ЙЕНС КРАУС-МАССЕ: «ГЕРМАНИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ПРИНИМАТЬ ЕВРЕЕВ»

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Июнь 2018

О времена! О нравы! – воскликнул однажды знаменитый древнеримский политик и оратор Марк Туллий Цицерон.
Возможно, если бы он жил сегодня в Украине, то эта фраза звучала бы из его уст неоднократно. Да, Украина ныне переживает очень сложное время.
Однако, большинство украинцев, в отличие от Цицерона, не очень склонны к пафосу, а потому восклицаниям предпочитают рациональные пути улучшения своей жизни. Многие из них уезжают на заработки за рубеж, а то и вообще эмигрируют из страны. Сегодня украинцев можно встретить во всей Европе от Польши до Португалии.
Ну а из живущих в Украине евреев те, кто хочет ее покинуть, в большинстве своем совершают алию в Израиль – на родину предков. Тем не менее, еще с начала девяностых годов для них существовала и альтернатива – Германия, признающая свою ответственность за трагические события Второй мировой войны, приглашала евреев на постоянное место проживания, в частности, с целью пополнения своей иудейской общины. И определенное число евреев этим приглашением воспользовались.
Однако в последнее время среди евреев Украины поползли слухи, что германские власти прекратили эту программу.
– Имеют ли под собой основания подобные слухи? – Таким был первый вопрос, с которым мы обратились к руководителю консульско-правового отдела Посольства ФРГ в Украине господину Йенсу КРАУСУ- МАССЕ.
– Могу сказать, что эти слухи необоснованны, – начал разговор мой собеседник. – Например, в прошлом году мы выдали 824 визы евреям, желающим переселиться в Германию. Другое дело, что критерии для еврейской эмиграции в Германию несколько раз менялись.
– Насколько мне известно, ужесточились?
– Я бы сказал, что они скорректированы с учетом опыта еврейской эмиграции из бывшего СССР за четверть века.
– Теперь желающие получить визу должны заблаговременно выучить немецкий язык?

– Да. Это необязательно только для лиц, родившихся до 1 января 1945 года, то есть для тех, относительно которых мы исходим из того, что они пострадали от нацистского режима. Однако знать язык в совершенстве от эмигрантов не требуется.
– Значит, читать Шиллера и Гейне в подлиннике все же не потребуют?
– Вот именно. Необходимо базовое знание языка для всех тех, кто старше 14 лет. Требуется сертификат Гете-Института, но как основополагающее условие только А1 – это самый начальный уровень. Хочу подчеркнуть, что данное правило введено отнюдь не для того, чтобы затруднить еврейскую эмиграцию. Это сделано для того, чтобы желающие приехать в Германию могли как можно быстрее в ней акклиматизироваться. Для этого им также необходимо иметь определенные профессиональные знания и умения. Очень важно, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь. Ну и само собой, у эмигрантов должны быть документы, подтверждающие их еврейское происхождение.
– При этом документам, выданным после 1990 года, вы не доверяете?
– Да, опыт проверок опять-таки свидетельствует, что документы, выданные после распада СССР, не всегда соответствуют действительности.
– Что ж, возможно это и правильно. В Советском Союзе желающих записаться в евреи практически не было, скорее наоборот. Так что запись «еврей» в документах до девяностых годов не могла быть фальшивой.
Однако я бы хотел вот что уточнить. Люди пожилого возраста, у которых уже нет возможности работать – собственно, часто именно они и задают вопросы – принимает ли таких сейчас Германия или нет?
