ЕВРЕЙСКИЙ ЦЕМЕНТ

Марк ФАЙНЕР, инженер-строитель, специально для «Еврейского обозревателя» | Номер: Сентябрь 2013

1_2Продолжение. Начало см в № 8 (248) август 2013 г.
4. Язык и культура
Заполняя в анкете графу «родной язык», мы довольно часто, не задумываясь, пишем «русский», «украинский», «английский» и т.п. Правильно ли это? Давайте рассудим. Нередко в еврейских семьях ребенок вырастал, не помня своих родителей. Причин много – смерть отца, матери, нахождение их в концлагере и т.п. Довольно часто люди других национальностей заботились о сиротах, отдавая им свое тепло и прививая свою культуру. Не в аналогичном ли положении находятся евреи? Уважая и любя другие народы, их языки и культуры, мы не можем отказаться от своего еврейского происхождения. Да, мы действительно забыли или не знаем свой родной язык, но от этого он не перестает быть для нас родным. Придет время, приложим усилия – вспомним! И это время уже пришло, у нас сегодня есть все для возрождения еврейского языка и культуры. Да вот только разобраться между собой никак не можем. Никак не можем выяснить – иврит или идиш. Конечно, и иврит, и идиш! Не последнюю роль в том, что за четверть века относительной свободы мы не возродили родной язык и культуру, сыграли наши же «патриоты», советчики и помощники. Кому-то выгодно было, чтобы нашим родным языком стал иврит (ведь на это же давали деньги!), и не беда, что нет в стране соответствующих корней, культуры, родителей, хоть чуть-чуть знающих иврит, другими словами среды. Главное, что кто-то за это получал деньги. Ну и что? Язык и ивритскую культуру не освоили, зато работники культуры получили возможность перепевать старые ивритские песни и танцевать старые ивритские танцы. Что ж, и это неплохо. А вот про идиш совсем забыли, разве что какой-то спонсор из-за рубежа присылал какой-то организации деньги на фестиваль, а государство откупалось мелкими подачками на единичные полиграфические издания. Ни концепции, ни системы, ни последовательности в возрождении еврейского языка и культуры за последние четверть века ни у еврейской общественности, ни у власти так и не сформировалось. А вот «шаровыми» мероприятиями отучили евреев покупать билеты на спектакли и концерты, обрекая носителей еврейской культуры и искусства на вымирание. Вот на русскую, английскую или украинскую попсу можно заплатить 500-1000 гривен за билет, а еврейскому исполнителю деньги не нужны. А скажите, пожалуйста, кто мешал организовать изучение идиш в детских садах и школах, образовать хотя бы одну кафедру еврейского языка и литературы в университете? Только не говорите, что не было денег. Власть была не против, но и прилагать усилия для этого не хотела. Да и с кем было разговаривать, если еврейскую общину у нас представляют десятки организаций? А есть ли у нас вообще еврейская община?

5. Общественные организации
Как-то на одном из общественных мероприятий я обратил внимание знакомого раввина на некорректное (да и нееврейское) поведение одного еврейского олигарха, на что раввин мне ответил: «Что ж Вы хотите, он же держит эту организацию». Так вот в чем дело, оказывается, еврейскую организацию можно держать как лавку, завод, банк, газету, телеканал, прислугу. То есть олигарх содержит организацию не для служения Вере, еврейскому народу, возрождения еврейства, а для того, чтобы от их имени выражать свои интересы. Нужны ли нам, евреям, такие организации и такие лидеры? Безусловно, еврейской общине не помешает материальная помощь, но при условии, что оказывающие ее искренни и благородны. Не секрет и то, что еврейство, Вера и религия стали для отдельных людей бизнес-проектом.
