Рассказавший о геноциде
Более 70 лет назад по инициативе Рафаэля Лемкина ООН приняла Конвенцию о геноциде
Рафаэль Лемкин умер 28 августа 1959 года от инфаркта. Cвоей семьи у него не было, хоронила его еврейская община Нью-Йорка. Семеро друзей собрались на кладбище, куда не пришел никто из журналистов. В здании ООН не осталось даже упоминания о нем. А ведь именно Лемкин научно обосновал и ввел в международное право понятие геноцида – преступления против человечества.
24 июня 1900 года в семье Иосифа и Беллы Лемкиных в селе Безводно Гродненской губернии родился сын Рафаэль. Отец арендовал хутор, выращивал, перерабатывал и продавал сельхозпродукцию. Мать увлекалась живописью и философией. Семья придерживалась еврейских традиций, Рафи посещал хедер, осваивал иврит и в молодости даже издал поэму Бялика «Ноа и Маринка» в своем переводе на польский язык. После окончания торговой школы в Белостоке он изучал филологию во Львовском университете, позже свободно говорил на девяти языках и читал на четырнадцати.
В 1921 году студент Лемкин, узнав о суде над армянским юношей Согомоном Техлиряном, который застрелил в Берлине бывшего турецкого министра Мехмеда Талат-пашу, виновного в массовом истреблении армян, вступил в спор со своим профессором. Перед судом стояла дилемма – Техлирян действительно убил человека, однако нельзя было не принимать во внимание и то обстоятельство, что убийца действовал из благородных побуждений, пытаясь отомстить за жестокую расправу над своим народом. Суд оправдал Техлиряна, объяснив его преступные действия «временным помрачением сознания».
Именно тогда Лемкин впервые задался вопросом – почему массовое убийство граждан, санкционированное государством, считается меньшим преступлением, чем убийство, совершенное одним человеком. Он проникся идеей создания международного права, которое бы защищало народ от преступлений собственного правительства.
Два года Рафаэль штудировал философию в Германии, вернулся во Львов и поступил на юридический факультет. Свое решение впоследствии объяснил так: «Я отождествлял себя со страданиями жертв, число которых по мере изучения истории росло. Я понял, что память призвана не только регистрировать события прошлого, но и стимулировать совесть. Стало ясно, что многообразие наций, религиозных групп и рас имеет важное значение для цивилизации, каждая из них призвана внести в нее вклад. Я решил добиться запрещения геноцида и его предотвращения посредством объединения усилий стран».
Получив диплом юриста, Лемкин стал секретарем Апелляционного суда Варшавы, а позже – заместителем окружного прокурора. Работал в комиссии по кодификации законов Польши и представлял страну в Комитете по правовым вопросам при Лиге наций. Он читал курс семейного права в еврейской семинарии «Тахкемони», где одним из его студентов был будущий великий еврейский писатель и нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер, участвовал в создании юридических энциклопедий, написал книги по уголовным кодексам Советской России и фашистской Италии, издал на идиш буклет «Еврейские организации», а также занялся историей гонений на религиозно-этнические группы и проблемой морально-правовой ответственности государств за уничтожение этносов.
В 1933 году в Мадриде на конференции по унификации международного права Рафаэль Лемкин прочел доклад, предложив считать преступления против любых национальных меньшинств нарушением международного права, за которое необходимо привлекать к суду. Параллельно он разработал проект соответствующей международной конвенции. Но польские власти и коллеги увидели в такой постановке вопроса политический подтекст, мешающий сближению Польши с Германией. Доклад Лемкина был проигнорирован, а сам он лишился места на государственной службе.
Перед Второй мировой войной Рафаэль занимался частной адвокатской практикой, обогатившей его материалом для книги «Регулирование международных оплат», получившей высокую оценку. После вторжения в Польшу немецких и советских войск он бежал в Каунас, затем преподавал в Стокгольмском университете, а в 1941-м эмигрировал в США и стал профессором юридического факультета Университета Дьюка, штат Северная Каролина.
Лемкин публиковал статьи по криминалистике и одновременно собирал данные о преступлениях Германии на оккупированных территориях, подав идею создать центр документации оккупационных декретов в Библиотеке Конгресса. Военное министерство предложило Лемкину прочесть цикл лекций по администрированию гитлеровцев в оккупированной Европе, в ходе которого он доказал, что нацисты игнорируют традиции и нормы международного права, порабощая и физически истребляя мирное население захваченных стран.
