Придумайте что-нибудь получше, господа

| Номер: Сентябрь 2024

Почему идея „два государства для двух народов“ сегодня не срабатывает

Ицхак Рабин и Ясир Арафат

Михаил ФРЕНКЕЛЬ

Уважаемый, извините, разрешите спросить: вы случайно не обдумываете, как разрешить израильско-палестинский конфликт? Нет, не обдумываете? Еще раз извините. Просто у вас лицо очень озабоченное.

Да-да, именно такие озабоченные физиономии у всех, кто рассуждает о том, как добиться мира на Ближнем Востоке. И в Евросоюзе такие лица, и в ООН, и в Белом доме. И у всех-всех один рецепт, как достичь желаемого: это два государства для двух народов. Вот только как реально этого добиться? Над этим думают все большие политические умы.

Задумаемся и мы…

В конце позапрошлого века сионизм окончательно оформился как идеологическое течение. Он звал евреев на историческую Родину, где они жили еще в глубокой древности и из которой были изгнаны почти две тысячи лет назад. Евреи, как сказано еще в Торе, народ жестоковыйный, непокорный, доставивший немало хлопот римским завоевателям. Так что, изгнав их с родной земли, римляне постарались стереть даже их имя с карты. Император Адриан приказал впредь называть Палестиной оккупированную Иудею, а Иерусалим переименовали в Элию Капиталину. В VII веке нашей эры, после падения некогда могущественного Рима, Святую Землю захватили арабы. Впоследствии, как это водится, ее города завоевывали то одни, то другие воинственные пришельцы. А ко времени, когда евреи стали возвращаться на землю предков, Палестина была заброшенной окраиной Османской империи. Большая часть ее была безводной пустыней, лишенной к тому же полезных ископаемых. Кому такая нужна? Да и древний Иерусалим мусульман-турок не интересовал, поскольку в Коране он не упоминается ни разу.

Зато в Торе о нем говорится многократно и в псалмах царя древнего Израиля есть вещие слова: «Пусть отсохнет моя десница, если я забуду тебя, Иерусалим».

Впрочем, сказать правду, многие идеологи и вожди сионизма были не очень религиозны. Это были умные, деятельные, но несколько наивные люди. Среди них преобладали социалисты, и поэтому они в общем-то поверили в широко распространяемую антисемитами «сказку», что юдофобия является исключительно следствием того, что евреев мало видно среди хлебопашцев и рабочих рудников. Лидеры сионизма тех лет искренне полагали – если евреи докажут, что способны не только торговать, играть на скрипке и врачевать, но и выращивать урожай; если они всем покажут, что умеют не только шить костюмы, но и варить сталь, то антисемитизм тут же начнет испаряться. Но для достижения цели нужно построить собственное государство. Вот этим и занялись. Мы знаем, что Барух Гашем построили.

В еврейской стране заводы работают, самолеты летают, хай-тек один из самых передовых в мире. Да, урожаи, да, надои… Помню, как лет двадцать назад брал интервью у одного бывшего председателя крупного совхоза, побывавшего в составе украинской делегации в Израиле.

– Послушайте, – удивленно-восхищенно говорил он мне, – мы были в нескольких хозяйствах, так там местные коровы величиной со здоровенного быка. А у многих надои такие, за которые в Союзе можно было стать дважды героем соцтруда.

– Ей-Богу, – молвил бывший убежденный коммунист и… перекрестился.

Итак, евреи строили, сеяли и пахали, осушали болота и создали в пустыне оазисы, возвели в них города. Всем доказали, как умеют работать. И что же? Антисемитизм исчез? Ничего подобного. Ведь, как и другие виды ксенофобии, он имеет многие и многие негативные составляющие. И среди них – зависть, жадность и корысть.

И здесь вернемся в далекие времена. Когда наиболее предприимчивые и неглупые богатые арабские купцы наконец-то сообразили, что учение бродячего проповедника Мухаммеда, к которому до этого мало кто прислушивался, сулит, что под эгидой единого Бога можно объединить разрозненные племена и прекратить хаотичные разбойные нападения на торговые караваны, они активно поддержали пророка, и, как бы теперь сказали, инвестировали в его деятельность немалые средства. Объединенные верой в Аллаха арабские племена в начале VII века стали, как сказал бы один историк, пассионарным народом, которому стало тесно на Аравийском полуострове. И началась исламская военная экспансия. В последующие годы она достигла серьезных успехов. Арабами были завоеваны огромные территории на Востоке и на Западе.

А теперь возвращаемся в новую историю. Когда первые еврейские поселенцы сто с лишним лет назад стали возвращаться на землю предков, и турецкие власти, и жившие в тех местах арабы отнеслись к этому достаточно равнодушно. Однако когда евреи осушили болота, провели воду в пустыню и построили там города и селения, настроение арабов переменилось. Им очень захотелось, чтобы все это стало принадлежать им. Здесь нужно сказать, что хозяева страны мусульмане-турки весьма плохо относились к …мусульманам-арабам, которых они всячески притесняли. Появление же в Палестине небольшого количества евреев турок вначале не сильно беспокоило. Но по мере роста еврейского присутствия и успешного освоения евреями ранее незаселенных земель турецкие власти стали к ним намного жестче. Но тут началась Первая мировая война. В ходе ее Османская империя, выступавшая на стороне Германии, потерпела сокрушительное поражение. И Палестина оказалась подвластной победителям. Она стала подмандатной территорией британской короны.

