Пространство и время в Священном писании
В раннем иудаизме космология находилась в тени космогонии. Космос – это неизменный порядок вещей, организация пространства и времени. Космология описывает этот порядок. Космогония же передает процесс созидания Вселенной. Бог создал мир за неделю, но процесс продолжается. Ведь дни Творения в Торе плавно перетекают в историю еврейского народа, которая пока не завершена. Особенность еврейского сознания – в том, что история мыслится прямым продолжением акта Творения. Бог открывается в череде времен и событий.
Если мир Древней Греции – это «устаканившийся» порядок, где время движется по кругу, а пространство – объект философского и эстетического созерцания, то еврейский мир – это движение к определенной цели, где надлежит не созерцанием заниматься, а деятельно участвовать. Как ни различны между собой миры Платона и Аристотеля, их объединяет именно умозрительность. Казалось бы, значительно более приближенный к реальности мир Аристотеля, тем не менее, оторван от практики. Неслучайно его чисто теоретические выкладки, например, о том, что у паука шесть ног, у женщин зубов меньше, чем у мужчин, а камень, сброшенный с высоты, будет лететь тем быстрее, чем больше его вес, не подвергались сомнению более двух тысяч лет. Как будто трудно было проверить… Еврейский мир эпохи ТАНАХа другой. И связано это в значительной степени с языком.
Имена
Еврейские имена, если их переводить буквально, часто представляют собой сказуемые, а то и целые предложения – Иезекии?ль («Господь осилит, укрепит»), Михаэль («кто подобен Богу»), Даниэль («Бог есть судья»), Рафаэль («Бог исцелил»), Иегова («Он будет»), Исаак («будет смеяться»). Название праздника Песах переводят как «пройти мимо».
В тексте Торы для усиления часто используется так называемый абсолютный инфинитив, который на русский язык передается деепричастием «говоря говорил», хотя буквально это – «говорить говорил», а по смыслу – «решительно говорил».
Субстантивация – это процесс перехода какой-либо части речи в существительное. В древнегреческом языке это явление охватывало не только отдельные слова, но также словосочетания и даже предложения. Меньшие возможности к субстантивации в семитских языках объясняют отсутствием в них хорошо развитой падежной системы, хотя, по-видимому, точнее было бы сказать иначе – менее развитая падежная система в иврите есть результат более слабой тенденции к субстантивации. Но в библейском иврите была более развитая система глаголов, чем в современном языке.
У евреев пространственные обозначения зачастую передавались с помощью слов, обозначающих действия или время: север – это «скрытый», Египет – «возвращение», Олам – буквально «вечность», но и «вселенная». Субботним путем называли максимальное расстояние (1-1,5 км), на которое можно удаляться от своего поселения в Субботу, не нарушая ее святости. «День пути» – дерех иом – это дневной переход в 20-44,81 км. Упоминаемые в Библии такие меры длины и площади, как «шаг», «вержение камня» (расстояние, которое пролетает брошенный камень), «выстрел из лука» (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой), «поле» (земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня), привязаны к конкретным видам деятельности.
Устройство Вселенной
Сведения об устройстве Вселенной в Библии отрывочны – Земля круглая (Исайя 40:22), «Бог провел черту над поверхностью воды до границ света со тьмою» (Иов 26:10), «Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7), «Бог «распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Исайя 40:22), «Небесная твердь разделяет нижние и верхние воды» (Быт. 1:7), «Небосвод поддерживается колоннами (Иов 26: 11), «В нем могут открыться окна» (Быт. 7–11), «По нему двигаются светила, как в книге Йешуа» (Иисус Навин), «Где он остановил Луну и Солнце» (Нав. 10:12–14). О «звездах небесных» говорится, что их есть огромное количество (Бытие 22:17). Светила призваны для знамений, счета времен, дней и годов. Все действует в соответствии с «уставами неба и земли» (Иеремия 33:25).
Восход и закат солнца служили средством для распознавания сторон света. Земля казалась неподвижной, поэтому землетрясения признавались актами сверхъестественной силы (Суд. 5, 4; Ис. 2, 19, 21).
В Торе отражены представления древних иудеев о географическом устройстве земного мира. Они небогаты. Локальными ориентирами служили природные объекты – горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. На горе Хорив (Синай) Бог явился Моисею и дал Десять заповедей. Из отдаленных гор и горных цепей в Торе упоминаются «горы Араратские», куда прибился Ноев ковчег.
