ЛУЧШИЙ В МИРЕ ТЕВЬЕ
В дни после смерти великого украинского актера Богдана Ступки о его творчестве и жизни говорили многие. Друзья, коллеги, почитатели таланта, официальные лица.
Мне лишь однажды довелось беседовать с Богданом Сильвестровичем, поэтому я никак не могу причислить себя к когорте лиц, его близко знавших. Также не являясь театроведом, не возьму на себя смелость пространно рассуждать о его творческой палитре. Мне хотелось бы сказать о другом. Матушка артиста Мария Григорьевна была глубоко религиозным человеком. Именно она привила своему Богдану такие прекрасные качества как гуманизм и уважение к людям. Эти свойства его характера оставили свой добрый знак не только в его жизни, но и творчестве.
«Превосходен Тевье у Ульянова
И Леонов тоже покорил
Только Ступка
создал того самого
Что бессмертный Шолом
сотворил»
Это строки из стиха ветерана Великой Отечественной войны поэта Аркадия Заславского, также недавно ушедшего из жизни. И, действительно, роль бедного молочника Тевье из еврейского местечка стала одной из самых звездных в творчестве Богдана Ступки. И как раз она принесла ему лавры лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко. Но разве дело в премии? Главное совсем другое….
Когда замечательный писатель Григорий Горин написал по мотивам знаменитого романа Шолом-Алейхема свою пьесу «Поминальная молитва», он предложил ее театру, с которым много лет сотрудничал – Ленкому. На московской сцене Тевье играли два выдающихся русских артиста – Евгений Леонов и Михаил Ульянов. Играли великолепно, имея превосходные отзывы критиков. А затем за постановку взялся киевский театр имени Франко. Режиссер спектакля Сергей Данченко решил дать ему название «Тевье-Тевель».
И вот премьера. Уже вначале после того, как на сцену вышел Тевье-Ступка, зрительский зал замер. Он не играл, он жил этим образом. Такого Тевье мир еще на видел. Да, не только Украина или Россия, впоследствии Ступка был многими в разных странах признан лучшим исполнителем роли Тевье.
Одиннадцать лет назад в Киев приезжала внучка Шолом-Алейхема писательница Бел Кауфман. Мы долго гуляли с ней и ее супругом Сиднеем Глаком по киевским улицам. А потом во время интервью Бел сказала, что лучшего Тевье, чем в исполнении Богдана Ступки, она не видела. В нью-йоркском театре Millenium он шел дважды при переполненном зале.
Самого высокого мнения об игре Ступки был и Григорий Горин. Впервые он увидел его в роли Тевье в 1991 году, когда приезжал в Киев на торжественные мероприятия в связи с пятидесятилетием трагедии Бабьего Яра. После спектакля Горин пришел в гримерку Ступки и сказал ему: «Вы на сцене – еврей, а оказывается на самом деле – нет. Откуда вы все про этот народ знаете?» «Кто хочет, тот знает», – в ответ улыбнулся Ступка.
А ведь и правда, откуда знал? Вот ведь рассказывают, что образ Тевье не очень задался великому еврейскому артисту Соломону Михоэлсу. Его называли лучшим в мире королем Лиром, но лучшим Тевье он не стал. А украинец Ступка смог.
Как по мне, в образе Тевье ничуть не меньше шекспировских страстей, чем в Лире. И я думаю, что Ступке он так удался, поскольку он в нем видел не местечкового еврея, обремененного большой семьей, а человека, постоянно размышляющего о смысле бытия в окружающем его мире.
Очень жаль, что в свое время не была снята киноверсия замечательного спектакля. Этот проект был одобрен недавно. И сегодня режиссер Владимир Лерт, рассказывая с каким огромным желанием собирался сняться в фильме Богдан Сильвестрович, сокрушается, что Ступке так и не было суждено сыграть в кино Тевье. Впрочем, режиссер и его коллеги считают, что обязаны снять ленту в память о великом артисте.
Конечно, любая нация самобытна. Но существуют вечные общечеловеческие понятия – добро, любовь, разум. Тому, кто их придерживается, они дают возможность хорошо понимать многих других людей. Рассуждая об этом, я вспоминаю одну из программ телецикла встреч с мастерами искусств Украины, которую вел Богдан Ступка. В тот раз он приехал в расположившийся в столичном предместье дом ветеранов сцены, где тогда жил другой замечательный украинский актер Владимир Дальский. Беседа двух корифеев сцены, наделенных тонким чувством юмора, была весьма интересна. Зашел разговор и о сыгранных ролях.
Дальский стал очень хвалить Ступку, которого он по-домашнему звал Сильвестрычем, за образ Тевье. И вдруг неожиданно сказал: «А знаешь, Сильвестрыч, я ведь вовсе не Владимир Дальский. Мое настоящее имя Вася Нестеренко». И далее он рассказал, что оставшись в детстве сиротой, он сбежал из дому, попал в руки шайки уголовников, чудом спасся. Голодал. И однажды повстречал труппу бродячих артистов-евреев. Они пригрели мальчугана, обнаружили в нем талант. Впоследствии он поступил в драмкружок и оттуда началась его замечательная театральная карьера. Завершая рассказ о своей жизни, Дальский сказал Ступке, что он прекрасно сыграл роль еврея, поскольку смог проникнуть в душу этого народа. И это было очень верное суждение.
Говорят, хороший артист должен умело играть и Бога, и дьявола. Возможно, это и так. Но я все же уверен, что человек, недобро относящийся к евреям, не смог бы так гениально сыграть роль Тевье.