В 1944 году Лемкин издал монографию «Правление стран «Оси» в оккупированной Европе», раскрыв технологию оккупационных порядков и впервые обозначив их термином «геноцид». В англо-саксонском уголовном праве подобные преступления отмечались как убийство, ограбление, разбой, но эти понятия были недостаточны для полной характеристики особо тяжких правонарушений против целого этноса. Черчилль говорил о злодеяниях Гитлера как о «преступлении без имени». Лемкин же ввел в обиход более емкое и точное слово, производное от греческого ????? («род», «племя») и латинского cаеdо («убиваю»), раскрыв его содержание: «Под геноцидом мы подразумеваем разовые или скоординированные действия, направленные на ликвидацию фундамента жизни граждан с целью уничтожения народа в целом». Геноцид по Лемкину – процесс разрушения политических и социальных институтов, культуры, языка, религии, экономики гонимых наций и слоев, реализуемый путем лишения личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и, наконец, самой жизни их представителей из-за принадлежности к ним.
В книге автор рассмотрел формы и методы радикальной расправы нацистов с целыми этносами и группами (евреями, цыганами, славянами, гомосексуалами, душевнобольными, инвалидами) на основе их «биологической и социальной неполноценности». Тогда он еще не располагал достаточной информацией об истинных целях, средствах и масштабах преследования нацистами евреев и не выделял его как исключительный феномен.
Став аналитиком в отделе расследования военных преступлений при Министерстве обороны США, Лемкин предложил признать геноцид уголовно наказуемым и выработать конвенцию для его предотвращения. При подготовке стран антигитлеровской коалиции к суду над военными преступниками он предоставил документацию о действиях оккупантов и участвовал в составлении речей американских гособвинителей на Нюрнбергском процессе в части осуществления геноцида.
С сентября 1945 года Лемкин стал ведущим советником минобороны по международным вопросам, инспектировал военные суды в Европе, посещал лагеря для перемещенных лиц и собирал новые данные о геноциде. В 1946 году на конференции Международной ассоциации юристов в Кембридже он сказал о необходимости внести понятие геноцида в международное право.
На Нюрнбергском процессе американские и британские обвинители уже использовали термин «геноцид», но в приговоре трибунала о нем не упоминалось, хотя подсудимым инкриминировались преступления против человечества. Лемкин продолжал добиваться легитимации категории геноцида в международной криминалистике. В итоге в декабре 1946 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, в которой геноцид был признан тягчайшим преступлением.
В мае 1947-го генсек ООН Трюгве Хальвдан Ли предложил Лемкину и двум другим юристам-международникам Доннедье де Вабра из Франции и Веспасиану Пелла из Румынии подготовить текст Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Лемкин настаивал на включении в документ пунктов не только о физическом, но и о культурном геноциде. Де Вабра и Пелла не принимали этой концепции, и в окончательный текст конвенции, который ООН приняла 9 декабря 1948 года, она не вошла. К тому же по требованию СССР из текста было исключено упоминание о преследованиях по политическим и социальным признакам.
Согласно конвенции, геноцид включает действия, совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу путем убийства ее членов, причинения тяжкого вреда их здоровью, мер по предотвращению деторождения, а также путем изъятия детей из семьи, предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на уничтожение этой группы, целенаправленного разрушения исторического наследия.
Лемкин трактовал геноцид широко, уделяя особое внимание его осуществлению в СССР. Он собрал обширный материал о терроре коммунистов против оппозиционных групп и целых слоев населения, о насильственной ассимиляции малых народностей. Среди его рукописей, хранящихся в Публичной библиотеке Нью-Йорка, есть написанный в 1950-х годах трактат об актах геноцида в Украине, где описываются разорение крестьян путем раскулачивания, изъятия сельхозпродуктов и организации Голодомора, массовые репрессии против украинской интеллигенции и церкви, принудительная русификация. В России этот материал включен в список «экстремистских».
О трагедии геноцида в Украине Лемкин не раз говорил публично. 8 января 1953 года «Нью-Йорк Таймс» сообщала, что Рафаэль Лемкин призвал ООН признать СССР и его сателлитов виновными в нарушении Конвенции о геноциде в связи со злостными действиями по уничтожению меньшинств. Причем упомянул о «преследованиях евреев», имея в виду «сионистский заговор врачей-убийц», о котором «Правда» писала пятью днями ранее. Он не мог забыть, что большинство членов его семьи погибли, в живых остались только брат с женой и двумя детьми.
Заслуги юриста и правозащитника Рафаэля Лемкина были оценены многими государствами и международными организациями. ФРГ наградила его орденом «За заслуги», Американский Еврейский конгресс присудил ему премию имени Стефана Вайза. Неоднократно кандидатура Лемкина выдвигалась на соискание Нобелевской премии мира.