ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ РАФАЭЛЬ ЛЕМКИН

| Номер: Январь 2016

Lem_2Для начала информация, появившаяся на украинских общественно-образовательных сайтах 30 августа 2014 года:
I Міжнародний конкурс есе
ім. Рафаеля Лемкіна
У часи калейдоскопічних історичних змін, коли норми міжнародного права та усталеного після Другої світової війни світового ладу черговий раз опиняються під загрозою ревізії, а то й стають об’єктом брутального порушення, вкотре актуалізується проблема відповідальності суб’єктів міжнародних відносин і конкретних осіб за відверто злочинні діяння, що завдають шкоди всьому цивілізованому людству.
У зв’язку з цим наша громадська організація «Інститут суспільних ініціатив» прагне усунути ту ганебну інформаційну порожнечу в суспільному, культурному й духовно-гуманітарному житті України, що утворилася довкола постаті науковця, правознавця, фахівця з міжнародного права Рафаеля Лемкіна, який створив і запровадив у найширший науковий і правовий обіг термін «геноцид».
Саме його зусиллями цей термін закріпився у прийнятій 9 грудня 1948 року резолюції № 260 Генеральної Асамблеї ООН – «Конвенції про запобігання та покарання злочинів геноциду»; саме Рафаель Лемкін першим у 1953 році в своєму зверненні «Радянський геноцид в Україні» до нью-йоркської аудиторії визнав злочини сталінського комуністичного режиму проти українців як геноцид, проаналізувавши його в контексті міжнародного права.
З огляду на таку неперехідну значимість фігури вченого, який своїм походженням, біографією та працею довів можливість гармонійних мультинаціональних відносин у світі, в якому понад усе ставив універсальні загальнолюдські цінності, ми організовуємо цей конкурс.
Добавим лишь, что в прошлом году победителем I Международного конкурса эссе им.Рафаэля Лемкина на тему «Геноцид – чорна сторінка історії людства» стал датчанин Лок Бисбйерг Нильсен, второе и третье места заняли соответственно Эка Путра Джаянтара (Индонезия) и Эдвин А. Джон (Нигерия).
…Кто же этот человек – Рафаэль Лемкин?Почему мы в нашей стране, когда говорим о геноцидном характере украинского Голодомора, чаще всего вспоминаем лишь имена Гаретта Джонса, Роберта Конквеста, Джеймса Мейса? И почему так мало знаем о Рафаэле Лемкине – авторе концепции определения геноцида, которая легла в основу всех современных международных и национальных правовых актов? Об ученом-подвижнике, который впоследствии обосновал ужас массового уничтожения украинского крестьянства как типичный образец геноцида? Хочется верить, что не из-за его «подозрительной» фамилии…
Рафаэль (Rafal) Лемкин родился в 1900 году в еврейской семье в небольшом поселке Безводное в восточной Галиции (сегодняшняя Беларусь). Семья была необычная: отец – крестьянин, мать – очень образованная женщина, которая занималась живописью, изучала лингвистику и философию. После окончания торговой школы в Белостоке в 1919 году Лемкин поехал учиться в Львовский университет, на факультет филологии. Рафаэль был очень способным молодым человеком, уже тогда знал несколько языков (впоследствии он свободно говорил на девяти и читал на четырнадцати языках). Позже Лемкин вспоминал, что был тогда «полон идеалистических взглядов». Но кто же в 19 лет не был идеалистом ?! Удивляет другое – ему удалось остаться таким до конца своих дней, одновременно демонстрируя упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
То, что произошло во Львовском университете в 1921 году, Лемкин считал поворотным моментом в своей жизни. Тогда газеты были полны сообщений о суде в Берлине над армянским студентом, который застрелил бывшего турецкого министра, замешанного в истреблении армян во время Первой мировой войны. 20-летний Лемкин был поражен тем, что армянский студент несет ответственность за свои действия, а члены турецкого правительства, виновные в убийстве миллионов – нет. Во время дискуссии в аудитории Лемкин спросил профессора: «Почему убийство одного человека – преступление, но когда государство убивает миллион своих граждан – это уже не преступление?». Ответ профессора продемонстрировал действующую тогда четкую границу между суверенитетом государства и международным правом: «Представь себе крестьянина, у которого есть несколько куриц. Он их зарезал, и это его личное дело. Если ты вмешиваешься, ты незаконно действуешь на его территории». Профессор объяснил, что армяне – турецкие подданные, и государство может поступать с ними, как ему заблагорассудится, и добавил, что международное право не может защитить армян и вмешаться во внутренние дела государства, тем самым нарушив его суверенитет. Эта история невероятно поразила молодого Лемкина, и с тех пор идея создания международного права, которое будет защищать народ от преступлений собственного правительства, овладела им.
