МЕМОРИАЛУ БЫТЬ?

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Октябрь 2018

Марк Фрейман

Марк Фрейман

(Почему до сих пор не увековечена память убитых нацистами евреев)

«Нет памяти о прежнем…» – сокрушался мудрый Коэлет, известный также как Экклезиаст.
И, к сожалению, история человечества не раз подтверждала его печальные слова. Но ведь здесь многое зависит от самих людей. Если восстанавливать и чтить память о тех, кто был прежде нас, она сможет жить долго. И сегодня мы поведем разговор с человеком, желающим осуществить такое доброе дело – создать Мемориальный парк «Помни» в Самборе Львовской области на месте, где нацистскими палачами и их пособниками были убиты тысячи безвинных людей.

Знакомьтесь – Марк ФРЕЙМАН. Сегодня он ведет юридическую практику в фирме «Лернерс» в Торонто. Как юрист господин Фрейман был привлечен ко многим громким делам на всех уровнях канадской судебной системы. В частности, был главным юристом в Комиссии по расследованию катастрофы рейса 182 авиакомпании «Эйр Индия» и в Канадской комиссии по правам человека в судебном процессе против Эрнста Цюнделя, интернет-сайт которого пропагандировал ненависть. С 2000-го по 2004 год Марк Фрейман был заместителем Генерального прокурора Онтарио. Был президентом Канадского еврейского конгресса и президентом фонда «Канадский центр Переса за мир».
Марк Фрейман является соавтором издания «The Litigator’s Guide to Expert Witnesses», часто печатается, преподает на университетском уровне и выступает на темы, связанные с национальной безопасностью, правами человека и СМИ. Был награжден многочисленными академическими наградами. В настоящее время работает также в качестве профессора-адъюнкта права в юридической школе Осгуд-Холл в Торонто. Кроме степени бакалавра и магистра юриспруденции Университета Торонто, господин Фрейман имеет степень доктора философии в области современной мысли и литературы в Стэнфордском университете.
Не так давно Марк Фрейман посетил Киев. Тогда и состоялась наша беседа.

