Под небом Парижа
Если тебе повезло,
и ты в молодости
жил в Париже то,
где бы ты ни был
потом, он до конца дней твоих останется с тобой,
потому что Париж — это
праздник, который
всегда с тобой.
( Из письма
Эрнеста Хемингуэя другу).
Трудно сегодня в нашей стране объяснить двадцатилетнему молодому человеку, что каких-нибудь 25-30 лет назад его родители не могли себе даже представить, что когда-нибудь они смогут вот так, запросто, купить билет, сесть в самолет и прилететь во Францию, в Париж. В те годы мы, советские люди, о Франции знали, наверно, не мало, но в основном из советской пропаганды как о капиталистической стране, в которой осела белая русская эмиграция и обосновалась высланная из СССР уже в 1960-1970 годах недовольная существующим общественно-политическим строем советская интеллигенция. Знали также о Франции как стране-законодательнице мод, родине коньяка и хорошего кино, и, конечно же, знали о ней из книг классиков французской литературы, и особенно из чудесной автобиографической книги Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». А мне еще Париж, почему-то, представлялся всегда каким-то легким, теплым и солнечным — таким, как музыка популярного и сегодня вальса композитора Жиро «Под небом Парижа», который мне много лет доводилось исполнять в составе эстрадных и духовых оркестров на различных сценах и площадках Чернигова.
И вот такое чудо неожиданно произошло и со мной. В середине марта этого года мне позвонил директор Объединенной еврейской общины Украины и директор Всеукраинской еврейской студенческой организации «Гилель» Иосиф Аксельруд и пригласил меня в апреле поехать в Париж на европейский молодежный форум еврейского образования. Я в некотором замешательстве спросил его: «Осик, форум-то молодежный… Ты не забыл, сколько мне лет?» «Не забыл, летим», — ответил он, тоном, не терпящим возражений. Страна, которую нам предстояло посетить, была чрезвычайно интересна мне еще и как многолетнему преподавателю еврейской истории в нашей Черниговской воскресной еврейской школе. Поэтому, для иллюстрации, подчеркнем только некоторые моменты (насколько это возможно в рамках газетной статьи) сложной, часто трагической двухтысячелетней истории евреев Франции.
Первые упоминания о пребывании евреев на территории Галлии (древнее название Франции) относятся к I в. н. э. Согласно некоторым письменным источникам, в Галлию были высланы еврейские пленные, захваченные римскими войсками во время Иудейской войны. В 212 г. евреям Галлии, как и всем свободным гражданам Римской империи, было предоставлено римское гражданство. Даже после того, как в 325 г. христианство было провозглашено государственной религией в Римской империи, евреев не коснулись никакие ограничения. Основными занятиями евреев в этот период были торговля, в том числе и работорговля, мореплавание, медицина. К моменту падения Римской империи в 476 г. евреи проживали в Париже (даже улица, ведущая к королевскому замку, называлась Еврейской), Пуатье и в ряде других городов, бывших административными центрами Римской империи. После того, как король франков Хлодвиг I (481-511) принял в 496 г. католицизм, влияние церкви в стране усилилось. В конце VI в. христианская церковь во Франции предприняла несколько попыток насильственного крещения евреев. Положение евреев значительно улучшилось в годы правления королей из династии Каролингов (751-987 гг.). Одним из основных занятий евреев в этот период было земледелие, им принадлежали большие земельные участки на юге Франции, на которых выращивался виноград. Евреи производили вина, которые считались лучшими в стране, и даже для религиозных христианских обрядов. Евреи занимались торговлей, в том числе со странами Востока. Арабские источники сообщали, что евреи южной Франции вели торговлю с Индией и Китаем. Евреям принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков. Короли охотно брали евреев на государственную службу в качестве сборщиков налогов и дипломатов. Часто еврейские купцы выполняли специальные поручения королей, связанные с доставкой различных товаров из-за границы. Евреи были подсудны только королевской власти. Короли, особенно Карл Великий и Людовик Благочестивый, тщательно следили за соблюдением еврейских привилегий; за это отвечал специальный чиновник. Согласно некоторым христианским источникам, во Франции в 9-10 вв. жили раввины, блестящие знатоки Библии и прекрасные ораторы. Епископ Мавр писал, что при составлении трудов по богословию он советовался с учеными евреями.