– Это действительно сложный вопрос, поэтому здесь хочу заметить, что посольство не занимается проверкой лиц, подавших запрос на эмиграцию. Это работа Федерального ведомства по миграции и беженцам. Принципиально же по поводу людей старшего возраста нужно рассматривать два случая – если они, как я уже говорил, родились до 1 января 1945 года, то как правило эмиграция возможна. Я говорю «как правило», потому что существуют определенные исключения. Если же человек родился после этой даты, то проблему нужно рассматривать в каждом случае отдельно. При этом я не готов вам сообщить, какие именно критерии тут рассматриваются и в каком значении, поскольку, как я сказал, не посольство проверяет заявления – этим занимается ведомство по делам миграции и беженцев.
Я также посоветовал бы всем желающим получить разрешение на проживание в Германии зайти на сайт посольства. Там есть достаточно подробно изложенный порядок подачи документов. Кроме того, время от времени к нам из Германии приезжают специалисты из федерального ведомства и разъясняют все положения и критерии, необходимые для получения визы. Они рассматривают индивидуальные случаи и дают рекомендации.
Словом, я хочу еще раз сказать, что Германия осознает свою ответственность, и по-прежнему готова принимать евреев.
– А принимает ли участие в процессе эмиграции еврейская община Германии?
– Да, конечно. Федеральное ведомство, получив заявление от человека, чье еврейство подтверждено документами, обращается в Центральную благотворительную организацию евреев Германии за заключением, возможен ли его прием одной из местных общин согласно с религиозными правилами.
– Я хотел бы получить уточнение. То есть соискатель вида на жительство должен вначале заручиться поддержкой местной общины, а она затем обращается в Центральный совет с соответствующим запросом или…?
– Насколько я знаю, наоборот. Федеральное ведомство обращается в Центральную благотворительную организацию евреев, а уже она выясняет, могут ли принять эмигрантов.
– Но я знаю примеры, когда существуют личные контакты между соискателем и местной общиной, которая готова его принять. Однако в Центральном совете могут этого не знать. Как тут быть?
– Тут придется подробнее изложить суть: Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев, как я уже говорил, обращается за заключением в Центральную благотворительную организацию евреев. Это заключение, которое определяет, возможно ли по религиозным правилам принятие в еврейскую общину, и станет основой для принятия решения Федеральным ведомством. При этом не играет роли, существует ли согласие конкретной общины или нет. Есть даже случаи, когда Центральная благотворительная организация, несмотря на согласие конкретной общины, приходила к заключению, что по религиозным правилам принятие не представляется возможным.
Федеральное ведомство должно учитывать такое заключение и поэтому заявитель не смог выехать в Германию.
– В последние годы я бываю у своих друзей в университетском городе Ольденбурге. Там есть еврейская община. И, что интересно, и ее председатель, и один из раввинов – этнические немцы, перешедшие в иудаизм.
– Они выходцы из бывшего СССР?
– В том-то и дело, что нет. Они местные немцы.
– Конвертиты?
– Да. Так говорят в Германии. А вообще это называется «пройти гиюр». Но в ольденбургской общине также много евреев, приехавших из бывшего Советского Союза.
– Меня это не удивляет. В еврейских общинах Германии много выходцев из СССР. А число конвертитов действительно растет. И с моей точки зрения это свидетельство религиозного плюрализма в нашей стране, а также признак повышения интереса к еврейской религии.
– Вместе с тем нельзя обойти и менее приятную тему.
Четыре года назад я участвовал в журналистском семинаре по истории Холокоста, проходившем в Германии – как раз в том здании в Ванзее, где на своем сборище в январе 1942 года нацисты разрабатывали план «окончательного решения еврейского вопроса». Теперь там музей и научный центр.
Тогда по случайному совпадению мы прилетели в Берлин 20 апреля, в день рождения Гитлера. В тот год этот день совпал еще и с католической Пасхой.