Окончив филологический факультет, Рафаэль ненадолго покинул Львов для изучения философии в Германии. Будучи буквально одержимым идеей нового международного права, он твердо вознамерился получить еще и юридическое образование. Поэтому в 1926 году Лемкин вернулся во Львов, где поступил уже на юридический факультет университета. Об этом периоде его жизни упоминаний немного, известно только, что еще в первый год учебы в журнале юридического факультета была опубликована его статья о советском уголовном кодексе. Современные историки считают, что неизвестные работы Лемкина того времени до сих пор хранятся в архивах Львовского университета. Так или иначе, Рафаэль успешно завершил юридическое образование и в 1929 году начал работать в Варшавской прокуратуре.
Как юрист Лемкин получил известность в Европе в 1933 году, когда, представляя Польшу на конференции в Мадриде, впервые предложил считать т.н. «варварские преступления» против собственных граждан нарушением международного права и утверждал, что уличенных в таких преступлениях нужно брать под арест, независимо от национальности. Многие видные юристы Европы были заинтригованы такой постановкой вопроса, но практически все они увидели в ней лишь антигитлеровский подтекст.
Мировую войну Лемкин встретил, занимаясь частной адвокатской практикой. Сразу же после вторжения в Польшу немецких и советских войск в 1939-м он бежал в Вильнюс, затем в Швецию, где недолго преподавал в Стокгольмском университете. В 1941 году Рафаэль Лемкин получил разрешение на въезд в США.
Взлет его карьеры в новой стране был стремительным. Он сразу же был назначен «специальным преподавателем» юридического факультета престижного Университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина. В 1943-м Лемкин уже работал советником в государственном и военном департаментах США. В это же время параллельно он начал собирать данные о немецких преступлениях на оккупированных территориях – европейская трагедия только ускорила работу юриста. Он был уверен: государство должно нести ответственность за свои массовые преступления, независимо от того, где они произошли – на оккупированных территориях или внутри самой страны, против собственных граждан.
Для Лемкина вопрос был еще и в терминологии, в названии такого преступления. На тот момент каждое преступление в англо-американском уголовном праве имело характерный уникальный термин: homicide (убийство), robbery (ограбление), larceny (воровство) и т.д. Так, описывая преступления Гитлера в 1941 году, Черчилль говорил о «преступлении без имени». В своей книге «Проблема из ада: Америка в век геноцида» (2003) Саманта Пауэр, тогдашний советник Барака Обамы по внешней политике, а ныне представитель США при ООН, написала: «Лемкин, бывший студент филологии, понимал, что выбор слова, термина имеет большое значение. «Массовое убийство» не подходило, поскольку оно не передавало мотива преступления. Лемкин осознавал, что ему нужно слово, которое не может быть использовано в никаких иных контекстах (как, например, «варварство» или «вандализм»). В своих записках Лемкин начертал и обвел карандашом «слово», нарисовал черту, соединяющую его со словосочетанием «моральный приговор». Он искал слово, которое отвечало бы его цели, то редкое слово, несущее праведный гнев общества». И такое слово было найдено.
Впервые термин «геноцид» (Genocide) Лемкин использовал в 1944 году в книге «Принципы правления в оккупированной Европе», в которой подробно проанализировал последствия нацистской оккупации и разоблачил нацистские преступления. Новый термин Лемкина был производным от греческого «geno» (раса или племя) и латинского «cide» (убийство). «Геноцид» – термин был коротким, легким в произношении на любом языке, хлестким и вызывал дрожь у тех, кто его слышал. Сам Лемкин так описал новый термин: «Под геноцидом мы подразумеваем уничтожение народа или этнической группы. Геноцид не обязательно должен означать немедленное уничтожение народа. Скорее геноцид означает скоординированный план различных действий, направленных на уничтожение насущного фундамента жизни национальных групп с целью уничтожения народа в целом. Геноцид направлен против национальной группы как среды, а действия – против отдельных граждан, не в их индивидуальной сути, но как членов национальной группы».
Решающий прорыв для Лемкина состоялся на процессе в Нюрнберге в 1945-1946 годах, где он присутствовал в качестве советника американского прокурора и судьи Верховного Суда Роберта Джексона. Своей «фирменной» настойчивостью Лемкин добился включения слова «геноцид» в обвинения нацистским преступникам – так обвинения в геноциде впервые были использованы в международном праве.
В 1946 году Рафаэль Лемкин становится консультантом юридического комитета ООН и разрабатывает проект «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», в котором он определил геноцидом также «умышленное уничтожение социальных групп или их частей», то есть именно то, что происходило в СССР в 1933-1934 годах с украинским крестьянством. 9 декабря 1948 года ООН утвердила Конвенцию, но с определенными исключениями – по требованию СССР. Если бы тогда в 1948 году Ассамблея ООН проголосовала авторский текст Конвенции Рафаэля Лемкина без изменений, то Голодомор уже был бы признан геноцидом украинского народа. Принятие документа в такой редакции не могло удовлетворить Лемкина. Остаток своей жизни он посвятил лоббированию принятия национальных законов в поддержку Конвенции и разоблачению преступлений советской власти против украинского народа. Не в состоянии повлиять на изменение решения ООН при принятии Конвенции, Рафаэль Лемкин доказал геноцидные действия Кремля в отношении Украины другим методом – в своих многочисленных статьях и публичных выступлениях.