Однако католическое духовенство неоднократно требовало от королей ограничить права евреев. Епископ Лиона Амолон с возмущением говорил на церковном соборе в 846 г. о невеждах, утверждавших, что евреи проповедуют лучше священников. Некоторые епископы жаловались, что христиане ходят в синагоги слушать выступления раввинов. В 1009 г. в Иерусалиме мусульманами была разрушена церковь Гроба Господня. Это послужило предлогом для преследования евреев на всей территории французского королевства. Евреи Орлеана были обвинены в том, что это они якобы посоветовали мусульманам разрушить церковь. Толпы погромщиков топили евреев в реке, спаслись только согласившиеся креститься или сумевшие бежать в соседние земли. Евреи обратились за помощью к римскому папе Иоанну XVIII, который осудил преследования; в результате его вмешательства беженцы смогли вернуться во Францию, а насильственно крещенные — вернуться в иудаизм. Становление феодального государства во Франции, усиливавшееся влияние католической церкви, крестовые походы привели к дальнейшему ухудшению положения евреев. Особенно пострадали евреи Франции во время первого крестового похода (1096-99). Отряды крестоносцев уничтожили тогда много еврейских общин, оставив в живых немногих согласившихся креститься. В XII в. евреев лишили права владеть землей и самое главное — работать на земле. Евреи фактически превратились в крепостных короля и крупных феодалов: они могли менять место жительства только с согласия феодала, владельца земель, на которых они проживали. А ссуда денег христианам способствовало росту антиеврейских настроений.
Пропустим трагические средние века с их кровавыми наветами, с тремя изгнаниями евреев из Франции, религиозными диспутами, которые должны были (по мнению их организаторов) продемонстрировать торжество христианства перед иудаизмом, нападки (уже в новое время) французских философов-материалистов во главе с Вольтером на евреев и иудаизм. Объективности ради подчеркнем, что в некоторые периоды средневековья (12-13 века) во Франции происходил расцвет духовной еврейской жизни. Знаменитые иешивы работали в разных городах страны, в том числе и в Париже. В северной Франции и Провансе сформировались самостоятельные школы изучения Торы и Талмуда, создавались и редактировались мидраши. На севере и на юге переживала расцвет литургическая поэзия. Здесь жил и работал крупнейший еврейский религиозный авторитет Раши (рабби Шломо Ицхаки), составивший классические комментарии к Библии и Талмуду. Центрами еврейской учености были многие города Прованса, где создавались выдающиеся произведения по еврейской философии, грамматике, литургии, а также астрономии и медицине.
Прошли века — и вот, наконец, в период Великой французской революции 28 сентября 1791 г. Учредительное собрание Франции, после ожесточенных споров, приняло закон о предоставлении евреям гражданских прав. Предоставление равноправия французским евреям способствовало иммиграции во Францию евреев из других стран. В 1806 г. еврейское население Франции составляло около 70 тыс. человек, из них в Страсбуре проживало около восьми тысяч, в Париже — три тысячи. Хотя занятиями многих евреев, особенно в Эльзасе и Лотарингии, по-прежнему продолжала оставаться торговля скотом и старыми вещами, многие евреи стали заниматься другими видами деятельности. Так, в Париже в 1809 г. насчитывалось 419 евреев, занимавшихся торговлей и посреднической деятельностью; 227 были заняты ручным трудом. Среди евреев-ремесленников были перчаточники, сапожники, пекари, портные, швеи, модистки и даже истребитель крыс. Особенно распространена была профессия военного. В 1809 г. консистория Парижа представила неполные списки евреев — своих членов, служащих в армии, в их числе было 22 офицера, из которых один — в чине полковника (Ж. Леман, командир Первого стрелкового полка). В 1865 году в Париже уже проживало около 30 тысяч евреев. Относительно спокойный для евреев Франции XIX век окончился процессом, вошедшим в мировую историю под названием «Дело Дрейфуса» (1894-1906) и вызвавшим невиданный в новой французской истории взрыв антисемитизма.
С Парижем связана жизнь и деятельность евреев — выдающихся деятелей французской литературы и искусства: композиторов Ж. Ф. Халеви, Дж. Мейербера, Ж. Оффенбаха; актрис Сары Бернар и Рашель, художника К. Писсарро. В 1911 г. в университетах Парижа работали 18 профессоров-евреев. Евреи сыграли выдающуюся роль во французском движении Сопротивления в период Второй мировой войны. По опубликованным данным, евреи составляли до 20% командиров и бойцов отрядов движения Сопротивления. Евреи внесли огромный вклад в искусство, литературу, науку. Художники евреи А.Модильяни, Ж.Паскен, Х.Сутин, Марк Шагал, Соня Делоне, Мане-Кац; скульпторы Ханна Орлова, Осип Цадкин — представители так называемой Парижской школы — сыграли выдающуюся роль в культуре Франции. Здесь жили писатели М. Алданов, А. Седых, М. Цетлин; поэты Саша Черный и многие другие.
