Завтра была война

| Номер: Ноябрь 2023

В украинский прокат вышел кинофильм «ШТТЛ»

Игорь ЛЕВЕНШТЕЙН

В украинский кинопрокат вышел фильм под названием «ШТТЛ», совместная украинско-французская продукция, успевшая еще до появления перед широкой публикой собрать немалое число наград различных престижных кинофестивалей.

В канун выхода фильма на экраны кинотеатров Украины его создатели устроили в Киеве в Национальном центре «Украинский дом» предпремьерный показ, на котором побывал корреспондент ЕО.

Премьера фильма «ШТТЛ» состоялась 16 октября 2022 года на Лондонском кинофестивале, а спустя неделю картина удостоилась приза зрительских симпатий на Римском кинофестивале. В США фильм впервые показали в январе 2023 года на Фестивале еврейского кино в Нью-Йорке. Украинская премьера «ШТТЛ» состоялась в августе 2023 года в рамках 14-го Одесского международного кинофестиваля, который из-за войны провели в Черновцах.

Действие «ШТТЛ» проходит в течение одного дня – 21 июня 1941 года, в канун нацистского вторжения в СССР. Фильм снимался в Украине летом 2021 года – за полгода до российской агрессии. Волею судьбы в картине предчувствие превратилось в пророчество…

Проект авторов

Идея создания драмы «ШТТЛ» принадлежит французскому режиссеру-документалисту Эди Уолтеру (Ади Вальтеру), для которого это первый игровой фильм. Замысел возник у него пять лет назад и был навеян историей еврейской общины местечка Сокаль на Львовщине, где в первый день войны в 1941 году немцы провели первую антиеврейскую акцию, расстреляв 11 человек. Уолтер сумел заразить идеей французских продюсеров Жан-Шарля Леви и Олиаса Барко, которые подключили к производству украинскую сторону. Партнерами французской компании Forecast Pictures с украинской стороны выступили кинокомпания UPHub с участием Apple Tree Vision. Проект получил поддержку Государственного агентства Украины по кино и ряда частных спонсоров. Расходы распределились как 77% — Украина, 23% — Франция.

Эди Уолтер с командой подошли к иудейской тематике и к воссозданию старого штетла с максимальной добросовестностью. Режиссер внимательно исследовал материалы довоенной эпохи, изучал быт, культуру и нравы населения украинского еврейского местечка. Специально для съемок на территории села Ровжи в Вышгородском районе Киевской области построили целое еврейское местечко: возвели 18 объектов (в том числе, привезли шесть аутентичных деревянных домов из Житомирской и Черниговской областей), обустроили базарную площадь и еврейское кладбище с мацевами. Деревянную синагогу расписывали по сохранившимся эскизам, в строгом соответствии с религиозными канонами.

Фильм снят на идиш с вкраплениями украинского и русского языков. В качестве консультанта по идиш-культуре привлекли американского эксперта по иудаике Лили Росен, которая в свое время консультировала известный сериал Unorthodox производства Netflix.

Одна из особенностей картины – съемки технологией одного кадра.  Оператор-постановщик фильма Владимир Иванов сказал, что в двухчасовой картине всего 35 кадров, причем практически не видно склеек. Такой прием, впервые примененный в украинском кино, погружает зрителя в кинореальность и дает возможность видеть происходящее глазами героя. Это создает воистину гипнотический эффект.

Еще одна сильная сторона фильма – отличный подбор актеров. В главной роли кинематографиста Менделя, приехавшего из Киева в родной штетл на один день, снялся американский актер Моше Лобель. В картине задействованы актеры из Украины, Франции, Польши, Израиля. Роль раввина сыграл известный голливудский актер канадец Сол Рубинек. Все актеры подкупают органичностью и соответствием персонажам. Никаких карикатурных евреев с грубо приклеенными бородами и пейсами (грим и парики великолепны, что сегодня редко встретишь).

Собственно, какие проблемы с органичностью могут быть у Моше Лобеля, который родился и вырос в хасидской семье в знаменитом Бруклинском Боро Парке, и для которого идиш – родной язык. Как и для Сола Рубинека, родившегося в лагере для перемещенных лиц в послевоенной Германии, в семье польских евреев, переживших Холокост (их два года прятал польский фермер). Для Моше Лобеля одна из тем фильма «ШТТЛ», уход Менделя из местечка в светский мир ради занятий кинематографом, во многом является автобиографической. Впрочем, и остальные актеры, с менее впечатляющими судьбами, убедительны и достоверны.

Фильм вообще сделан тщательно и внимательно. Но, на мой взгляд, Эди Уолтер переборщил с обилием смыслов и идей – исторических, философских, политических. Здесь и крах целого мира еврейской диаспоры в огне Холокоста; здесь и раскол еврейской общины под давлением эмансипации с одной стороны и советской власти с другой; здесь и экзистенциальный выбор молодого еврея, разрывающего с патриархальной средой; здесь и любовная драма; здесь и отношения родителей с детьми и еще много всякого. Впихнуть такое обилие в один день из жизни маленького местечка можно, но это сильно усложняет восприятие и снижает реалистичность истории, чьи атрибуты воссозданы столь тщательно, с претензией на полную аутентичность.

Отмечу, что Эди Уолтеру удалось счастливо избежать опасности сусального показа идиллических отношений евреев и украинцев и чрезмерной демонизации русско-советских персонажей. Все эти моменты поданы в картине дозированно и уместно.

