Кадзидло, Щупак и фамилии «по прейскуранту»
Интервью с исследователем в области ономастики Александром БЕЙДЕРОМ
История о плачущем еврее
Об одном любопытном материале из венских архивов упоминает Францос. В одном из протоколов австрийский чиновник пишет о том, что когда он спросил у очередного еврея, какую фамилию тот хотел бы принять, еврей ничего не ответил, а начал хныкать (weinen) и стонать (stohnen), поэтому чиновник решил дать ему фамилию Вайнштейн (которая, хотя и обозначает дословно «винный камень», но включает в себя немецкие корни, звучащие похоже на вышеуказанные глаголы). Такого рода свидетельства непосредственного участника создания фамилии не следует принимать на веру. Для того, чтобы это понять, достаточно взглянуть на статистику фамилий, полученных в Галиции: Вайнштейн – одна из самых распространенных, и, если этимология, связывающая ее с глаголами «хныкать» и «стонать», теоретически допустима для одной семьи, она совершенно невозможна для других.
Кроме того, эта фамилия стоит в одном ряду со многими другими составными наименованиями, начинающимися на Вайн- (Вайнберг, Вайншток, Вайнриб) или оканчивающимися на -штейн (Ротштейн, Горнштейн, Блюменштейн). Анализ не одной фамилии в отдельности, а в совокупности с другими из того же региона и с использованием статистики, представляется одним из наиболее плодотворных объективных методов в области этимологии. Это особенно важно для еврейских фамилий, т.к. большинство из них были присвоены в очень короткий срок большому количеству людей.
Аналитический метод позволяет выявить модели, которые использовались в этом процессе. Если его применить, то легенда о фамилиях «по прейскуранту» сразу же не выдерживает никакой критики. Самые «дорогие» фамилии (Гольд «золото», Зильбер «серебро», Розе(н) «роза», Блюм «цветок» и т.п.), оказываются самыми распространенными, а еврейские богачи, разумеется, не могли составлять большинства в общине! Знание того, где и когда появились те или иные группы фамилий является основой для научного (т.е. объективного) анализа их этимологий.
Кстати, есть косвенные свидетельства того, что носители искусственных фамилий, придуманных христианскими чиновниками в Галиции и Польше или еврейской администрацией в российской черте оседлости, были к ним полностью безраличны. Поэтому у галицийских евреев не было абсолютно никаких оснований платить за свои фамилии.
— Откуда же на самом деле взялись столь распространенные в Восточной Европе фамилии?
— Впервые они появляются именно в Галиции в конце 18 в. Речь явно идет о централизованном процессе, т.к одни и те же фамилии были приняты в десятках общин совершенно независимыми семьями. Скорее всего, они были придуманы венскими чиновниками, осознавшими, что путем комбинации двух немецких корней можно получить большое количество фамилий, которые надо было присвоить в административных целях.
В качестве первой части выбрали красиво звучащие немецкие слова, означающие драгоценные металлы (гольд, зильбер), цвета (шварц, рот, вайс, грин, браун), такие слова как гиммель – «небо» и зонне – «солнце», цветы (это происходило в эпоху романтизма), а в качестве второй были взяты, как правило, или топографические термины (берг «гора», фельд «поле», таль «долина», штейн «камень», бах «ручей», вальд «лес«), или слова из растительного мира (баум «дерево», цвейг «ветка», блюм «цветок», гольц «древесина», гартен «сад»). В результате получились фамилии, звучащие как типично немецкие.
Первая, топографическая, серия часто давала наименования, совпадающие с названиями немецких или австрийских населенных пунктов, а также с фамилиями аристократов, которым эти места принадлежали. Когда в результате третьего раздела Польши Австрия приобрела территории, включающие Краков, Люблин и Радом, то по указу 1805 г. местным евреям тоже были присвоены фамилии, часто по тем же моделям, которые были придуманы в Галиции в конце предыдущего века.
В Российской империи, после закона 1804 года, многие фамилии тоже были придуманы по тому же принципу. Скорее всего, еврейская администрация знала ситуацию в соседней Австрийской империи, и сочла данный метод очень удобным для построения большого количества наследственных именований в короткий срок. Заметим, что наибольшее их число приходится на Подолию и Волынь, т.е. две губернии, которые граничат с Галицией.
— Насколько реальна идея об «издевательских» фамилиях в Галиции?
— К исторической правде это имеет весьма слабое отношение. В этимологическом словаре, составленном мной по этому региону, насчитывается 37 тысяч фамилий. Основными источниками были метрические данные 19 века. Так вот, из этих именований только несколько десятков подпадают под категорию «издевательских», такие как Какер, Гарн (моча), Фишзанг (рыбья песня), Каценфлюгель (крыло кошки), Аффенгезихт (обезьянье лицо), Ванцрайх (царство клопов), Ниманд (никто), Денкберг (думающая гора) и Фальшберг (ложная гора), Зоммерфейнд и Зоммерфрeйнд (соответственно, враг и друг лета). Многочисленные прочие «друзья» также отдают издевкой, хотя некоторые из них образуют вполне положительные образы: друг – Бауеренфрейнд (крестьян), Вайзенфрейнд (сирот), Киндерфрейнд (детей), Юденфрейнд (евреев), Розенфрейнд (роз) и т.д. Подавляющее же большинство фамилий образовано или от совершенно нейтральных слов, или от поэтических и романтических слов или словосочетаний.
— Александр, правдивы ли легенды о «женских» еврейских фамилиях?
— Некоторые авторы писали о том, что фамилии, начинающиеся на Гольд, Розен, Блюм, Перель и т.п., происходят от еврейских женских имен. Эта идея не может быть верна, хотя бы потому, что рядом с серией фамилий на Гольд- мы имеем серию на Зильбер-, с такими же окончаниями, рядом с именованиями на Розен- встречаются очень похожие, но начинающиеся на Вайн-; в то же время никаких женских имен Зильбер и Вайн не существует. На самом деле, здесь мы имеем дело с совпадением, хотя и не совсем случайным. Просто и идишские женские имена, и первые части искусственных фамилий, придуманных австрийскими чиновниками, соответствуют одному и тому же семантическому слою, это – слова, ассоциируюшиеся с красотой.
Матронимические фамилии – такие как Ривкин, Малкин, Шифрин, Бейлис, Фрейдичкес, Шпринчак, Рокхленко и т.п. У евреев их очень много, а у других европейских народов именования подобного рода практически отсутствуют. Объясняют это по-разному. Указывают на связь с традицией, определяющей передачу еврейства по матери. Другие упоминают о почетной роли женщины в хасидизме, религиозном движении расцвет которого пришелся на период принятия фамилий. Третьи подчеркивают тот факт, что в еврейской общине женщины играли важную экономическую роль и были зачастую лучше известны окружению, чем их мужья.
Вполне возможно, что эти факторы играли какую-то роль, но непонятно, почему матронимические фамилии часто встречаются у евреев только в одной области, а именно в черте оседлости Российской империи. В то же время в Царстве Польском и Галиции эти фамилии весьма редки, хотя до разделов Польши все эти территории принадлежали одному и тому же государству (Речи Посполитой) и существенных различий в культуре евреев в разных частях этого региона не было.