ЗАОКЕАНСКИЕ СОРАТНИКИ ФЮРЕРА
Окончание. Начало в № 3/231
Бразоль прожил долгую жизнь. В США он стал влиятельным юристом, работал в министерстве юстиции и считался экспертом по «русскому радикализму». Основал Общество русской культуры имени А. С. Пушкина и возглавлял его в течение 27 лет. Последние его книги («Пушкин и Россия» и «Душевная драма Гоголя») вышли уже после Второй мировой войны. Оказавшись в 1939 году в Германии, был принят, как он выразился, «в самых высших сферах Берлина». Любопытный штрих: занимаясь в США примерно тем же, чем занимался в это время в Германии рейхсминистр пропаганды Геббельс, он был поразительно на последнего похож внешне.
Бразоль избежал расправы большевиков: он просто не вернулся в Россию после октябрьского переворота. Некоторые известные монархисты также избежали участи Щегловитова: они вовремя сообразили, что их ждет после смены власти, и исчезли из страны. Представляя наиболее обеспеченные круги российского общества, большинство из них теряли при этом огромные состояния. Не все из них смогли вывезти за границу свои семьи. Но зато их вера в «еврейское зло» наконец-то получила, по их мнению, подтверждение в реальной жизни. Вот почему, оказавшись за рубежом, всю свою ненависть к новой власти они вложили в борьбу с мифическим «всемирным еврейским заговором». Одной из наиболее ярких фигур в этом отношении оказался бывший генерал-майор царской армии граф Артемий Череп-Спиридович.
Сахарозаводчик, владелец собственной торговой флотилии на Волге, крупнейший акционер многих сырьевых промыслов России, в том числе нефтяного, угольного и рудного, Череп-Спиридович был одним из наиболее влиятельных монархистов империи. А как член «Русского собрания», он был еще одним из наиболее активных пропагандистов «Протоколов сионских мудрецов».
О том, что его имя внесено большевиками в расстрельные списки, генерал узнал сразу после октябрьского переворота от корреспондента английской газеты «Морнинг стар» Виктора Марсдена, с которым его связывала давняя дружба. Спасая свою жизнь, граф бежал в Архангельск и после долгих скитаний оказался в Лондоне. Семья его осталась в советской России, и оба сына, офицеры Семеновского полка, погибли уже в 1918 году: один был расстрелян, другой умер в тюрьме ВЧК. Направление дальнейшей деятельности генерала в эмиграции определил все тот же Виктор Марсден.Этот газетчик также оставил свой след в истории зарождающегося нацизма. В свое время именно он был тем человеком, который с подачи Череп-Спиридовича перевел на английский язык «Протоколы сионских мудрецов». Из жизни он ушел в октябре 1920 года в возрасте 56 лет, но успел оставить после себя рукопись очерка с сакраментальным названием «Евреи в России». Авторы современной антисемитской литературы относят написание этой рукописи к декабрю 1918 года, так что можно смело утверждать, что это первый литературный опыт обоснования идеи захвата власти в России исключительно евреями.
Основная идея рукописи Марсдена уже в то время не была новой: евреи во всем мире полностью контролируют все богатства, все полезные ископаемые и все источники информации. С доказательствами, правда, у автора было негусто, поэтому в тексте можно найти такие «жемчужины», как утверждение, что публичные дома во всем мире содержатся исключительно евреями, что на путь завоевания мира евреи вступили еще шесть тысяч лет назад, что даже восстание Емельяна Пугачева — их рук дело т.д. Главным же «достижением» Марсдена было перечисление более пятисот фамилий людей, руководящих советской Россией — от ЦК ВКП(б) до губернских управлений. Несложно догадаться, что все они, по его утверждению, — евреи. Единственным неевреем в этих списках был, как тоже несложно догадаться, грузин Сталин.
В Лондоне Виктор Марсден подкинул Череп-Спиридовичу идею написать книгу о негативной роли евреев в мировой истории, и тот на полтора года прописался в библиотеке Британского музея. Завершилась эта работа появлением рукописи под названием «Тайное мировое правительство, или скрытая рука». Даже в то время, на фоне широко развернутой антибольшевистской кампании, наполненной множеством порой фантастических антисемитских измышлений, издателей не могла привлечь книга, где во всех обрушившихся на человечество бедах обвинялся некий «китайско-японско-советский иудо-монгольский блок». Рукопись состояла из множества мелких очерков, названия которых говорят сами за себя: «В США 8 млн. иудомонголов», «Все революции были еврейско-сатанинские», «Ротшильды — настоящие осатанелые человекоубийцы» и т. д.
Найти издателя в Великобритании графу не удалось, и он отправился в Америку. В США Череп-Спиридович становится одним из активистов русской монархической организации «Русская самооборона», которая уже в 1921 году выпускает в Нью-Йорке американский вариант «протоколов» на русском языке под названием «Всемирный тайный заговор». Позднее граф начинает редактировать журнал «Спасем Россию. Орган всех искренне любящих Россию». Большинство статей этого журнала основывалось на обильном цитировании все тех же «протоколов». Что касается «Скрытой руки», то книга все же была опубликована в 1926 году в «Антибольшевистской издательской ассоциации», а спустя очень короткое время ее автор, 75-летний граф, внезапно скончался. Полиция не исключала среди причин смерти ни убийство, ни самоубийство, ни несчастный случай, но тайна ухода Череп-Спиридовича из жизни до сих пор не раскрыта.