О дальнейших исторических событиях, приведших в конце концов к созданию Государства Израиль, и последовавших за этим коллизиях писалось не раз. И я, естественно, не собираюсь скрупулезно описывать их, превращая эти заметки в многостраничный исторический труд. Остановлюсь лишь на моментах и эпизодах, необходимых для разговора о том, что происходит в мире сегодня.

Итак, после ряда серьезных политических событий новые хозяева Палестины решили пойти на определенные шаги. И вот по удивительному совпадению в день, когда в Петрограде революционные солдаты и матросы взяли Зимний дворец, в британских газетах была опубликована так называемая «декларация Бальфура», из которой следовало, что евреям под создание собственного государства обещается значительная часть Палестины и ближайших земель. Арабам, само собой, это не понравилось. И хотя в их распоряжении оставалась намного больше территорий, они стали активно нападать на евреев. Не смущало их и то, что, задекларировав право евреев на свою страну, англичане совсем не торопились осуществлять эту идею. Тем временем по Святой Земле в двадцатые-тридцатые годы пронеслась целая серия кровавых арабских нападений на евреев. Как оказалось, антисемитизм вовсе не зависит от того, кто торгует, а кто работает в поле и у станка. У него совеем другие причины.

Евреи как могли отбивались от погромщиков. Но тут началась Вторая мировая, еще более страшная, чем предыдущая война. Пришедшие в 1933 году к власти в Германии нацисты провозгласили «окончательное решение еврейского вопроса». И как следствие и жизнь евреев на Святой Земле тоже оказалась под угрозой. И еще под какой! Германские войска под предводительством генерала Роммеля вначале противостояния на Ближнем Востоке активно теснили армию союзников, которой командовал фельдмаршал Монтгомери. Немцы все время как бы предугадывали действия противника и, нанося ему чувствительные удары, продвигались к Иерусалиму. Эти успехи считались следствием уникальной интуиции Роммеля, получившего прозвище «Лис пустыни».

В это время иерусалимский муфтий, ярый юдофоб аль-Хусейни отправился в Берлин, где во время встречи с фюрером заверил его в полной поддержке «окончательного решения еврейского вопроса» не только в Европе, но и в Палестине.

Однако затем ситуация на ближневосточном поле боя изменилась. Выяснилось, что никакой особой интуицией Роммель не обладал, а просто еще в начале войны немецкие шпионы сумели завладеть кодом, которым англичане шифровали свои донесения и поэтому германский генерал был в курсе всех вражеских передвижений. Когда же британцы это обнаружили и сменили коды, дела пошли по-другому. В решающей битве под Эль-Аламейном гитлеровцы были разбиты, и топор, висевший над головами евреев Палестины, сгинул.

Война закончилась. Была создана Организация Объединенных наций. И здесь, внимание, есть один существенный момент. Во многих межгосударственных конфликтах очень трудно докопаться до первопричины. Проще говоря, определить кто прав, а кто не очень. В конфликте же между современным Израилем и его соседями это сделать несложно, поскольку самая первая резолюция ООН, касающаяся данного противостояния, была принята не в древние времена, а осенью 1947 года и подтверждена весной 1948-го. И она гласила, что на земле Палестины должно быть создано два государства – еврейское и арабское. И вот это самое первое важнейшее решение арабы не признали. 14 мая 1948 года была провозглашена независимость Израиля. А уже на следующий день армии пяти арабских стран обрушились на еврейское государство. При этом, например, иорданской армией командовали… английские офицеры. Да, да – подданные британской короны оказались верны своим давним принципам. (Один из них, заимствованный у римлян гласил: «Разделяй и властвуй», а второй: «У Британии нет вечных друзей, у Британии нет вечных врагов. У Британии есть вечные интересы».) Англичане в середине прошлого века уходили из бывших колоний так, чтобы их, как они надеялись, позвали обратно. Это был не только Ближний Восток, но и Африка и Азия, где после того, как британцы «умело» провели границы, конфликт между Индией и Пакистаном не завершился до сих пор. Таким же образом они наследили в Палестине.

Во-первых, евреям было отдано значительно меньше территорий, чем значилось в решениях 20-х годов. Во-вторых, англичане сделали многое для того, чтобы противостояние между евреями и арабами не утихало. Вот такие демократы ее королевского величества. А тут еще «черное золото» – нефть, действительно озолотившая без меры арабских хозяев месторождений. В интересной книге «Тайная война против евреев», написанной двумя авторами нееврейского происхождения, приводится фактаж, убедительно доказывающий, что именно нефть и деньги были главным стимулом для тех, кто препятствовал созданию еврейского государства. Но Израиль выстоял и победил в Войне за независимость. Да, помогло руководство Советского Союза, желавшее насолить англичанам и надеявшееся, что Израиль станет форпостом социализма на Ближнем Востоке. Да, симпатизировал израильтянам в противовес своему госдепартаменту президент США Гарри Трумен. Но главнейшую роль в победе сыграло мужество и стойкость еврейской самообороны, превратившейся в ходе войны в боеспособную армию. Не это ли, к слову, сегодня происходит и в Украине?