Хорошо известны были древним израильтянам пустыни, в частности пустынная область Негев – южная часть удела Иуды. Из морей на первом месте стояло, конечно, Средиземное. Хорошо знали евреи также Красное море. Из рек, лежавших вне пределов Палестины, чаще других упоминаются Евфрат и Нил, в отношении которых Библия обнаруживает особенное знакомство. Нил носит название Поток. Тора знала, что он окаймлен осокой или тростником, расчленяется на рукава и каналы, что в нем водились рыбы и лягушки, замечались подъем и падение воды. В нескольких библейских книгах упоминается река Тигр.
Слабое знание о землях отдаленных объясняется не только меньшим интересом к пространству по сравнению с интересом ко времени, но и общей центростремительностью еврейского сознания: пространство делится на профанное и сакральное. Наивысшей святостью места в иудаизме обладает Храмовая гора, затем – Иерусалим, затем – вся Святая земля.
Субъект истории – народ
Подлинную революцию совершает Библия в восприятии времени. В древнегреческой традиции движения человеческой истории мыслились как круговые. Все возвращается к исходной точке. Античная мудрость доверяет не времени, а – пространству, не будущему, а – настоящему. Боги, хотя и бессмертны, но имеют свое место в космосе. По Библии – Б-г вне времени и пространства, мир имеет свое начало и цель (отсюда такое место в еврейском историческом сознании занимает образ будущего). Время необратимо и потому является предметом драматического переживания.
Древнеримский поэт Гораций учил: «Лови день, менее всего доверяя следующему!». Напротив, сквозной мотив Библии – обетование, на которое необходимо без колебания променять наличные блага. Но в Священном писании наряду с идеей будущего бытие «здесь и сейчас» тоже имеет значение. Это связано с тем, что согласно еврейскому мировоззрению, значимой является каждая конкретная личность. Бог проявляется в мире через посредство Своего общения с человеком, выступающим в качестве Его союзника и партнера. И драма истории разворачивается, как взаимодействие и борьба между божественной волей и человеческой волей. Однако субъектом истории как процесса изменения мира в соответствии с Божественным планом может быть только народ, а не отдельный человек. Ибо с появлением представления о линейности и необратимости времени встала проблема смерти и ее преодоления.
День – неделя – год
В Библии различается время (йом, йомим, йомей) и вечность (олам). Олам – это еще и универсум. Во времени различаются: момент совершения того или иного события; протяженный отрезок мировой истории, когда не происходит никаких чрезвычайных событий, и разрыв между двумя периодами, когда совершается нечто экстраординарное, порождающее серьезные последствия для судьбы отдельного народа или всего человечества. Единицами измерения времени событий служат дни, недели, месяцы и годы.
День считается от солнечного заката до другого заката. Время измерялось по солнечным часам.
Неделя как определенный период времени, состоящий из семи дней, встречается уже в повествовании о Потопе (Быт. 7:10, 8:12), затем – в истории патриархов (Быт. 29:27, Дан. 9:27). Дни недели заканчиваются субботой, прочие шесть дней особенных названий не имели, числились по номерам.
Год обыкновенно делился на 12 лунных месяцев, которые попеременно имели 29 и 30 дней. Для согласования лунного года с солнечным раз в несколько лет (чаще всего через три года) вводится в исчисление лишний месяц. Определение года и числа месяцев лежало на обязанности священников.
Новый год отмечают четыре раза: 1 нисана (весна) – новый год для исчисления года правления царей; 1 элула (лето) – новый год для отделения десятины от скота; 1 тишрея (осень) – новый год для исчисления лет и для Суда над людьми; 15 швата (зима) – новый год для деревьев.
Между вечностью и временем существуют различия, соответствующие различиям между Творцом и человеком. Бог вечен. Для всего сущего в целом и для каждой из его частей в отдельности Творец установил «времена и сроки», когда предстоит родиться и когда надо будет умереть. Время в человеческом восприятии движется по циклическим траекториям. Человек страдает от деспотизма времени гораздо сильнее, чем другие существа, поскольку осознает бренность своего земного существования. Но в Божественном откровении открывается смысл и цель жизни.
Вечное и временное не отделены друг от друга непреодолимой стеной. Священная история – череда свидетельств о том, как вечное вторгается во временное и раскрывается через его формы. Сакральное связывалось с присутствием или вмешательством Божества в той или иной форме. Святость времени, осознание святости истории, святости Субботы находится на первом месте в Торе: «И благословил Б-г седьмой день и освятил его» (Берешит 2:3). Святость времени не ограничивается Субботой и праздниками, но включает в себя также и будни, которые могут быть освящены.
Христианский подход ко времени сложился в результате компромисса античной и иудейской культур. Европейцы переняли еврейское линейное восприятие времени, направленное к определенной цели. У евреев же талмудического и постталмудического периодов под влиянием соседних культур развился вкус к умозрительным построениям.