Еще одной особенностью евреев (впрочем, как и других народов) является еврейская община, которая во все времена играла роль цементирующего фактора. Изменились времена, естественно, что должна была измениться и форма организации общины. Но, увы, еврейские общины сохранились лишь при синагогах, которые, понятно, по своему содержанию являются религиозными, играя больше роль разъединяющую, а не консолидирующую Нацию. Существующие на сегодня на постсоветском пространстве объединенные еврейские общины являются, в большинстве случаев, формальными организациями одного-двух лидеров, которые ее и содержат. Чаще всего они не имеют ни конкретных программ, ни денег на развитие и бездействуют или просто имитируют свою деятельность. Но зато их лидеры имеют возможность выступать от имени всех евреев и общаться с властью.
Непосвященному читателю, который выходит в Интернет, может показаться, что еврейская жизнь на постсоветском пространстве кипит – десятки и сотни еврейских организаций, столько же газет и «боевых» листков, фотографии, рапорты, отчеты… Но, увы, все это далеко не так. Число еврейских организаций, скорее всего, отражает соответствующее число источников финансирования и не представляет ни разнообразия деятельности, ни массовости участия. Чаще всего одни и те же 20-30 бабушек и дедушек являются участниками различных мероприятий, проводимых разными организациями, хотя на «шаровые» концерты с участием звезд эстрады, пуримские и пасхальные трапезы приходят сотни. Неудивительно и то, что клиентов хеседов в два-три раза больше, чем евреев по переписи населения.
Негусто и в синагогах, даже в Киеве – обычно 20-30 человек, хотя если бы каждый еврей отмечал бы йорцайт своих ближайших родственников, то посетителей оказалось бы в несколько раз больше. В то же время, если еще где-то теплится еврейская жизнь, то это в синагогах. Спасибо нашим богатым евреям, но их инвестиции, к сожалению, оказались недостаточно эффективны, так как возрождение веры и религиозности одного еврея обошлось в сотни тысяч долларов. А может, потому, что не было обоснованной концепции и программ возрождения еврейства? Вместо формирования крепких еврейских общин с духовными и культурными центрами и их духовными и национальными лидерами, создавались эфемерные и слабые авторитарные структуры с самозваными национальными лидерами, которых выдвигал не народ, не программы действий, не авторитет в еврейской среде, а деньги и спецслужбы.
В результате мы получили две сотни «профессиональных» евреев, трудоустроили за спонсорские средства тысячи евреев, далеких от еврейского народа, его нужд и чаяний. Безусловно, многие еврейские организации возглавляют талантливые люди, но их влияние на общину и решение актуальных еврейских проблем минимально.
Вывод довольно прост: нас никто не организует, если мы сами этого не захотим, нация, неспособная к самоорганизации, обречена на деградацию. Конечно, нужны лидеры, но, увы, таких лидеров, как Моше нет. Так возьмем же благородно, без корысти и лести эти функции на себя, уважаемые раввины, состоятельные евреи, да и каждый, кто считает себя евреем.

6. С чего начать?
Итак, мы определили основные компоненты еврейского цемента. Это Вера, язык, культура и безопасность. Но для того, чтобы его приготовить, нужен смеситель. И этим смесителем, на наш взгляд, является еврейская община с мудрыми духовными и национальными лидерами. Начало уже есть – это синагоги с высокообразованными раввинами, религиозные образовательные центры, еврейские (но, к сожалению, игнорирующие идиш и идишистскую культуру) школы. Да, пожалуй, с общины как активного центра еврейской системы и нужно начинать. И начинать почти сначала, признав прошедшие четверть века периодом просчетов, ошибок и заблуждений (не упуская при этом отдельные достижения), начать с учетом прошлого опыта. А для этого, прежде всего, нашим лидерам придется сдать экзамен на верность еврейскому народу, который может проявиться в их отказе от собственных амбиций, самоликвидации пустословных еврейских организаций и средств массовой информации, включив их в единую еврейскую общину. На наш взгляд, такая община должна быть светской, но обязательно включать автономные религиозные структуры, а в составе правления иметь всех ведущих раввинов. В то же время, ни в коем случае не избирать раввинов руководителями объединенной общины, так как их функции определены их же профессиональным статусом – быть духовными лидерами народа.
