Что за фасадом?
Немного истории Бытует утверждение, что революцию планируют люди с пламенными сердцами, реализуют люди с трезвым умом, а плодами пользуются люди с грязными руками…
В 1950 году горсточкой евреев — всего 15 тысяч человек, оставшихся от 600-тысячной довоенной еврейской общины Германии — образован Центральный совет евреев Германии (ЦСЕГ). В основном, это были «немецкие» евреи. Именно они возродили еврейские общины и смогли успешно наладить взаимодействие с руководством Германии и отдельных земель. Благодаря этому были получены деньги за перенесенные страдания (концлагеря, эмиграция) и возвращена сохранившаяся еврейская собственность.
По мере налаживания жизни в стране возрос поток иммигрантов, в том числе и евреев из сопредельных стран — в основном, из Польши. Численность общин возросла и этот процесс привел к тому, что доминировать в общинах стали иммигранты. В конце шестидесятых — начале семидесятых они перехватили руководство в общинах у значительно уменьшившихся в числе «немецких» евреев. Учтя опыт прихода к власти, были созданы условия, чтобы ее смена стала практически невозможной. Формирование Центрального совета и его совещательных органов сосредоточила в своих руках небольшая группа. Причем, псевдодемократические органы (как палата представителей) не обладают никаким влиянием на принятие решений. Необходимо отметить, что на тот момент общины были, в основном, финансово независимы и их руководители наладили с представителями городских и земельных органов управления взаимовыгодное сотрудничество.
Со временем это сотрудничество и политический вес ЦСЕГ стали омрачать два обстоятельства: 1) численность общин начала неуклонно уменьшаться; 2) большинство руководителей, принадлежавших к поколению переживших Холокост, старели и настало время их неминуемого ухода со сцены.И тут руководству ЦСЕГ несказанно повезло: распался СССР и евреи из стран СНГ и Балтии пополнили местные общины. ЦСЕГ взял интеграцию еврейских иммигрантов в свои руки, превратив этот процесс в свой бизнес. Создается впечатление, что главное при заключении соглашений с Земельными советами и ЦСЕГ — негласная договоренность: мы выделяем бесконтрольно расходуемые деньги, а вы демонстрируете благодарность стране за радостное настоящее и светлое будущее еврейства Германии.
Менее чем за 15 лет в Германию по статусу контингентных беженцев прибыло свыше двухсот тысяч человек, в том числе около ста тысяч евреев по Галахе. Значительная часть из них (но менее семидесяти тысяч) пополнила ряды членов изрядно поредевших общин (к 1989 году численность общин составляла менее 28 тысяч человек, а к 2007 году численность местных евреев сократилась до 6363 человек).
При этом поколение старых руководителей сменило поколение «профессиональных евреев». Это не всегда образованные люди, зачастую весьма далекие от еврейства и еврейских интересов, весь «профессионализм» которых направлен на извлечение доходов из еврейских общин и обеспечение своего безбедного существования за их счет. Общины выведены из-под всякого контроля, управление ими осуществляется не для сохранения и развития еврейской жизни, а только для бесконтрольного использования бюджета.
Несколько слов об экономике
В небольшом городке умер многолетний председатель еврейской общины.
На заседании правления секретарь общины произносит речь:
— Да, мои дорогие! Если сегодня здесь, в этом зале, мы вешаем портрет покойника, то выполняем обязанность, которая обременяла нас уже давно. Этот человек еще при жизни заслуживал, чтобы висеть в том месте, где разворачивал свою деятельность…
После приезда иммигрантов из СНГ (и в связи с ним) на поддержание и развитие еврейской жизни в общину Германии ежегодно поступает 60-70 миллионов евро. То есть на каждого контингентного беженца и «местного» еврея государство «отпускает» не менее 250 евро, а если считать только членов общин, то эта сумма приближается к 1000. Причем речь идет только о «надводной части айсберга». Заметим, что христианские конфессии получают от государства 918 миллионов евро на в 1000 раз большее число членов.