3 апреля 2011 г. Париж. Аэропорт Шарль де Голль. Аэропорт не произвел особого впечатления. Он оказался не лучше нашего Борисполя. Бросилось в глаза большое количество сотрудников аэропорта, таможенных и пограничных служащих французов азиатского происхождения. Комфортабельный автобус везет нас к месту проведения форума в Парижский Диснейленд. Описать это чудо творения рук человеческих не просто. Огромный сказочный фантастический город в городе. Все наши заседания проходили по намеченному плану. Однако программа форума оказалась несколько расширенной, выходящей за рамки образовательного форума. Интересные встречи. На одном из заседаний рядом со мной за столом оказывается депутат Израильского парламента Анастасия Михаэли. Михаэли — распространенная в Израиле фамилия, а вот Анастасия… откуда такое чисто славянское имя? Анастасия — известный в Израиле человек, журналист, в прошлом — обозреватель первого канала израильского телевидения. Всем, особенно мужчинам, она оказалась интересна еще и тем, что, будучи еще очень молодой женщиной, она мать уже восьмерых (!) детей. На мой вопрос, как она умудрилась, имея 8 детей, сделать такую карьеру, Анастасия ответила: «Я гиперактивный человек», а потом взяла авторучку и написала в моем блокноте (конечно, в шутку) «Питерская школа!» Как-то лидер одной черниговской украинской национальной общественной организации задал мне вопрос: мол, почему в израильском Кнессете нет украинцев, а в Верховной Раде полно евреев… Так вот (к сведению моего визави) Михаэли перед своим выступлением, представляясь, сказала, что 13 лет назад она жила в Санкт-Петербурге и была русским человеком и что мать и отец у нее русские по национальности, а теперь она израильтянка и депутат Израильского парламента.
Эйфелева башня впечатляет! Огромное сооружение. Между ее опорами может разместиться два футбольных поля. Поднимаюсь на лифте на смотровую площадку на самый верх. Весь Париж как на ладони. Просто фантастические виды. Слева через Сену в нескольких кварталах вижу Триумфальную арку и Елисейские поля, а справа на острове — величественный собор Нотр-Дам де Пари, географическое и духовное «сердце» Парижа. Время ограничено, поэтому спускаемся с председателем Тернопольской областной еврейской общины Игорем Кацнером вниз, переходим по мосту через Сену и через 10 минут выходим к Триумфальной арке.
Город спокойный, но и возле Эйфелевой башни и даже в Диснейленде мы видим военные патрули (по три солдата с автоматами наперевес). В Израиле такая картина не удивляет, но в центре Европы! Возможно, это вызвано происходящими сейчас событиями в Ливии, а Франция в прошлом — одна из крупных колониальных держав. Здесь уместно отметить, что слово «террор» французское и означает «страх». А вот применили террор (в современном понимании этого слова) впервые еще в древности арабы для устрашения своих же собратьев-арабов. Но сегодня террор стал бичом уже не только на Востоке: в Афганистане, Ираке, Израиле… Его щупальца дотянулись уже и до Европы. Однако отбросим политкорректность и с сожалением заметим, что сегодняшний террор имеет не европейское лицо…
На обратном пути, сев в метро, мы обратили внимание на то, что почти всеми пассажирами нашего вагона были арабы, турки (многие женщины в хиджабах) и чернокожие, кажется, всех племен и народностей. Я не знаю статус этих людей, но все они говорили по-французски. В последнее десятилетие во Франции несколько раз произошли массовые арабские беспорядки. А сегодня во Франции десять процентов ее граждан — мусульмане. В стране проживает 6 миллионов мусульман и всего 650 тысяч евреев. Почему я, абсолютный интернационалист, сейчас об этом пишу? Потому, что сегодняшний антисемитизм во Франции — исламский. И это при том, что нынешний президент Французской республики Николя Саркози — этнический еврей, хотя и добрый католик. Но не будем о грустном….
Прекрасная архитектура. Окна даже в старинных парижских домах уже современные, а вот парадные двери (все неповторимые) — огромные дубовые, резные, с большими коваными кольцами, заменяющими ручки. Около каждого такого дома можно смело, без специальных бутафорий, снимать исторические фильмы. И еще одно впечатление. Мы все испытываем ностальгию по прошлому. На торжественном вечере в одном из огромных ресторанов Диснейленда нас угощали каким-то протертым национальным французским супчиком из бобов. А рядом в корзинках лежали небольшие продолговатые булочки. Попробовав одну такую булочку, я изумился. Точно такой вид и вкус (вот что значит рецепт!) имели булочки моего детства. В булочных на ценниках они писались тогда «городскими», а все называли их «французскими». Почему? Да потому, что в период дурацкой борьбы с «преклонением перед Западом» в СССР бдительные чиновники их переименовали….
Вот такие, конечно же, субъективные впечатления и ощущения, сложились у меня о Великом городе за три дня, проведенных под светлым небом Парижа.