Кадзидло, Щупак и фамилии «по прейскуранту»
….Открывая дверь в свой кабинет, худой, черноволосый чиновник бросил тоскливый взгляд на кучку причудливо одетых галицийских евреев. «Какие же они все-таки несуразные!» — в который раз подивился Эрнст Теодор на их вычурные меховые шляпы-штреймлы, траурные долгополые лапсердаки и черные штаны, заправленные в белые гольфы. Чиновник, впоследствии ставший знаменитым писателем-романтиком, антисемитом не был, просто он очень страдал от необходимости зарабатывать на жизнь в скучном и пыльном, провинциальном варшавском архиве.
Его появление вызвало волнение, евреи начали быстро перешептываться между собой, видимо, решая, кто первым войдет в контакт с представителем официальной власти.
— Проше пане, можно? – один из просителей проскользнул в дверь и остановился в ожидании ответной реакции. – Сертификат о фамилии…
— Имя? – последовал вопрос.
Клерк на минуту задумался, недовольно взглянул на еврея, потом вдруг улыбнулся и быстро черкнул что-то на бланке. Подпись, печать, и первый на сегодня обладатель новой фамилии оказался за дверью. «Мойше-Ицхок Штокфиш» — гласила официальная бумага.
— Следующий, — раздался нетерпеливый голос чиновника…
Это лишь одна из легенд, описывающих принудительное поголовное «офамиливание» евреев, проживавших в Галиции, Подолии и других регионах Восточной Европы. «Как все происходило на самом деле, достоверно неизвестно, подобная ситуация и порождает разного рода сказки и легенды», — считает профессиональный исследователь в области ономастики, кандидат математических наук Александр БЕЙДЕР.
Этимологией еврейских фамилий Бейдер начал заниматься в 1986 году в качестве очередного интеллектуального развлечения, одновременно с началом аспирантуры МФТИ. В школьные годы Александр увлекался этимологией географических названий, российской и еврейской историей. Однажды в библиотеке иностранной литературы ему попалась книга Б.О.Унбегауна «Русские фамилии» с отдельной главой по еврейским фамилиям России. Читая эту книгу, Бейдер почувствовал, насколько эта область его привлекает. К окончанию аспирантуры у него уже была готова не только диссертация по прикладной математике, но и существенная часть первой книги по ономастике, а именно, этимологического словаря еврейских фамилий Российской империи. К настоящему времени у Бейдера издано 6 монографий на английском языке. А в 2000-м году он защитил докторскую диссертацию в Сорбонне по теме «Традиционные ашкеназские имена».
Сейчас Александру Бейдеру 46 лет, он родился в Москве, а с 1990 года живет с семьей в Париже. Последние 14 лет работает консультантом и лектором по управлению и планированию работы крупных предприятий во французских филиалах американских компаний. Все эти годы занимался иудаикой в свободное время, посвящая этой науке вечера и выходные. Александр существует в трехязыковом пространстве: дома говорит по-русски, на работе, в основном, по-французски, а книги и статьи по иудаике пишет только по-английски – так накопилось максимальное число читателей из научного мира, а также непрофессионалов, которым эта тематика интересна.
— Александр, какие легенды связаны с еврейскими фамилиями?
— Существуют две группы идей, на первый взгляд, правдивых, но имеющих к исторической действительности весьма слабое отношение или вообще никакого. Первая группа – семейные легенды, повествующие о происхождении фамилии конкретной семьи. Вторая, «научная» группа включает отдельные истории, кочующие из одной книги в другую, при этом, как правило, авторы не указывают источников информации. Возвращение к одной и той же истории в текстах разных авторов, писавших в разные периоды и на разных языках, создает ощущение непреложной истины.
— Итак, истории из «научной» группы…
— Первая история родилась в Галиции, где фамилии у евреев появились раньше, чем в других регионах, в конце 18 в. Легенда утверждает, что австрийские чиновники брали взятки за присвоение фамилий, существовали даже четкие прейскуранты. «Красивые» фамилии, образованные от названий драгоценных камней или цветов (Гольдштейн «золотой камень», Розенталь «долина роз» или Зильберберг «серебряная гора») были самыми дорогими. Фамилии с названиями обыкновенных металлов (Айзенберг «железная гора» или Купферштейн «медный камень») были более доступными. Такие фамилии, как Адлер «орел», Геринг «сельдь», Швальбе «ласточка», были бесплатными.
Христианские чиновники-антисемиты присвоили также многочисленные уничижительные фамилии просто назло их будущим еврейским носителям.
Герой второй «научной» легенды — известный немецкий писатель-романтик Эрнст Теодор Амадеус Гофман, ставший автором большинства вычурно-звучащих фамилий евреев Варшавы на рубеже 18-19 веков. Тогда он был скромным клерком, очень не любил свое занятие и присваивал им фамилии в зависимости от своего настроения. После рыбного деликатеса, приготовленного женой, появлялись фамилии типа Щупак (щука), Штокфиш (треска), Велорыб (кит), Вайксельфиш (рыба из Вислы). «Птичьи» фамилии появлялись после прогулки Гофмана мимо витрин зоомагазинов. Музицирование на органе костела обогатило еврейскую ономастику фамилиями с религиозной коннотацией: Готгельф (Б-г в помощь), Гиммельблау (небесная синь), Кадзидло (фимиам). При этом решения его обжалованию не подлежали, а другой чиновник, бывший постоянным спутником в его прогулках, записывал все новые фамилии в свою книгу, взыскивал налог и назначал день выдачи обязательного сертификата о новой фамилии.
— Удалось установить источник этих легенд?
— В процессе работы над словарями фамилий евреев Царства Польского и Галиции мне удалось выяснить, что идея об огромном числе издевательских фамилий в Галиции восходит к большой статье австрийского писателя Карла Эмиля Францоса, по происхождению галицийского еврея, опубликованной в 1888 г. Серьезность подхода некоторых исследователей в области истории не подлежит сомнению, и если ученый не указывает напрямую своих предшественников, то можно не сомневаться, что именно он и упомянул впервые о том или ином сюжете. Например, в 1914 году польский историк Майер Балабан впервые упомянул о «прейскуранте цен» для разных категорий еврейских фамилий в своей книге по истории евреев Галиции. Автор напрямую пишет, что речь идет о легенде, которую он сам, впрочем, считает вполне правдоподобной. Остальные авторы просто копировали эту информацию у Балабана, не удосуживаясь перепроверить.
— Как же доказать, что речь идет именно о легендах?
— При поиске истины в ономастике следует, прежде всего, опираться на объективные элементы и избегать по мере возможности всякую субъективность (психологические аспекты и т.п.). Прямой метод состоит в поиске документов эпохи присвоения фамилий. При этом не стоит забывать о фундаментальном принципе историографии: некоторые свидетельства очевидцев совсем не обязательно соответствуют действительности. Вспомним, например, известную фразу о том, что история пишется победителями.
Если про Гофмана ничего с уверенностью утверждать нельзя, то достоверно известно, что к принятию евреями фамилий в России имел косвенное отношение другой знаменитый литератор: – Г.Р.Державин. В 1799 г. он был откомандирован Сенатом со специальной миссией для изучения ситуации евреев Белоруссии. Результатом поездки стал проект полной реформы жизни евреев этого региона. В одном из пунктов программы он порекомендовал присвоить евреям наследственные фамилии на основе русского языка, предложив даже несколько конкретных примеров. Некоторые мысли поэта (и государственного деятеля) были приняты в расчет при подготовке первого генерального законодательства о евреях (1804 г.), хотя идея присвоения фамилий христианскими чиновниками была в конце концов отвергнута.