Спасибо Вам, Богдан Сильвестрович! И светлая Вам память.
Из нашего досье:
Богдан Сильвестрович Ступка родился 27 августа 1941 года в селе Куликов Львовской области в Украине.
Отец Богдана Ступки пел в хоре в оперном театре, старший мамин брат был солистом, тетя — главным концертмейстером.
Богдан с семи лет крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов, Козловский и Лемешев гладили мальчика по головке. У самого же Ступки слуха не оказалось, правда, когда служил в армии, в оркестре штаба Прикарпатского военного округа играл на барабане.
В театр Богдан Ступка пришел, может быть, из-за страха перед реальной, жестокой жизнью. Театр изображает жизнь, то есть там не по-настоящему погибают, умирают, и так далее. Там в это все играют, играют в жизнь.
Богдан окончил студию при театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого.
В период с 1960 по 1970 год Ступка был актером Львовского украинского драматического театра им. М. Заньковецкой.
В кино дебютировал в 1970 г. Одной из первых работ стала роль в картине «Белая птица с черной отметиной», которая и принесла актеру популярность. После этого стал актером драматического театра им. И. Франко.
Актер сыграл более 50 ролей в театре. Среди наиболее известных работ – главные роли в спектаклях «Король Лир», «Карьера Артура Уи», «Тевье Тевель», где он играл вместе с сыном Остапом. Ступка снялся в более чем 100 фильмах. Среди которых «Огнем и мечом», «Восток – Запад», «Водитель для Веры», «Свои» и многие другие. Большой успех к актеру пришел в 2004 году. В то время Богдан Ступка снимался в двух фильмах одновременно. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая.
С 1999 по 2001 год — министр культуры и искусств Украины. С 2001 года до последних дней являлся художественным руководителем Театра им. Ивана Франко. С 2006 по 2010 год — художественный руководитель актерского курса в КНУТКиТ им. И. К. Карпенко-Карого. В 2009 году стал президентом Киевского международного кинофестиваля.
В 2011 году, на сцене Театра им. Ивана Франко, с размахом отпраздновал свое 70-летие. Юбилейный вечер назывался «Концерт № 70».
Богдан Ступка был великим драматическим актером, которому были подвластны любые образы и персонажи. Исполнив около 100 ролей на киноэкране и более 50 на театральной сцене, к концу жизни он стал символом украинской нации, дал мощный импульс для продолжения и полноценности украинской культуры. Богдан Сильвестрович был одним из главных артистов последнего десятилетия на постсоветском пространстве.
На нью-йоркской премьере нового фильма Киры Муратовой «Два в одном» Ступку ставили в один ряд с Робертом Де Ниро, Аль Пачино и Энтони Хопкинсом, отмечая мастерство и многогранность его актерской игры.
Памятные вехи
- 1976 год — Заслуженный артист Украинской ССР
- 1980 год — Народный артист Украинской ССР
- 1980 год — Государственная премия СССР За исполнение ролей в спектаклях «Дикий ангел» А. Ф. Коломийца и «Дядя Ваня» А. П. Чехова в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре имени Ивана Франко
- 1991 год, 28 января — Народный артист СССР
- 1991 год — Премия имени И. П. Котляревского
- 1993 год — Государственная премия Украины имени Т. Г. Шевченко За исполнение главной роли в спектакле «Тевье-Тевель» в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре им. Ивана Франко
- 1994 год — Почетный знак отличия Президента Украины
- 1994 год — Премия имени А. М. Бучмы
- 1996 год — Премия имени К. С. Станиславского
- 1997 год — Действительный член (академик) Академии искусств Украины
- 1999 год, август — Орден «За заслуги» II степени
- 2000 год — Офицерский крест Ордена Заслуг перед Республикой Польша
- 2001 год, август — Орден «За заслуги» I степени
- 2001 год — Орден Дружбы За заслуги в развитии театрального искусства и вклад в укрепление украинско-российских связей
- 2001 год — Премия «Хрустальная Турандот» (Москва) в номинации «Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» (за роль Афанасия Ивановича в спектакле «Старосветская любовь»)
- 2004 год — Премия «Ника» в номинации Лучшая мужская роль («Водитель для Веры»)
- 2004 год — Премия «Золотой орел» в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Водитель для Веры»)
- 2004 год — Премия «Золотой Овен» в номинации За лучшую мужскую роль («Свои»)
- 2004 год — Номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль («Свои»)
- 2006 год — Премия «Триумф»
- 2006 год — Золотая медаль Академии искусств Украины
- 2006 год — Орден князя Ярослава Мудрого V степени
- 2009 год — Премия «Золотой Орел» в номинации Лучшая мужская роль в кино («Тарас Бульба»)
- 2009 год — Почетный гражданин Киева
- 2010 год — Орден князя Ярослава Мудрого IV степени
- 2011 год, 23 августа — Герой Украины с вручением ордена Державы За выдающийся личный вклад в обогащение национального культурно-художественного наследия, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и высокое профессиональное мастерство
- 2011 год, 25 августа — Орден Почета – За большой вклад в развитие связей между Российской Федерацией и Украиной в области культуры
- 2012 год — Премия «Золотой орел» в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Дом»)
Приз Международного кинофестиваля в Риме — серебряная статуэтка «Марк Аврелий» за лучшую мужскую роль
Премия им. Сиди Таль
Член Европейской киноакадемии Богдан Ступка скончался 22 июля 2012 года.