Еврейская душа сэра Мозеса

Аркадий Цфасман | Номер: Январь 2020

Банкнота достоинством 10 лир 1973 года выпуска, посвященная Монтефиоре

Банкнота достоинством 10 лир 1973 года выпуска, посвященная Монтефиоре

Милосердие и сочувствие, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, являются одними из важнейших предписаний в иудаизме. В еврейской истории было немало тех, кто посвятил свою жизнь благородному делу поддержки и защиты ближних. Среди таких людей одним из самых выдающихся был Мозес Монтефиоре – британский финансист, общественный деятель и филантроп.
Сэр Мозес происходил из семьи сефардских евреев, предки которой в конце XV века бежали из Испании в Италию и поселились в городе Монтефиоре (отсюда фамилия), а затем в Ливорно. Из этого города Мозес Вита Монтефиоре в начале XVIII века перебрался в Англию, в Лондон. У одного из его сыновей Иосифа Илии, который вместе с женой на время вернулся в Ливорно, 24 октября 1784 года родился сын, получивший имя деда – Мозес.

Мальчик рос в семейной атмосфере строгой и торжественной религиозности, материальной скромности, трудолюбия. После школы, давшей лишь некоторые основы знаний, Мозес окунулся в нелегкие «университеты» жизни – усердно трудился в душной конторе, где познавал сложности банковского дела, самостоятельно пополнял образование, посещал политический дискуссионный клуб, где обрел навыки публичных выступлений и научился хорошо разбираться в политике.
Став биржевым маклером, Мозес приобрел репутацию в высшей степени честного партнера. Вместе с младшим братом Авраамом они основали банк «Братья Монтефиоре», который быстро приобрел известность своей надежностью.
Во время войны с наполеоновской Францией Мозес четыре года служил в национальной гвардии и ко времени окончания войны имел чин капитана. Вернувшись в бизнес, в 1824 году он основал совершенно новую для своего времени страховую компанию «Альянс», а затем, вовремя уловив общественные потребности, создал предприятие по газовому освещению городских улиц «Империал». Все это сделало Мозеса Монтефиоре весьма состоятельным человеком.
Еще большую популярность Монтефиоре приобрел в 1830-е годы благодаря участию в движении за отмену рабства в английских колониях, когда он организовал крупный заем правительству для выплаты компенсаций рабовладельцам. Известность и уважение к нему росли. В 1836 году Монтефиоре стал первым евреем, удостоенным звания члена Королевского общества. В последующие годы он был избран шерифом Лондона и графства Мидлсекс, где благодаря поддержке королевы Виктории ему удалось отменить смертную казнь. В знак глубокого уважения к его заслугам королева возвела Монтефиоре в рыцарское звание, что позволило ему называться сэр Мозес. В 1846 году он получил титул баронета, а в 1847-м стал шерифом графства Кент.
При всем этом Мозес Монтефиоре оставался благочестивым евреем, совмещая исполнение всех своих светских служебных обязанностей с соблюдением субботы и еврейских праздников. «Мои обязанности по отношению к Б-гу и мое уважение к нашей святой религии, – писал он, – я ставлю выше всех своих обязанностей». Сэр Мозес являлся активным членом испано-португальской (сефардской) общины Лондона и еще в относительно молодые годы был избран членом ее совета. В этом качестве он вложил немалые средства в создание местной больницы и в учреждение общества помощи бедным еврейским невестам, финансировал реформы школьного образования и оказывал материальную поддержку нуждающимся ученикам, также приобрел и передал своей общине 13 домов для бедноты.
С конца 1830-х годов Монтефиоре активно включился в борьбу за преодоление политического неравенства британских евреев – вместе с некоторыми английскими аристократами и знаменитым историком Томасом Б.Маколеем он выступал против принятия присяги «по истинно христианской вере» для евреев, избранных в парламент. В течение почти четырех десятилетий, с 1835-го до 1874 год, сэр Мозес возглавлял авторитетный Совет депутатов британских евреев и по праву считался лидером британского еврейства.
