чем заняться карьерой, стали матерями. Обе начинали профессиональную деятельность в компаниях своих мужей. Обе в дальнейшем развелись и продолжили дело самостоятельно. В 20 лет Натали начала участвовать в показах Rykiel в качестве модели, а сегодня ее дочь Лола представляет бренд в Соединенных Штатах.
От дел глава компании отошла в 2007 году, когда Натали официально заняла пост президента Sonia Rykiel, тогда же мир узнал о недуге «королевы трикотажа», который она называла P de P (Putain de Parkinson, то есть «Чертова болезнь Паркинсона»).
В 2009 году, вручая Соне Рикель орден Почётного легиона, президент Франции Николя Саркози назвал ее «невыносимо французским дизайнером». И дело не только в бунтарском духе и независимости, отличавшими творчество модельера. До последнего момента Sonia Rykiel оставался единственным независимым домом моды во Франции, полностью принадлежавшим семье основателя. Так было до продажи в 2012 году 80% бизнеса гонконгской инвестиционной компании Fung Brands Limited.
Тем не менее бренд Sonia Rykiel переживает сейчас второе рождение — его представляют сестры Джаггер дочери легендарного фронтмена Rolling Stone Мика Джаггера. Креативный директор бренда Жюли де Либран признается, что участие сестер Джаггер в рекламной кампании, снятой в районе Сен-Жермен-де-Пре, имеет особое значение: «Их мама (модель Джерри Холл) ходила по подиуму для Sonia Rykiel». Вообще, с приходом Жюли де Либран дела у компании явно движутся в гору, новый креативный директор вернул бренду былую яркость и некоторую бесшабашность. Среди поклонниц лейбла — Дита фон Тиз, Кейт Мосс, Кира Найтли и другие звезды. При этом фишкой новых коллекций остается именно фирменный стиль и философия, предложенная Соней Рикель еще в 1960-е и в этом смысле новое — это хорошо забытое старое. Что касается самой мадам Рикель, то кавалеру ордена Почётного легиона и командору ордена Заслуг перед нацией, в честь которой был даже назван сорт роз, забвение не грозит. Королева навсегда останется королевой.
ЦИТАТЫ ОТ СОНИ РИКЕЛЬ
Платье любой женщины в любом возрасте и в любой стране — это вечная борьба между явным желанием одеться и тайным желанием, чтобы его с нее побыстрее сняли.
Я не прощаю людей, которые ленятся думать.
Как вы собираетесь иметь высокий уровень жизни без высоких каблуков?
Твоя одежда — твои взгляды. Тебя не поймут, если в деловом костюме будешь рассуждать о любовной интрижке соседа, а в прозрачном платье критиковать правительство. Одежда должна быть продолжением мыслей.