– Господин Фрейман, мы беседуем как раз в годовщину Независимости Украины. Сегодня в нашем праздничном параде участвовали представители иностранных армий и среди них и канадские военнослужащие. Как вы оцениваете нынешний уровень взаимоотношений между Украиной и Канадой?
– Я думаю, что отношения между Канадой и Украиной на государственном уровне чрезвычайно важны. Скажу о действиях двух последних правительств Канады. И предыдущее, и нынешнее правительство поддерживает Украину во всех отношениях – в политическом, экономическом и в военном аспектах. И это говорит о том, что Канада считает отношения с Украиной очень-очень важными.
– В свое время, помнится, отношения еврейской диаспоры с довольно большой украинской общиной в Канаде были не самыми хорошими, потому что в украинской общине было еще достаточно людей, которые принимали активное участие в деятельности ОУН в годы войны.
– После окончания Второй мировой войны очень много людей уехали из Украины в Канаду и среди них, безусловно, были и те, кто имел отношение и к ОУН, и к ряду других националистических организаций. И, действительно, были определенные сложности в отношениях между украинской и еврейской диаспорами. Были среди эмигрантов и люди, в отношении которых Канада приняла решение о высылке и депортации. Также было много эмигрантов-нелегалов. Среди эмигрантов из среды ОУН большая часть людей имела умеренные настроения, но были и экстремисты.
Я лично знаю внука Степана Бандеры. Он представляется мне разумным и умеренным в политических взглядах человеком. Восемь лет назад мы вместе с ним приезжали в Самбор, где по моей инициативе известная общественная организация «Украинско-еврейские встречи» решила создать Мемориальный комплекс «Помни». Мы хотим возвести его на месте старого еврейского кладбища, где в годы войны нацисты и их пособники уничтожили евреев города. Там также были расстреляны заложники из мирных граждан и, как нам говорят, 17 украинских националистов.
– Пожалуйста, расскажите подробнее об этом проекте.
– Над ним я работаю последние десять лет. Проект, как я уже сказал, получил поддержку со стороны канадской общественной организации «Украинско-еврейские встречи».
Моя семья родом из Западной Украины. Мои мать и отец пережили войну именно в Самборе, где они вошли в сотню выживших из 10-тысячного довоенного еврейского населения. Вместе с тремя десятками других евреев они в течение полутора лет скрывались в убежище под землей, построенном под складом зерна. Эта история и побудила меня задумать проект «Помни». Проект предполагает создание Мемориального парка, восстановление древнего еврейского кладбища и надлежащее увековечивание памяти не менее 1300 (а по некоторым оценкам – более двух тысяч) еврейских женщин, стариков и детей, останки которых покоятся в двух массовых захоронениях – одном огромном и одном меньшего размера. Эти люди были расстреляны нацистами во время «акций» в апреле и июле 1943 года. Также проект предусматривает обустройство в Самборе общественного парка и создание большого монумента в память о жертвах нацистов всех вероисповеданий и национальностей. Некоторые местные жители утверждают, что в годы войны на территории кладбища были убиты не только евреи, но и другие местные жители, в том числе 17 членов ОУН. После ряда дискуссий, нам предложили план, который полностью соответствует требованиям как Галахи, так и христианских канонов. Для увековечивания памяти этих 17 человек будет сооружен памятник. Как только это будет сделано, станет возможным с полным уважением переместить в иное место на территории мемориала те три креста, которые были установлены двадцать лет назад вблизи большой еврейской братской могилы.
Надо сказать, что переговоры по достижению консенсуса в обустройстве Мемориального парка идут много лет и являются чувствительными и сложными. Они еще не завершены, но мы движемся в правильном направлении. Мы встретили много людей доброй воли в Самборе, в греко-католической и в украинской православной церквях, которые работают над тем, чтобы помочь найти решение в сложной ситуации.
– Мне и ранее было известно, что переговоры с местными жителями идут и давно, и трудно. А повлиял ли приезд Степана Бандеры-младшего на мнение самборчан?
– Собравшиеся местные жители слушали Степана в тишине и молчании. Но было видно, что его слова привели людей в волнение. Они активно фотографировались с гостем, с удовольствием говорили с ним на разные темы, вот только разговоров об этом кладбище избегали. Потом, через какое-то время люди обсуждали – да, внук Степана Бандеры говорил нам, что кресты надо переместить, но, понимаете, он же живет в Канаде и его высказывания все же наивны. Правда, среди самборчан бытовало и другое мнение, что сейчас наступили новые времена, мы живем в ХXI веке и пришло время решить проблему, поэтому Степан Бандера-младший прав.
– Что же изменилось сейчас? Сыграла свою роль Революция достоинства?
– Конечно. Революция достоинства – это очень важное событие. Она показала всему миру, что Украина продвигается к демократическим ценностям. Ведь всех людей в мире, независимо от того, где они живут, заботят в общем-то одни и те же символические вещи.
Канадцы – большие радетели Украины, они активно помогают средствами на военные нужды и поддерживают проукраинскую пропаганду. Главное для канадцев – защита прав человека, и поэтому Революция достоинства для них – это очень важная концептуальная вещь. С тех пор Канада помогает и поддерживает Украину еще активнее.
– А изменилась ли психология украинцев в Самборе?
– Изменилась, и не только в Самборе. Например, в этом контексте показательна позиция главы Украинской греко-католической церкви Святослава Шевчука, который стремится показать всему миру, что в Украине уважают общечеловеческие ценности. Для него очень важно, чтобы в Канаде видели, что Украина – не антисемитская страна. И с другой стороны отец Святослав старается донести до прихожан своей церкви, что быть юдофобами недопустимо.
Революция достоинства также заставила задуматься о необходимости активного укрепления связей с европейскими странами, что однозначно будет способствовать экономическому прогрессу. А Самбор ведь расположен очень близко к польской границе. Местные жители хорошо понимают, какие экономические преимущества в финансовом отношении имеет туризм, и в большинстве своем осознают, что иметь благоустроенный мемориальный заповедник, куда смогут приехать туристы, для города весьма предпочтительно. Но все же проблема в продвижении нашего проекта состоит в том, что этого понимания все еще недостаточно. Есть понимание на уровне политиков, священников, на уровне областного муниципалитета. Но на местном уровне такого понимания пока недостаточно.
– Так кто же, если конкретно, выступает против создания мемориала?
– Прежде всего хочу сказать, что нынешний мэр Самбора – очень достойный человек, который с большим преимуществом в голосах был избран на свой пост как раз после Революции достоинства. Но его оппонент – это бизнесмен, который владеет городской газетой. Интересы этого человека и интересы нынешнего мэра – полярны. Кроме того, ни одна из сторон не имеет большинства в городском совете, там все воюют друг с другом. Ситуация с еврейским кладбищем сегодня фактически является инструментом, который используется предыдущими хозяевами города в борьбе с нынешними. И это очень мешает реализации проекта. Но я надеюсь, что мы все-таки осуществим задуманное. И я сделаю для этого все, что смогу.

Вел беседу Михаил ЭЙВИН

Послесловие
Марк Фрейман – опытный юрист и к тому же иностранец. А потому понятна та осторожность, я бы даже сказал деликатность, с которой он говорит о проблеме создания Мемориала жертвам нацистов в Самборе.
Но я о данной проблеме тоже осведомлен. И не просто осведомлен. Лет восемь назад я передавал через одного общественника тогдашнему львовскому губернатору, с которым был знаком, письмо с просьбой помочь решению самборской проблемы. Губернатор вроде бы обещал посодействовать. Но…
Марк в разговоре упомянул, что главный оппонент нынешнего мэра Юрия Гамара является хозяином известного в городе издания – оно называется «Самбірська газета». И чтобы понять, какие мнения по поводу строительства мемориального комплекса это издание выражает, не нужно даже читать всю большую, посвященную этой проблеме статью – достаточно лишь ознакомиться с ее заголовком. А он таков: «Навіщо нехтувати своєю історією заради чужої – запитайте у самбірської влади».
Ключевое слово в этом заголовке – «чужої». Многолетние разговоры украинских политиков о том, что мы строим «европейскую политическую нацию» уходят как вода в песок, потому что сторонники моноэтнической Украины видят, что на самом деле к подлинному созданию такой нации ни одна провластная политическая сила за 27 лет независимости так и не приступила. Потому и самборские радикальные националисты открыто пишут, что история евреев, живущих в этих местах сотни лет, для них «чужая». А если чужая – то и отдать ей дань уважения не позволим. Не позволим, потому что не желаем. Уже давно эти субъекты фактически издеваются над памятью жертв нацистов, и поставить их на место, выходит, некому. А все потому, что за разговорами украинской политической элиты о «европейских ценностях», увы, не следует серьезных дел…

Михаил ФРЕНКЕЛЬ,
главный редактор «Еврейского обозревателя»