Но заботами о британских евреях деятельность Монтефиоре отнюдь не ограничивалась. Особую заинтересованность он проявлял к положению евреев тогдашней Палестины, находившейся в составе Османской империи. Впервые сэр Мозес приехал на Святую землю в 1827 году. Его глубоко удручала бедность тамошних евреев, неблагоустроенность Еврейского квартала, отсутствие у местных жителей собственных источников существования, что обусловливало их зависимость от пожертвований из-за границы. С тех пор он посетил Эрец-Исраэль еще шесть раз, последний – в 1875 году в 80-летнем возрасте, и каждый раз многое делал для тамошних евреев.
Прежде всего Монтефиоре стремился улучшить санитарные условия их жизни. По его инициативе и при его материальном содействии в Иерусалиме были открыты аптека и поликлиника, в которую Монтефиоре направил врача из Англии. Чтобы решить проблему скученности и тесноты для проживающих в Еврейском квартале, сэр Мозес выделил средства на строительство квартала Мишкенот Шаананим на Хевронской дороге за пределами Старого города, а позже на средства основанного им фонда были возведены другие кварталы.
Благодаря усилиям Монтефиоре были заложены основы для продуктивной производственной деятельности евреев Палестины. На его средства был арендован участок земли для устройства цитрусовой плантации, началось приобщение евреев к сельскому хозяйству. Первым промышленным сооружением в Иерусалиме стала ветряная мельница, возведенная поблизости от нового квартала. Она и поныне остается достопримечательностью города – «мельница Монтефиоре». Впервые в стране была построена и оснащена оборудованием ткацкая фабрика, создана типография, открыто ремесленное училище для девушек и многое другое.
Озабоченный плохим состоянием некоторых святых мест, Монтефиоре предоставил средства на укрепление Стены Плача в Иерусалиме и ремонт гробницы Рахели в Бет-Лехеме (Вифлееме). А когда в середине 1850-х годов в связи с Крымской войной местные евреи испытывали проблемы с продовольствием, сэр Мозес собрал большую сумму денег и отправил ее в помощь голодающим. Он также добился от правителей Османской империи фирмана о защите прав евреев и их религиозной автономии.
Монтефиоре не был равнодушен и к положению многочисленного российского еврейства. Впервые он посетил Россию в 1846 году. Снабженный рекомендательным письмом королевы Виктории, он с большими почестями был принят императором Николаем I. Затем Монтефиоре объездил многие города Российской империи, повсюду встречая восторженный прием у местного еврейского населения. Итогом его поездки стали два адресованных российскому правительству документа, в которых говорилось о необходимости введения равноправия евреев и восстановления кагалов, упраздненных незадолго до того. После его хлопот были отменены ограничения на право жительства евреев в городах Царства Польского. По возвращении в Лондон сэр Мозес был торжественно принят королевой Викторией.
Вторично Монтефиоре приехал в Россию в 1872 году и привез поздравление английской королевы по случаю 200-летия со дня рождения Петра I. Он получил от императора обещание улучшить правовое положение евреев, которое по большей части не было выполнено.
Монтефиоре горячо откликался на случаи клеветнических обвинений евреев России в ритуальных убийствах. В связи с так называемым Кутаисским процессом (1878) он письменно обратился к генерал-губернатору Кавказа и выразил готовность, несмотря на очень преклонный возраст (94 года), приехать в Грузию. К счастью, обвиняемые евреи были вскоре оправданы судом присяжных. Мозес Монтефиоре прожил долгую жизнь и в здравом уме встретил свое столетие. В связи с этим он получил поздравления от королевы Виктории и принца Уэльского (будущего короля Эдуарда VII), от многочисленных еврейских и нееврейских организаций со всего мира.
В 1885 году Мозес Монтефиоре тяжело заболел и 28 июля скончался. Он был похоронен рядом с женой Джудит в усыпальнице, построенной наподобие могилы праматери Рахели.