Но вот имена некоторых персонажей выглядят довольно странно: Юна, Фолье – таких еврейских имен попросту нет; поправьте меня, если я ошибаюсь. Единственного украинского героя зовут Демьян – вы уверены, что это имя, которым могли назвать украинца в довоенной Галиции? Такой полет авторской фантазии трудно объяснить. Возможно, это способ некоей отстраненности от реальности, попытка подняться на абстрактный уровень. Хана или Сара, Мойше или Хаим, Орест или Богдан – это же банально. То ли дело Юна. Трудно понять сложный замысел творца.

Впрочем, в конце концов, понятие условности в искусстве никто не отменял. Оставим это право симпатичным создателям фильма «ШТТЛ».

Восприятие публики

Очень жаль, что главный автор фильма Эди Уолтер не смог присутствовать на киевской премьере: основные вопросы хотелось бы задать именно ему. Продюсеры Леви и Барко, в основном, благодарили украинских партнеров, а по всем вопросам относительно художественной стороны фильма переводили стрелки на Уолтера.

Есть легенда о том, что когда в 1935 году в Голливуде экранизировали «Преступление и наказание», продюсер Бадд Шульберг принес синопсис главе студии «Коламбия» Гарри Кону. Кон скептически отнесся к предложенному материалу, и Шульберг указал ему, что это сюжет из книги Достоевского. На что не шибко эрудированный Кон спросил: «А у этой книги были читатели?»

К чему это я. По ходу просмотра возникал вопрос: а кто аудитория этого фильма? на кого он рассчитан и ориентирован? Люди столько трудились, деньги вкладывали – а каков будет эффект?

Впрочем, тут особой загадки нет и ответы на поверхности. «ШТТЛ» это типичное артхаусное или фестивальное кино. Это не развлекательный ширпотреб для массового зрителя с попкорном. Это настоящее произведение киноискусства с неизбежно вытекающими последствиями: признание просвещенного и профессионального сообщества ценителей кино в виде призов, премий и отзывов и весьма скромные кассовые сборы.

Как сообщили продюсеры фильма, «ШТТЛ» уже успел принять участие в семи десятках различных кинофестивалей по всему миру – от Нью-Йорка до Шанхая. В активе картины награды престижных фестивалей, в частности: призы зрительских симпатий на Римском кинофестивале и на Festival Diasporama (Париж), призы жюри на фестивалях в Кливленде, Берлине и Атланте, ряд других наград. И этот список еще наверняка будет расти. Фильм выдвигали на номинацию на Оскар от Украины, но его опередил документальный фильм «20 дней в Мариуполе».

Что же до прокатной судьбы и сборов, то здесь особых надежд нет: все упования на еврейскую аудиторию и высоколобую интеллектуальную публику в США и Европе. «ШТТЛ» выйдет в прокат во Франции в декабре текущего года, в Италии в январе и в США – в феврале 2024-го. В украинском прокате «ШТТЛ» точно ничего не заработает: в этом убеждены кинокритики, с которыми я пообщался на премьере. У нас не привыкли смотреть серьезные драмы – особенно сейчас, во время войны, публика (подавляющее большинство которой составляет молодежь) тяготеет к развлекательным картинам.

Впрочем, создатели «ШТТЛ» к этому готовы, поэтому с достоинством собирают награды кинофорумов и спокойно не рассчитывают на большую кассу.

 

А теперь позволим себе немного поиграть в стиле создателя фильма «ШТТЛ» Эди Уолтера.

Название, где в слове «штетл» пропущена гласная буква, с одной стороны, стильно восходит к ивриту, в котором, как известно, гласных букв нет (в отличие от идиш). Но главный смысловой нюанс пропуска буквы – символ разрушенного еврейского мира, народа, поколения, культуры идиш. Это знак пустоты, разрыва, дыра, лакуна. На это прямо указал Моше Лобель, подчеркнувший, что таких Менделей, который из-за Холокоста не стал кинорежиссером, таких людей, лишенных из-за Холокоста возможности жить и реализовать себя, было великое множество.

Выше уже отмечалось, что фильм «ШТТЛ», снимавшийся в канун войны в Украине, оказался пророческим. По словам гендиректора UPHub Ольги Пантелеймоновой, одна украинская зрительница после просмотра призналась, что снова пережила 24 февраля 2022 года. Волею судьбы, село Ровжи, где находится локация фильма, в феврале 2023 года оказалось занятым рашистами, и два месяца находилось под оккупацией. К счастью, построенное для съемок местечко не пострадало: видимо, потому что там не было сопротивлявшихся людей и стиральных машин. Сегодня идут переговоры о передаче местечка из «ШТТЛ» Национальному музею истории Украины.

Показ фильма в Украинском доме прошел во время войны Симхат Тора в Израиле и Секторе Газа – когда громко прозвучавшая в «ШТТЛ» тема единения еврейского народа и оружия как его главной силы стала невероятно актуальной.

Можно было бы предположить, что Эди Уолтер своим фильмом вызвал злой дух войны – в еврейском фольклоре «диббук» (кстати, упоминаемый в картине). Но мы не мистики. А большой художник, как утверждал опальный литературовед Аркадий Белинков в книге «Юрий Тынянов», обязан быть социальным пророком. Хотя, конечно, Эди Уолтер задачу накликать войну точно не ставил – у него была масса других творческих задач, которые он весьма успешно решил.