Бразоль и Череп-Спиридович оказались едва ли не наиболее активными деятелями русской эмиграции в США. Именно на них единомышленниками была возложена обязанность вовлечения в антиеврейскую пропаганду автомобильного магната Генри Форда, и справились они с этой задачей блестяще. Более того, это именно они помогали миллионеру и оплачиваемым им журналистам использовать «протоколы» для публикаций в принадлежащей Форду газете «The Dearborn Independent» и в его книге «Международное еврейство».
В конце 1920 года подборка публикаций из «The Dearborn Independent» вышла отдельной книгой под общим названием «The International Jew» («Международное еврейство»), немедленно переведенной практически на все европейские языки. Разжигая страсти и откровенно запугивая обывателей, Генри Форд писал в предисловии к изданию 1920 года: «Международные иудеи и их пособники, являющиеся сознательными врагами всего того, что мы понимаем под англосаксонской культурой, на самом деле многочисленнее, чем это кажется легкомысленной массе людей».
В США книга разошлась тиражом полмиллиона экземпляров и стала источником вдохновения для многих, в основном, молодых американцев, которые на практике использовали заложенные в этих книгах идеи для культивирования в США расистских настроений.
Против Форда началась мощная кампания протеста. Его книга и подшивки газет изымались из библиотек. Его автомобилям не раз объявлялся бойкот. Уже в самом начале его деятельности на ниве расизма (16 января 1921 года) большая группа американских общественных деятелей (три президента, девять государственных секретарей, кардинал, президенты университетов, писатели, священнослужители — всего было собрано более ста подписей) опубликовала заявление, в котором писала: «Нижеподписавшиеся граждане нееврейского происхождения (гои) и христианского вероисповедания осуждают и глубоко сожалеют по поводу возникновения в нашей стране организованной антисемитской кампании, ведущейся согласованно и в унисон с аналогичными кампаниями в Европе… Мы убеждены в ее абсолютной несовместимости с американским гражданством — лояльным и интеллигентным».
Воинствующий антисемитизм Генри Форда вызвал бурную протестную реакцию в среде еврейской общественности США. По призыву общины Нью-Йорка евреи страны объявили бойкот автомобилям компании «Форд Моторс». Резкое сокращение продаж заставило Форда в июле 1927 года прекратить антисемитскую пропаганду. В своем официальном заявлении для прессы он как ни в чем не бывало утверждал, будто не был осведомлен об антисемитском характере статей, вышедших в «Тhе Dearborn Independent» за его подписью, и просил у евреев прощения за ущерб, невольно причиненный им изданием «The International Jew». Это заявление, которое большинство американских газет сочло лицемерием, спасло Форда от уголовной ответственности, но не помешало ему продолжать тайно поддерживать разнообразные акции и публикации антисемитского характера.
Судебные процессы, которые еврейские организации вели против Генри Форда, не раз вынуждали его публично отрекаться от своего антисемитизма и даже писать о своем «величайшем восхищении еврейским народом». Среди тех, кто заставил Форда капитулировать, был один из основателей «Джойнта» Луи Маршалл — общественный деятель и едва ли не лучший юрист Нью-Йорка, стоявший у истоков Американского еврейского комитета (1906). Маршалл был президентом самой большой и влиятельной реформистской синагоги в Америке. Именно он сыграл выдающуюся роль в судебном процессе, который завершился официальным признанием фальшивкой «Протоколов сионских мудрецов» и принесением Фордом публичных извинений американскому еврейству. Автомобильный магнат пошел даже на то, чтобы публично сжечь свою книгу.
В 1927 году еженедельная газета Форда прекратила существование, а тысячи экземпляров «Международного еврейства» пошли под нож. Однако дело было сделано: его книги во многих странах вновь и вновь выходили колоссальными тиражами и везде находили новые и новые десятки тысяч читателей и поклонников.
В организации пропаганды фашизма и антисемитизма в США Генри Форд был не одинок. Одной из наиболее заметных фигур в этом грязном деле оказался пастор римско-католической церкви, известный всей Америке под именем «отец Кафлин» (Чарльз Эдвардс Кафлин, 1891-1979). Отец Кафлин одним из первых в стане священнослужителей начал использовать радио для своих проповедей. Сначала в 1930 году в эфире стали появляться его беседы для детей, но вскоре Кафлин начал практиковать радиообращения в защиту «Нового курса» президента Рузвельта, которые, по некоторым оценкам, собирали у радиоприемников до 40 миллионов слушателей.
Прошло несколько лет, и Кафлин вдруг развернулся на 180 градусов. Некоторые историки считают, что виной тому — отказ Рузвельта принять его предложение об увеличении в обращении в США наличных денег за счет выпуска серебряных монет. Как бы то ни было, но его радиопередачи приняли антиправительственный характер. Сначала объектом нападок стал сам Рузвельт, а потом началась пропаганда антисемитизма и открытое оправдание режимов Гитлера и Муссолини. В 1935 году отец Кафлин создал «Национальный союз социальной справедливости» и начал издавать журнал «Social Justice» («Социальная справедливость»), в котором размещал многочисленные антисемитские статьи и «Протоколы сионских мудрецов», снабдив их весьма сочувственными комментариями. В 1936 году Кафлин даже стал одним из главных создателей Юнионистской партии, выступившей с программой, альтернативной «Новому курсу», но она набрала на президентских выборах всего 2% голосов и распалась.
По мере того как США втягивались в мировую войну, деятельность отца Кафлина все больше и больше подпадала под официальные запреты. Сначала в 1939 году появился запрет на радиопередачи, а в 1942 году его журнал попал под действие закона о шпионаже, и его распространение было запрещено.
«Вести»