Создавая общину, нужно будет четко определиться и еврейскому народу. Кто мы, будем ли лонгировать контракт со Всевышним или бесследно растворимся в общей массе? Безусловно, нужно бороться за каждого еврея, но если человек принципиально не хочет быть евреем, то пусть освободит еврейство от своего соучастия. Это, конечно, больно, но сегодня мы переживаем времена не проще, чем египетские, а потери наши по пути к Вере и Нации хорошо известны.
Какова же, на наш взгляд, должна быть структура общины? Разумеется, международная, но одна, а не несколько. Понятно, что и региональная со своими привычками и лидерами. Конечно, добровольная и демократичная не только по форме, но и по содержанию. И, безусловно, высокоморальная, мудрая и самодостаточная, но ни в коем случае не находящаяся на содержании отдельных личностей и организаций. А для этого необходимым условием должно стать личное участие в работе общины каждого еврея, включая и финансовую поддержку в виде членских взносов в размере хотя бы 1-2% от полученного дохода. (или фиксированного платежа в 10-50 гривен в месяц). Понятно, что там где есть оборот денег, должен быть и серьезный наблюдательный совет и открытая бухгалтерия. Конечно, община должна принимать (и быть за это благодарной) спонсорские взносы, но ни в коем случае не ставать их заложником, не покупаться на различные подачки.
Имея соответствующее финансирование, община может вести и посильную еврейскую деятельность: издавать центральную общинную газету, проводить культурные мероприятия, оказывать консультации, а в необходимых случаях и собирать средства для нетрудоспособных и больных членов общины. За эти же средства (а их по нашим расчетам немало) община смогла бы (конечно, с участием государства) решать проблемы возрождения языка и культуры, профессиональной подготовки молодежи и т.п.
Эффективность работы общины во многом будет зависеть от ее руководителей. Избрать правление общины не из самых богатых и знаменитых (хотя это и не порок) и крикливых, а мудрых, порядочных, самодостаточных, уважаемых и преданных еврейскому народу людей – дело далеко не простое, хотя для евреев, думаю, проще, чем для других народов. На вопрос, почему нельзя доверять управление еврейской общины самым богатым и знаменитым, отвечу просто: быть успешным бизнесменом, ученым или деятелем искусства – это не удача, а способ жизни, в котором на служение еврейскому народу остается очень мало места и времени, а вот принять посильное участие в еврейской жизни для них было бы не менее почетным.
Наши богатые евреи, если они действительно преданы еврейскому народу, должны понять, что попытки руководить или влиять на еврейство своими инвестициями и подачками оборачиваются, в конце концов, большим злом, которое находит свое проявление в попрошайничестве, желании «повеселиться и особенно пожрать», корысти от посещения синагоги и участия в еврейских мероприятиях. Каждый же еврей должен стремиться к тому, чтобы не получать от общины больше материальных благ, чем ей отдает, не продаваться при принятии решений за различные подачки и на рекламные акции.
Итак, мы определились, что мы иври (евреи), наша Вера – иври (еврейская), наш родной язык еврейский (иврит и идиш, или ладино и т.п.), наша культура – еврейская (иври и идиш, или ладино и т.п.), связаны мы между собой происхождением, Верой, языком и культурой (не забывая при этом о безопасности), и несмотря на то, что являемся гражданами разных государств, представляем объединение единомышленников, желающих возродить свою Нацию. Цементом нашего объединения являются рассмотренные выше факторы. Для реализации поставленной цели мы и создаем еврейскую общину, основанную на демократических принципах, членство в которой определяется персональным участием каждого в деятельности общины, признании себя евреем и стремлении вести еврейский образ жизни. Не забываем и о том, что крепкая еврейская община невыгодна нашим врагам и отдельным личностям, которые постоянно будут мешать, что на работу общины будет стараться влиять и власть, пытаясь внедрить в руководство своих марионеток.
Где и как начать? «Место встречи изменить нельзя». Безусловно, это синагога, понятно, что и бескорыстная инициативная группа, общие собрания, и, самое главное, осознанный каждым евреем выбор правления. Итак, строим!