Синагога в мавританском стиле в Берлине

Синагога в мавританском стиле в Берлине

Стояла солнечная погода, мы гуляли по городу больше четырех часов, и нигде никаких возможных по случаю такой даты неонацистских проявлений не наблюдали.
Однако в последнее время из Германии стали поступать сообщения о росте ксенофобских, в том числе антисемитских настроений.
Свидетельство тому, по мнению ряда политологов и журналистов – успех на последних парламентских выборах крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (АфД). Что же происходит? Неужели немцы стали забывать, какие страшные беды нацизм принес не только Европе, но и им самим?
– Это действительно очень важная тема. К сожалению, мы должны признать, что антисемитские проявления в Германии в последнее время усилились. Хотя большинство немцев по-прежнему антисемитами не являются, как показывают актуальные студии.
Что же произошло? Подспудный антисемитизм присутствовал в Германии и раньше. Но его, как правило, открыто не показывали, хотя бы потому, что антисемитизм не только вызывает отторжение у порядочных людей, но и в своих откровенных формах строго преследуется по закону. Однако сейчас ситуация изменилась. Определенную роль в этом играет упомянутая вами партия АфД. Ряд ее ведущих деятелей пользуется антисемитской риторикой, и это принесло им определенный успех на выборах.

Уполномоченный Федерального правительства по вопросам всемирной свободы вероисповедания недавно выступил с резкой критикой этого явления и сказал: «В Германии любой человек должен иметь право зримо показывать свои религиозные убеждения, будь это кипа, крест или платок».
Другой серьезный аспект проблемы – это увеличение числа мигрантов из арабских стран. Многие из этих людей родом из стран, в которых неприятие Израиля является государственной политикой. Эти люди часто даже не знают, что такое антисемитизм, они не знают евреев. Для них само собой разумеется быть против Израиля и, таким образом, против евреев. Здесь мы должны выполнять просветительскую работу, и я очень благодарен за то, что многие организации занялись этим. Особенно хотел бы похвалить здесь некоторые еврейско-мусульманские инициативы против антисемитизма.
– Тем не менее, пару лет назад во время шествия в центре Берлина арабские демонстранты кричали «Смерть евреям», а не «Смерть израильтянам».
Однажды один весьма чтимый в мире общественный деятель написал в письме своему сподвижнику, что не нужно верить неискренним отговоркам. Антисионизм – это на самом деле всегда антисемитизм. И человека этого звали не Хаим Вейцман и не Теодор Герцль, а Мартин Лютер Кинг. И лично я с ним полностью солидарен.
– Правительство Германии хорошо осознает, что эта проблема существует. Прежний Федеральный министр внутренних дел Томас де Мезьер четко сформулировал так: «Решительная и последовательная борьба против любой формы антисемитизма является непреложной и постоянной парадигмой политики нашего государства». Поэтому недавно наш коллега посол Феликс Кляйн, долгие годы работавший в сфере взаимоотношений с еврейскими организациями, был назначен уполномоченным по вопросам еврейской жизни в Германии и борьбе с антисемитизмом. Я думаю, этот факт отражает активную позицию федерального правительства Германии по проблеме антисемитизма. Совсем недавно у нас состоялись серьезные парламентские прения, посвященные 70-летию основания Государства Израиль, в ходе которых еще раз четко обозначалось, что антисемитизм не имеет права на существование нигде. Федеральный канцлер сформулировала это словами, что существование Государства Израиль есть государственной парадигмой Германии.
– Недавно в Германии произошел интересный случай, который говорит о том, что там большинство граждан выступают против юдофобии. Мне позвонил коллега из Берлина и рассказал, как в центре города арабская молодежь напала на человека, который шел по улице в кипе. Но самое интересное, что этот парень был арабом – да, израильтянином, но арабом. И вот после этого случая в разных городах Германии в его поддержку люди вышли на улицу в кипах – не только евреи. И это, наверное, говорит о том, что в Германии граждане помнят уроки Второй мировой войны, и все же могут справиться с сегодняшним натиском исламистов, в отличие от многих других стран – Швеции, Франции, Бельгии. Там уже дело не в антисемитизме, а в том, что воинствующий ислам наводит свои порядки.
– Я недостаточно знаком с ситуацией в других европейских странах, чтобы давать ей оценку. Но хочу вот что сказать по поводу инцидента в Берлине. Меня ужасает то, что человек может иметь неприятности из-за того, что открыто демонстрирует свою религиозную принадлежность. Я считаю, что свобода религии, являющаяся конституционным правом в Германии, должна быть защищена, в том числе и в общественном пространстве. Абсолютно все – евреи, христиане, мусульмане – имеют право на свободный выбор религии и на возможность его демонстрировать. И совершенно неважно араб нападет на человека из-за его религии или немец – потому что такое просто недопустимо. Поэтому как федеральное правительство, так и государство в целом должны бороться против любых проявлений ущемления свободы религии и строго привлекать к ответственности тех, кто попирает это право.
– Для нас это очень важно. Мы знаем, что в Германии с ксенофобией борются, в отличие от Украины. Хотя государственного антисемитизма в Украине нет, но есть очень прохладное, очень ленивое отношение и правоохранительных органов, и политиков к проявлениям ксенофобии вообще, не только к антисемитизму. Что касается Германии, то мои немецкие коллеги-журналисты, с которыми я постоянно общаюсь, утверждают, что успех партии АФД на выборах связан именно с большим количеством беженцев из арабских стран. Здесь вспоминается инцидент в Кельне и другие происшествия, которые настроили обывателя, особенно из Восточной Германии, бывшей когда-то ГДР, в поддержку АФД.
– Да, говоря откровенно, большое число беженцев из арабских стран действительно усилило напряжение в обществе. И малозаметные ранее проявления ксенофобии и антисемитизма в последнее время проявились более отчетливо. Однако причина тут не только в мигрантах. Беженцы, их поведение стали своеобразным катализатором проблем, существовавших и прежде.
Первая из проблем кроется в том, что воссоединение Германии привело к ощутимым изменениям в жизни бывших граждан ГДР, и далеко не все из них по разным причинам справились с «перезагрузкой». Второй аспект проблемы заключается в том, что в последние годы произошли быстрые и существенные изменения в обществе. И это привело к тому, что у некоторых людей пропала уверенность в завтрашнем дне, а когда она исчезает, то возникает страх. И мы недооценили эти процессы, чем и воспользовались популисты. Они ведь всегда предлагают простые ответы на вопросы в действительности очень сложные. И часть людей на это реагируют, думая, что улучшение их жизни произойдет само по себе, без особых усилий с их стороны. Но на самом деле так не бывает. И я надеюсь, что нынешнее правительство учтет ошибки, допущенные в предыдущие годы. Германия, как и прежде, является одной из наиболее экономически успешных стран мира. И это дает нам реальный шанс решительно пресечь тенденции к понижению толерантности в обществе.
Словом, можете успокоить своих читателей – Германия продолжает принимать евреев.

Вел беседу Михаил ФРЕНКЕЛЬ