Деньги, получаемые общинами, секретом не являются, а вот использование их — великая тайна. Потому что только около трети выделяемых сумм идет непосредственно на поддержание общинной недвижимости и необходимых мероприятий, демонстрирующих расцвет еврейской жизни в Германии. Около половины бюджета общин расходуется на зарплату, львиная доля которой оседает в карманах нескольких «профи-евреев» (зарплата остальных составляет крохи). Оставшиеся средства расходуется бесконтрольно и зачастую «испаряются» неизвестно куда.
Малейшая попытка сократить выделяемые немецкими властями суммы немедленно пресекается ЦСЕГ. Взрыв негодования вызвала робкая попытка убавить суммы, выделяемые на интеграцию контингентных беженцев: «Нам без этих денег нет жизни!».
Действительно, в связи с тем, что эти деньги несколько труднее «приватизировать», «профи-евреи» расходуют их бережно. Значительная часть жизни общин именно этими средствами поддерживается: проводятся мероприятия, обучаются люди — и все это записывается как выдающееся достижение руководства общин. Одновременно это дает возможность руководству общин поступающие от государства по другим статьям средства «экономить» и «приходовать» в свой карман.
Отдельного упоминания заслуживают победные реляции по поводу строительства новых общественных и культовых зданий. Они никого не должны обманывать: во-первых, строительство проводится на дополнительно выделенные государством деньги; а во-вторых, содержание всех этих сооружений впоследствии тяжким бременем ложится на бюджеты общин, усиливая их зависимость от субсидий государства (собственные средства общин составляют не более 5% их бюджета).
Как в общинах с духовностью?
«А мы живем в мертвящей пустоте, —
Попробуй надави —
так брызнет гноем…»
В.Высоцкий
Может ЦСЕГ и руководство общин озабочены тем, чтобы члены общин, прежде оторванные от своих корней, знакомились с историей и традициями своего народа? Ничего подобного! Подобран широкий круг раввинов и канторов, откровенно обслуживающих интересы общинных «баронов», пренебрегающих законами иудаизма в угоду руководству. В общинах процветает атмосфера безразличия к обучению молодого поколения, отсутствует заинтересованность как раввинов, так и руководства общин в привлечении молодежи к иудаизму. А ведь деньги еврейская община Германии, в первую (и главную) очередь, получает как религиозная организация.
Помпезные здания синагог и общинных центров зачастую пусты или в них проводятся мероприятия, имеющие весьма отдаленное отношение к еврейской жизни. А вот свободно собираться евреям в помещениях общинных центров помимо нескольких официально утвержденных мероприятий правлениями запрещается.
Грамотным и состоявшимся иммигрантам не составило бы труда быть представленными в руководстве ЦСЕГ. Но эта псевдодемократическая структура поражена кумовством. В руководство Земельных и Центральных советов просто кооптируются «нужные» люди.
Мало того, при нехватке «проверенных» кадров предпочтение отдается не только лицам, недавно вернувшимся в лоно иудаизма из других конфессий, но и неевреям. Надо заметить, что среди старожилов достаточно широко распространены смешанные браки. Это не осуждение, а констатация факта. Не все дети в таких браках признаются ортодоксальным иудаизмом евреями. Среди таких детей получило распространение прохождение гиюра и возврат в иудаизм из христианства. Это не запрещено. Интересно другое: вскоре эти люди занимают руководящие посты и «хлебные» кресла в еврейских общинах. Например, одна из дам, возвратившаяся в иудаизм из католичества, не только возглавила общину, но и вошла в руководство Центрального совета прогрессивных евреев. Особенно любопытна та легкость, с которой такие лица проходят гиюр. Прохождение гиюра рядовыми иммигрантами всячески затрудняется, препоны на этом пути почти непреодолимы. Но когда дело касается «своих», — признают гиюр друг друга (в отличие гиюров иммигрантов).