Так, выступая в 1953 году в Нью-Йорке с докладом «Советский геноцид в Украине» перед многочисленными участниками конференции в память жертв Большого голода, профессор Лемкин заявил, что «голодомор – это классический пример советского геноцида, его самый долгий и обширный эксперимент русификации, а именно – уничтожение украинской нации». Этот процесс, по мнению Лемкина, был «логическим продолжением российской имперской политики, антигуманными проявлениями которой были: потопление десятков тысяч крымских татар по приказу Екатерины Великой, преобразование по ее приказу запорожских козаков в крепостных, уничтожение царем Николаем I польских национальных лидеров и украинских католиков, ряд еврейских погромов, которые периодически пятнали российскую историю».
Далее Лемкин обосновывает, почему кровавая сталинская идея атакует в первую очередь украинский народ. Он объясняет, почему именно Украина, несмотря на ее экономические и демографические мощности, была главной проблемой для большевистских амбиций: «Пока Украина сохраняет свое национальное единство, пока ее народ продолжает думать о себе как о украинском и добивается независимости, до тех пор она представляет серьезную угрозу для самого сердца советской идеи. …Потому что украинец не является и никогда не был русским. Его культура, его темперамент, его язык, его религия – здесь все иначе. … Он отказывался от коллективизации, принимая скорее депортацию и даже смерть. Поэтому было особенно важно приспособить украинца в прокрустово ложе идеального советского человека».
Мужественный ученый Рафаэль Лемкин определил четыре основных этапа уничтожения украинской нации сталинским режимом. Первым этапом было истребление большевиками украинской национальной элиты – «мозга нации». Вторым – ликвидация украинской национальной церкви, «души нации».
Третьим этапом геноцида Лемкин называет уничтожение значительной части украинского крестьянства. Говоря о репрессиях против украинских крестьян, Лемкин, как человек западной культуры, называет их фермерами, хотя по своей сути они таковыми и были до начала принудительной большевистской коллективизации. Продолжая свое выступление, он сказал: «Третье острие советской атаки было направлено против фермеров, огромной массы независимых крестьян, хранителей традиций, фольклора и музыки, национального языка и литературы, национального духа Украины. Оружие, которое применяли против них, является, пожалуй, самым страшным из всех – вымаривание голодом. В течение 1932-1933 годов пять миллионов украинцев умерли от голода, от жестокости, которую 28 мая 1934 года Конгресс США осудил как бесчеловечную».
Четвертым шагом геноцида, по Лемкину, было заселение Украины людьми из других регионов СССР с одновременным выселением украинцев – для радикального изменения этнического состава населения.
Особо стоит выделить верное понимание Лемкиным главной причины и основной задачи Голодомора, которые были определены им в том числе и по заявлениям главных исполнителей этого преступления: «Косиор заявлял в газете «Известия» от 2 декабря 1933 года: «Украинский национализм – это для нас главная опасность». И чтобы искоренить этот национализм и установить ужасное однообразие советского государства, принесли в жертву украинское крестьянство».
Эта проникновенная речь великого гуманиста и выдающегося ученого Рафаэля Лемкина о трагедии украинского народа была переведена на 28 языков мира. Лемкин приводил факты, цифры, цитаты, документы, которые сейчас уже не являются сенсационными, но тогда, в 1953 году, это был, без преувеличения, гражданский подвиг.
В 1948-1951 годах Рафаэль Лемкин преподавал право в Йельском университете. Дважды, в 1951-м и 1952-м, его номинировали на Нобелевскую премию мира, но он так и не получил ее. В 1955 году он был награжден орденом «Золотой Крест Заслуги» правительством ФРГ.
28 августа 1959 года в Нью-Йорке перестало биться отважное сердце мужественного рыцаря Рафаэля Лемкина, который, как писала пресса «ушел из жизни, истощенный своей неутомимой борьбой за восстановление справедливости и исторической правды».
7 ноября 2015 года в столице США Вашингтоне состоялось знаменательное историческое событие: возле здания Конгресса США в присутствии официальной делегации из Украины, государственных деятелей США и представителей украинской диаспоры был торжественно открыт величественный и горький Мемориал в память жертв Голодомора 1932-1933 годов – бесконечное, украинское пшеничное поле из бронзы…
Открытие Мемориала стало апофеозом многолетнего, очень нелегкого процесса восстановления исторической правды о советском геноциде в Украине. Огромная заслуга в признании американской и мировой общественностью правды об украинской трагедии, без сомнения, принадлежит Рафаэлю Лемкину, который почти семьдесят лет назад начал героическую борьбу против лживой советской пропаганды и призвал все страны мира, признавшие Холокост трагедией не только еврейского народа, а и всего человечества, так же признать трагедией мирового масштаба Голодомор – геноцид украинского народа.
…Не знаем, назовут ли когда-нибудь Великого еврея Рафаэля Лемкина Великим украинцем. Считайте, что мы уже назвали.

На снимке:
— Мемориал в Вашингтоне