Борщ, в котором заварили американский шоу-бизнес

| Номер: Май 2023

Немало знаменитых артистов начинали свои карьеры как развлекатели на еврейских курортах

Лев ЛАЗЕБНИК

Как известно, в июле 2022 года украинский борщ был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Что стало поводом для нашей законной гордости. Хотелось бы добавить сюда один гораздо менее известный, но не менее приятный нюанс: в свое время популярную курортную область с отелями в штате Нью-Йорк называли «Борщовый пояс» (The Borscht Belt). Правда, там дело было не в украинцах, а в евреях – но евреях-выходцах из Украины, сохранивших историческую любовь к борщу. Отели «Борщового пояса» впоследствии повлияли на моделирование курортов Майами-Бич и, позднее, Лас-Вегаса, а его сценические подмостки иногда называют «родиной» американского шоу-бизнеса.

Еврейские Альпы штата Нью-Йорк

«Борщовый пояс» возник в конце XIX века, в период, когда в США из Восточной Европы иммигрировали свыше 2 миллионов евреев. Большинство из них поселились в Нью-Йорке, где в 1920 году проживали 1,6 млн американцев Моисеева закона.

Логично, что жителям Нью-Йорка была нужна местность для рекреации. Вспомним, с какой фразы начинается роман нобелевского лауреата Сола Беллоу «Жертва»: «Бывает, что в Нью-Йорке по вечерам печет, как в Бангкоке». Возможность отдохнуть от этой жары нью-йоркские евреи нашли к северу от города, в районе гор Кэтскилл, в округах Салливан, Ориндж, Алстер. В 1883 году семья венгерских евреев Флейшман купила участок земли площадью 60 акров в деревне Гриффинс-Корнерс и построила там несколько богатых домов. Другие евреи покупали в той местности более дешевые пансионаты, и вскоре близлежащие города Хантер и Таннерсвилл стали еврейскими курортами.

Когда благодаря развивающейся сети железных дорог жители Нью-Йорка стали отдыхать в округе Салливан, значимость пансионатов и отелей повысилась, и они стали процветать. Появились и такие аспекты еврейской курортной индустрии, как колонии бунгало, летние лагеря и кухалейны (пансионаты с самообслуживанием). Бунгало обычно включали кухню (она же гостиная и столовая), одну спальню и застекленную веранду. Кухалейны (от идиш «готовить самостоятельно») с удовольствием посещали нью-йоркские евреи из среднего класса и пролетариата.

Со временем, у гор Кэтскилл появилось название «Еврейские Альпы» (Jewish Alps). А графство Салливан шутники стали называть «Соломон Каунти». В 1920-е годы эту местность с ее курортной инфраструктурой стали называть «Борщовым поясом», потому что практически во всех заведениях общепита подавали борщ – одно из любимых блюд выходцев из Украины и Польши, составлявших львиную долю нью-йоркских евреев. Есть версия, что это название придумал редактор журнала Variety Абель Грин. Одни полагали, что это оскорбление, другие – что комплимент, но в любом случае название прижилось и осталось в истории.

Помимо климатического фактора, причиной расцвета «Борщового пояса» стал антисемитизм: немало американских отелей и курортов не принимали у себя евреев, даже указывали в своих объявлениях: «Нет евреям и чахоточным». До политкорректности было далеко, да и возникла она не на пустом месте.

В принципе, проводить отдых в среде соплеменников было естественным стремлением. В заведениях «Борщового пояса» уделялось большое внимание теме еды: обеспечивалась кошерная кухня и доступность недорогой пищи в неограниченных количествах. Это было важно для иммигрантов, надолго сохранивших воспоминания о постоянном голоде.

Другой важной и специфически еврейской темой было сватовство. В «Борщовом поясе» многие отели нанимали на сезон молодых студентов мужского пола, чтобы привлекать одиноких девушек того же возраста. В одной книге о той эпохе говорится, что Кэтскиллские горы «стали одним большим брачным посредником».

Еще одним важным моментом была культурная программа. Отдыхающим предлагался широкий спектр развлечений: от танцев и кино до представлений разных жанров с участием хороших артистов. Об этом будет отдельный разговор.