Создается впечатление, что сознательно отторгаются от общин и руководства в них состоявшиеся и образованные иммигранты: их труднее уговорить на сделку с совестью, чем какую-нибудь посредственность, люмпена, счастливого только от того, что допущен в клуб избранных. Этот процесс подробно объяснил Сирил Паркинсон: «Штаты постепенно заполняются людьми, которые глупее начальника, директора или председателя. Если он второго сорта, они будут третьего и позаботятся о том, чтобы их подчиненные были четвертого. Вскоре все станут соревноваться в глупости и притворяться еще глупее, чем они есть. Следующая (третья) стадия наступает, когда во всем учреждении, снизу доверху, не встретишь и капли разума».
Дабы избежать инакомыслия и критики, в уставы общин вписывают параграфы об исключении из общины. Условия исключения прописаны предельно невнятно, допускают произвол, хотя в иудаизме исключение из общины возможно было только за богохульство или переход в иную веру. Все это делается для того, чтобы кучка евреев-дельцов, могла спокойно обжуливать всех евреев — и не согласных, и согласных, и послушно-молчащих.
Такая политика приводит к тому, что евреи Германии организуют корабли для прорыва израильской блокады сектора Газы, а правление общины анонсирует экскурсии по местам отдыха Гитлера.
О Численности и составе общин
— Папа, а мы евреи?
— Нет, сынок.
— А скоро будем?
Отнюдь не анекдот
В свое время ЦСЕГ и руководство общин радостно приветствовали иммигрантов. Большой помощи прибывшие не получили, хотя спасли общины от вымирания. Со временем радость слегка поутихла: оказалось, что общины пополнила только треть прибывших, 60% из них — старше пятидесяти лет. За прошедшие почти два десятка лет численность местных евреев сократилась в четыре раза, а численность пополнивших общины иммигрантов сократилась на 20-25%. В то же время пополнения молодежью почти нет — всего один человек на каждых двадцать выбывших.
И вот уже Штефан Крамер, генеральный секретарь ЦСЕГ, сокрушается, что жизни еврейской общины Германии осталось не более четверти века. Еще недавно залы некоторых общин были переполнены, а ныне на шаббат и праздники не собирается миньян. В то время, когда христианские конфессии бьют тревогу по поводу падения числа прихожан на 1-2%, руководство еврейской общины Германии хладнокровно констатирует падение членства в разы.
Не смущаясь этим, ЦСЕГ постоянно напоминает, что он представляет двести тысяч иммигрантов и поэтому вправе распоряжаться всеми средствами, выделяемые на них правительством ФРГ. В этом вопросе помощь руководству общин и ЦСЕГ оказывает статистика, демонстрирующая чудеса: в некоторых общинах численность членов в несколько раз превышает численность проживающих в этой местности евреев. Это открывает широкое поле для манипуляции голосами «мертвых душ» при комплектовании руководящих органов Земельных союзов и распределении средств.
Для сохранения власти в руках узкой группы «кормящихся» в общинах «профи», к управлению общинами стали привлекать неевреев. В уставы общин вносятся пункты о праве лиц, не исповедующих иудаизм, руководить собраниями еврейских религиозных общин и управлять ими. Благодаря таким решениям собраниями ортодоксальных общин руководят немцы-католики. Недалеко то время, когда в молитвенном зале синагог во время молитвы будут сидеть вперемешку с несколькими евреями нанятые для этого действа христиане и мусульмане.
И все — якобы для сохранения государственного финансирования еврейских религиозных общин, которое должно способствовать расцвету еврейской жизни в Германии. На самом деле такое финансирование необходимо самим «профи»: в уставы внесен пункт, что зарплата им выплачивается даже в случае сокращения количества членов общины до двадцати человек.
И такое сокращение численности общин не за горами: через лет пятнадцать-двадцать общины вернутся к тому положению, которое было в канун массовой иммиграции. Только теперь рассчитывать на еще одну волну иммиграции не приходится…
«Мы здесь»