ДЕНЬ СКОРБИ И МОЛИТВЫ

| Номер: Июль 2012

ДЕНЬ СКОРБИ И МОЛИТВЫСамым траурным для евреев днем считается Девятое Ава, которое в нынешнем календарном году выпало на 29-е июля. В этот день ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь. Пост начинается с вечера 8 ава за несколько минут до захода солнца и заканчивается после появления звезд на небе вечером 9 ава.
День 9 Ава — это также единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (кроме отрывков, связанных с 9 ава), ведь изучение считается источником радости.
Изначально пост 9 Ава связывается с «грехом разведчиков» — когда Моисей привел евреев к границам Земли Обетованной, они побоялись сразу войти в нее и упросили Моисея отправить разведчиков, с тем чтобы те, вернувшись, описали страну и перспективы жизни в ней. И хотя эта просьба была выражением сомнения в Боге, который вывел евреев из Египта и обещал им эту страну, все же Моисей согласился отправить глав 12 колен на разведку. Вернувшиеся разведчики сообщили, что страна «укреплена до неба» и населена великанами, против которых евреи «маленькие, как кузнечики». Только главы двух колен утверждали, что земля обетованная прекрасна, и что стоит войти в нее. Народ поверил, естественно, большинству, и всю ночь с восьмого на девятое ава евреи плакали, говоря, что Бог привел их в эту страну из злобы, и что лучше бы они умерли в пустыне… Тогда Бог разгневался и сказал, что в этот раз евреи плакали напрасно, но теперь у них появится множество поводов для плача в эту ночь. Таково будет наказание за грех неверия.
И первым наказанием стал запрет поколению, вышедшему из Египта, войти в Святую Землю. Люди, усомнившиеся в Боге, были обречены сорок лет скитаться по пустыне — по году за каждый день разведки и умереть в ней, как они и просили.
Во-вторых, за то, что евреи испугались (несмотря на все чудеса и знамения) народов, населявших Ханаан, и отказались войти в Израиль в выбранное Богом время, было сказано, что теперь евреи смогут получить эту землю только после тяжелых войн, хотя могли получить ее чудесным образом — безо всяких усилий.
Но, видимо, и этих наказаний оказалось недостаточно, чтобы евреи безоговорочно приняли своего Бога и его заповеди, уже обосновавшись на Земле Обетованной, евреи продолжали грешить — самым тяжелым грехом было идолопоклонство, ведь это прямое нарушение заповеди «Не сотвори себе кумира». Причем, по свидетельству пророка Иеремии (бывшего свидетелем разрушения Первого Храма) объектом поклонения стал и непосредственно Храм. Пророк говорил, что люди его поколения без конца повторяли слова «Храм Господа», полагая, что Храм спасет их, искупит любое их преступление. Так было забыто значение Храма как пути служения Всевышнему, и Храм приобрел значение посредника, промежуточного звена в отношениях между евреями и Богом. В сущности орудие достижения цели (службы Господу, общения со Всевышним) приобрело несоразмерную важность и заняло в сознании людей центральное место. Цель же отошла на второстепенные позиции. Поэтому и был разрушен Храм: Бог убрал этот соблазн.
И до тех пор, пока евреи не раскаются в грехе неверия, это наказание будет с ними, и будут появляться все новые и новые поводы для плача в этот день.
Вот перечень печальных событий, случившихся на протяжении веков 9-го Ава:

  • Девятого ава 2449 года от сотворения мира (1313 до н.э.) Всевышний вынес приговор, согласно которому вышедшее из Египта поколение было обречено скитаться по пустыне 40 лет и умереть, так и не увидев Страны Израиля.
  • Девятого ава 3338 года от сотворения мира (422 г. до н.э.) вавилонским царем Навуходоносором был разрушен и сожжен Первый Храм, построенный Соломоном в девятом веке до н. э.
  • Девятого ава 3828 года от сотворения мира (68 г. н.э.) римским военачальником (впоследствии императором) Титом Веспасианом был разрушен Второй Храм, построенный в четвертом веке до н. э.
  • Девятого ава (предположительно в 135 году н. э.) пал последний оплот еврейских повстанцев, а вождь восстания Шимон Бар-Кохба (Бар-Коста) был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях той войны погибло пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят укрепленных городов и девятьсот восемьдесят пять поселений; почти вся Иудея превратилась в выжженную пустыню.
  • Девятого ава, спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы (более точных сведений нет), римский правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и его окрестностей. Исполнилось сказанное пророком: «Из-за вас Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим станет руинами, а Храмовая гора — лесистым холмом» (Миха, 3:12). Захватчики запретили евреям жить в Иерусалиме. Всякому нарушившему запрет грозила смертная казнь. Иерусалим стал языческим городом под названием Элия Капитолина.
  • Девятого ава в 1095 году папа Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого «воины Иисуса» убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.
  • Девятого ава в 1146 году, во время второго крестового похода были организованы погромы в еврейских общинах Германии и Франции.
  • Девятого ава в 1290 году началось изгнание евреев из Англии.
  • На следующий день после девятого ава в 1306 году был издан указ об изгнании евреев из Франции, причем все свое имущество они должны были оставить.
  • Девятого ава в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы («Черной смерти»). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.
  • Девятого ава в 1492 году король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании.
  • Девятого ава в 1555 году — евреи Рима переселены в первое в истории гетто.
  • Девятого ава в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии.
  • Девятого ава в 1648 году произошла резня тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками.
  • Девятого ава в 1882 году в России начались погромы еврейских общин в пределах черты оседлости.
  • Девятого ава в 1914 году началась Первая мировая война.
  • Девятого ава в 1942 году началась депортация евреев из Варшавского гетто и начал действовать лагерь смерти в Треблинке.

И все же евреи верят, что когда-нибудь этот день станет самым большим праздником — когда все евреи раскаются в своих грехах, то именно в этот день родится Машиах.

ЗАКОНЫ ПОСТА

Восьмого ава, канун поста. После полудня изучают лишь разрешенное в пост. Совершают «разделяющую трапезу» (сеудат мафсекет), во время которой вкушают пищу, сидя на полу (обязательно что-нибудь подстелив), но не читают совместное благословение после хлеба (зимун). В конце трапезы съедают крутое яйцо, посыпанное в знак траура пеплом. Трапезу завершают перед заходом солнца, то есть непосредственно перед началом поста.
С заходом солнца снимают обувь из кожи: в течение всего поста запрещено есть и пить, носить кожаную обувь, пользоваться косметикой и мазями, мыться. Кроме того, в этот день воздерживаются от супружеской близости. В синагогах убавляют свет, садятся на пол или низкое сиденье (не выше 25 см от пола) и читают «Мегилат Эйха» («Плач Иеремии»).
Девятое ава, пост. Длится от захода солнца до выхода первых трех звезд на следующий день. Омовение рук (нетилат йадаим) производится только на фалангах пальцев. Разрешается протереть глаза влажными пальцами. Среди утренних благословений не произносят благословение: «Благословен, давший мне все необходимое». После утренней молитвы читают «Кинот» (траурные поэтические тексты). Не накладывают тфиллин и не надевают талит-гадоль до дневной молитвы (Минха), во время которой читают свиток Торы и во второй раз читают «Мегилат Эйха».
В 9 Ава до полудня не приветствуют друг друга и не занимаются работой, которая требует внимания и может отвлечь от поста, сидят на низких сиденьях и не приступают к приготовлению пищи на вечер. Во время дневной молитвы (Минха) надевают талит-гадоль и накладывают тфиллин.
По окончании поста совершают полное омовение рук и обряд «освящения луны» (Кидуш-Левана). Траур частично сохраняется до полудня следующего дня (10 ава) — всяк скорбящий об Иерусалиме и разрушенном Храме удостоится увидеть их отстроенными в радости и славе.
День 9 Ава — единственный в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (так как она считается источником радости). Последнее ограничение оказалось для евреев тяжелее запрета на употребление еды и питья. Поэтому некоторые тексты, содержащие рассказ о трагических событиях и потому не могущие радовать, были разрешены к изучению в пост 9 Ава.
Во всех синагогах мира в этот день читают «Мегилат Эйха» («Плач Иеремии»). Эта книга написана в форме траурных элегий о разрушении Храма, свидетелем которого был пророк. Читают эту книгу в день поста дважды — во время вечерней и утренней молитв. Заканчивается она упованием на Всевышнего: «Верни нас к Себе! И мы вернемся! Обнови наши дни как прежде!»