В последующие годы в жизни Израиля было много событий. И грустных, и радостных. А затем случилась блестящая победа в Шестидневной войне 1967 года. После нее в военных академиях многих стран (в том числе и советских) изучалась стратегия и тактика еврейской Победы.

В 1990-м году в Киеве я взял первое интервью (затем было и второе) у легендарного генерала Узи Наркисса. Именно он командовал Центральным фронтом, бойцы которого взяли Иерусалим и вышли к нынешней главной иудейской святыне – Стене плача. Я тогда спросил его, что более всего позволило одержать столь убедительную победу. Ожидал, признаюсь, услышать о мужестве и героизме. А Узи ответил: «Импровизация». Он имел в виду умение удивить и озадачить неприятеля, как это сделал Ганнибал при Каннах и Наполеон под Аустерлицем. То же самое генерал Наркисс совершил в те горячие июньские дни 1967 года в сражении за Иерусалим…

Победа позволила Израилю де-факто несколько расширить свои границы. Однако де-юре большинство из приобретенных земель международное сообщество считает «оккупированными территориями». В связи с этим различные умники время от времени предлагают вернуться к границам 1948 года в обмен на мир, который палестинские арабы и те, кто за ними стоят, якобы готовы заключить с Израилем. Я написал «якобы», поскольку уверения западных политиков, что это именно так, вызывают серьезные сомнения у людей, привыкших доверять только реальным фактам.

Важнейшим элементом провозглашаемых в свое время «историческими» соглашений в Осло стал пункт, гласящий о «признании права Израиля на существование в мире и безопасности».

После заключения соглашений как-то повелось, что положение Палестинской национальной хартии о том, что «Израиль был создан незаконно», отменено. Однако, действительно ли это идущее вразрез с основополагающим решением ООН положение было изъято из хартии? Увы, и много лет спустя после заключенного соглашения в Осло никто измененного текста хартии так и не видел.

И возникает сильное подозрение, что его действительно попросту нет. А раз нет, то и возвращаться к старым границам для Израиля крайне опасно. Когда я слышу словесный поток прекраснодушных (или скорее равнодушных) американских и европейских радетелей за обмен территорий на мир, то, стараясь уйти от негативных эмоций, вспоминаю старую замечательную кинокомедию «Полицейские и воры». В ней с блеском играли великие комики мирового кино Фернандель и Тото. Согласно сюжету простоватый добродушный полицейский весь фильм гонялся за хитроумным и проворным контрабандистом, шнырявшим с товаром туда-сюда через франко-итальянскую границу. А граница эта в городке, в котором они оба жили, проходила и по кухне, и по, пардон, туалету, и даже делила на две части супружескую постель в одной семье. Да, очень смешное было кино. А вспомнил я о нем, потому что если бы Израиль граничил с Италией или располагался между странами Бенилюкса, то его территория могла бы быть сколь угодно мала. Но мы-то знаем, что еврейское государство находится в окружении враждебных соседей, к тому ж уже располагающих оружием, способным полностью простреливать даже нынешнюю территорию Израиля. Поэтому возвращение к границам полувековой давности для него просто смертельно опасно. То, о чем можно было запросто договориться за кружкой пива с персонажами Фернанделя и Тото, к сожалению, невозможно утрясти в переговорах ни с ХАМАСом, ни с любыми другими террористами. А именно они станут во главе палестинского государства. Причем вполне демократическим путем, поскольку при прямом попустительстве и финансировании со стороны ООН и многих других международных организаций, а также властей ряда арабских государств на палестинских территориях был взращен „электорат“, не приемлющий никакого другого лозунга, кроме как: „От реки до моря Палестина будет свободной“. А призыв этот означает только одно – уничтожение Израиля.

Нужны факты? Пожалуйста.

Палестинский центр политических исследований провел опрос среди жителей Иудеи и Самарии, а также Газы. И что же?

Создание двух государств поддерживают менее 20 процентов палестинцев. 75 процентов обитателей сектора Газы, а также Иудеи и Самарии одобряют ужасную резню 7-го октября. 91 процент палестинцев уверенны, что ХАМАС не совершал страшных преступлений против мирных израильтян 7-го октября. 66 процентов палестинцев выступают за отставку председателя Палестинской автономии Махмуда Аббаса и безоговорочно поддерживают ХАМАС.

Так что довольно лицемерия, господа „примирители“! Создание двух государств для двух народов в нынешних реалиях совершенно невозможно.

Придумайте идею получше, если вам действительно хочется видеть мирным Ближний Восток.