В годы расцвета число отелей, пансионатов, колоний бунгало и прочих заведений «Борщового пояса» достигало пяти сотен. Но уже в середине ХХ века многие из них стали прогорать и закрываться. Снижение антисемитизма и развитие курортных систем Флориды, Калифорнии, Лас-Вегаса предоставили зажиточным нью-йоркским евреям богатый выбор, а евреи небогатые не могли поддерживать бизнес Кэтскилла на привычном уровне. Последние отели бывшего «Борщового пояса» закрылись в 1990-х годах.

Борщовая сцена – кузница творческих кадров

Курортные места всегда традиционно привлекали артистов: отдыхающую публику нужно развлекать. «Борщовый пояс» не был исключением. В первой половине XX века этот район стал известным местом выступления артистов самых разных жанров: здесь выступали комедианты, жонглеры, дрессировщики, иллюзионисты, гипнотизеры, акробаты, музыканты и водевильные актеры. Отдыхающим, помимо кино и танцев, сперва предлагали шоу и музыкальные комедии, а затем перешли на большие трехактные программы.

Параллельно с появлением названия «Борщовый пояс» появился и термин «Борщовая сцена» (Borscht Circuit). Необходимость развлекать гостей привела к появлению «общественных директоров» (Social Director), которые должны были быть специалистами в разных профессиях: они были продюсерами, актерами, режиссерами, писателями, исполнителями песен и танцев, ведущими, комиками, сценическими дизайнерами, сценаристами, иногда и официантами, а после шоу они общались с гостями.

В начале карьеры большинство таких «директоров» работало за еду и ночлег. Впоследствии театральные профсоюзы, такие как «Американская федерация музыкантов» и «Американская гильдия артистов эстрады», потребовали соблюдения определенных правил при найме артистов для летних курортов.

Многие из артистов «Борщовой сцены» поменяли свои имена на более американские и прославились под ними на весь мир. Так Мелвин Каминский стал знаменит как Мел Брукс, а его однофамилец Давид Каминский – как Дэнни Кей. Леонард Шнайдер вошел в историю как Ленни Брюс, а Джозеф Левич как Джерри Льюис. Мендель Берлингер известен как Милтон Берл, он знаком зрителям старшего поколения по фильму «Серенада Солнечной долины». А Стюарт Кенигсберг известен всему миру как Вуди Аллен.

Впрочем, такой сюжет не является уникальным: еврейские мастера искусств меняли свои имена и фамилии во многих странах. В наших советских краях достаточно вспомнить хотя бы Лазаря Вайсбейна, ставшего Леонидом Утесовым, Менахема Неймана – Марка Бернеса или Залмана Храпиновича – Зиновия Гердта.

Но некоторые артисты Еврейских Альп сохранили свои аутентичные еврейские имена. Среди наиболее прославленных: Микки Кац, Пейсах Бурштейн, Сэм Левенсон, Мирон Коэн и другие.

Наилучшее представление о заведениях «Борщового пояса» дает популярный у нас в эпоху видео кинофильм «Грязные танцы» (1987) с покойным Патриком Суэйзи в главной роли. Там действие проходит летом 1963 года в Кэтскиллских горах, в локации Kellerman’s Mountain Resort, а в центре событий – еврейская семья Хаусман. Место конкретно навеяно знаменитым Grossinger’s Resort Hotel, где много летних сезонов провела сценаристка фильма Элинор Бергштейн. Ее собственная история, еврейской девочки, ставшей курортной королевой мамбо, модного тогда «грязного» танца, легла в основу картины. Главную роль Бэби Хаусман блестяще сыграла Дженнифер Грей – дочь знаменитого Джоэла Грея (Йоэль Кац) и внучка комика Микки (Меира) Каца, который немало лет был звездой «Борщовой сцены». Джоэл Грей, в минувшем году отметивший 90-летие, знаком нам по роли конферансье в фильме «Кабаре», за которую он удостоился Оскара.

Еще одна яркая культурная референция «Борщового пояса» дана в популярном телесериале «Удивительная миссис Мейзел», о еврейской девушке Мириам «Мидж» Майзель, нью-йоркской домохозяйке, которая стала звездой стендап-камеди. Одним из персонажей сериала является Ленни Брюс, а 12-я серия называется «Мы едем на Кэтскилл!», и ее действие протекает на еврейском курорте.

Конечно же, называть «Борщовую сцену» родиной американского шоу-бизнеса это преувеличение. Но масштаб имен звезд, чей путь начался на сценах еврейских курортов, говорит о том, что это была большая и важная школа. А нам, украинским евреям, в этой истории несомненно приятен как этнический, так и гастрономический фактор.