Услышит ли Украина уникальную симфонию-реквием на тему Бабьего Яра?

Иосиф Туровский | Номер: Апрель 2021

В этом году Украина и мировое сообщество будут отмечать печальную дату – 80-ю годовщину трагедии Бабьего Яра. В эти осенние дни пройдут культурно-мемориальные мероприятия – как это уже бывало в прошлом. Очень хотелось бы, чтобы свое место в ряду этих мероприятий получил один выдающийся артефакт с драматической судьбой.

Трагедия Бабьего Яра нашла широкое отражение – особенно с тех пор, когда это стало можно – в разных видах искусства. В том числе в музыке, в широком жанровом диапазоне – от симфонии Шостаковича до песни Розенбаума.

В прошлые годы во время мемориальных акций в память жертв Бабьего Яра исполнялись, в частности, кадиш-реквием «Бабий Яр» Евгения Станковича на слова Дмытра Павлычко (написанный еще в 1991 году) и музыкальный перформанс «Свидетель» Святослава Лунева. В числе «музыкальных визиток» памятного 2016 года могло бы оказаться еще одно уникальное музыкальное сочинение – хоровая симфония-реквием «Memento mori, memento vivere» композитора Михаила Шуха. Но этому произведению была уготована другая судьба…

Реквием самому себе

2 июня 2018 года в зале Национальной академии искусств в Киеве состоялось первое исполнение симфонии-реквиема «Memento mori, memento vivere» («Помни о смерти, помни о жизни») Михаила Шуха, посвященной памяти о невинных жертвах Холокоста. Литературной основой произведения стал поэтический цикл Григория Фальковича «Все мы вышли из Бабьего Яра». Исполнил симфонию Академический камерный хор «Крещатик» (дирижер Павел Струць).

К большому сожалению, это событие стало мемориальным по отношению к автору: композитор Михаил Шух скончался 8 апреля 2018 года от сердечного приступа, не услышав в исполнении хора свое последнее и, по мнению многих, лучшее произведение.

Такое случалось в истории – когда композитор создавал реквием фактически самому себе. В том июньском концерте был совершенно мистический момент: на завершающих аккордах на пюпитр дирижера упал луч света, который зафиксировали на фото зрители из публики. У многих людей сложилось впечатление, что это была душа композитора…

Михаил Аркадьевич Шух родился в 1952 году в городе Красный Луч Луганской области. Окончил Харьковский институт искусств по классу композиции профессоров Дмитрия Клебанова и Владимира Золотухина (1977). В студенческие годы он, вопреки предписаниям социалистического реализма, увлекался музыкой А.Шенберга, К.Штокгаузена, К.Орфа, К.Пендерецкого, А.Шнитке.

С 1977 года Михаил Шух преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Донецком музыкальном училище. В последнее время был доцентом кафедры теории и истории музыки Национального педагогического университета им.М.Драгоманова. Член Национального союза композиторов Украины (1980). Лауреат премии им.С.Прокофьева (1991). Заслуженный деятель искусств Украины (2001). На протяжении многих лет Михаил Аркадьевич был директором и художественным руководителем Всеукраинского хорового фестиваля «Певческий Собор».

В творческом багаже Михаила Шуха – симфонические, кантатно-ораториальные, органные, хоровые и камерно-инструментальные произведения, музыка для театра и кино. Значительная часть его творчества, начиная с 1988 года, связана с традиционными жанрами сакральной музыки. Среди таких произведений – Requiem «Lux aeterna», мессы «И сказал я в сердце моем» и «In excelsis et in terra», «Литургические славословия Иоанна Златоуста», «Откровения блаженного Иеронима», органная месса «Via dolorosa», духовные концерты, хоры «Dies irae», «Stabat Mater» и др.

При этом извечные философско-религиозные идеи, лежащие в основе многих сочинений Михаила Шуха, предстают перед слушателем в своем новом, современном ракурсе, рожденном видением художника конца ХХ века.

Историю создания симфонии-реквиема «Memento mori, memento vivere» рассказал автор стихов, положенных в ее основу, известный украинский поэт Григорий Фалькович. Осенью 2015 года он впервые встретился с Михаилом Шухом в Доме творчества писателей в Ирпене. «Ведь дома творчества композиторов уже нет», – грустно заметил тогда Михаил Аркадьевич. В ходе общения поэт-еврей подарил композитору-еврею свой поэтический сборник «Сповідуюсь, усе беру на себе…» (1994), одним из лейтмотивов которого была трагедия Бабьего Яра. Для Григория Фальковича эта тема никогда не была абстрактной. В Бабьем Яру погибли две его родные тетки, одна из них – с маленькими детьми, многие родные в разных местах Украины тоже сгорели в огне Холокоста. Этот факт придает его поэтическим строкам особую пронзительную достоверность и до боли обостренную чувствительность.

Михаил Шух вдохновился стихами Фальковича до одержимости. Там же, в Доме творчества, он ночами стал писать свое будущее произведение, которое обрело затем форму симфонии-реквиема. Жанры симфонии и реквиема являются традиционными для европейского музыкального искусства. Симфония всегда отождествляется с философским осмыслением действительности, реквием – разновидность заупокойной мессы. В данном случае композитор соединил оба жанра в единую монументальную композицию, где эмоциональные картины воскресшей истории перемежаются с глубокими размышлениями современного человека над событиями, которые давно прошли, но не потеряли до сих пор своей актуальности.

Можно сделать два предположения относительно мотивации, побудившей Михаила Шуха к созданию этого произведения, помимо эмоционально-эстетического воздействия поэтических текстов. Он, еврей, который много лет писал христианскую сакральную и литургическую музыку, получил возможность написать масштабную работу на основе еврейского сюжета общечеловеческого значения. И еще – будучи учеником Дмитрия Львовича Клебанова, он не мог не знать его 1-й симфонии Памяти мучеников Бабьего Яра (1945), не мог не знать и о судьбе этого произведения. Симфония была запрещена, и лишь через 45 лет в Киеве состоялась ее премьера, а сам Клебанов после запрета на исполнение симфонии был отстранен от должности председателя Харьковской организации Союза композиторов.

Отдать дань своему народу и своему учителю – очень может быть, что Михаил Шух имел и такие цели.

Судьба симфонии: открытый финал

Хоровая симфония-реквием «Memento mori, memento vivere» («Помни о смерти, помни о жизни») – масштабная музыкальная фреска. Чтобы подчеркнуть причастность симфонии-реквиема к традиционному сакральному жанру, композитор дал всем частям опуса двойные названия – латинское и украинское, что делает авторский взгляд более отстраненным во времени и пространстве, а образный состав произведения выглядит более объективным и философски обобщающим.

І часть – Requiem aeternam (Вічний спокій), «Обличчям в небо». ІI часть – Mundo mortua est (Світ мертвих), «Той Дивний Темний Птах». ІІІ часть – In memoria (У пам’ять), «Дзвони Життя і Смерті».

Григорий Фалькович взволнованно вспоминает, как Михаил Шух исполнял ему фрагменты симфонии в одной из огромных пустых аудиторий института культуры. По словам поэта, та концентрация музыки, текста и эмоционального переживания была равноценна потенциалу целого хора.

Был 2016 год, шла подготовка к памятным мероприятиям, приуроченным к 75-летию трагедии Бабьего Яра. Возникла идея представить симфонию-реквием в рамках мемориальных дней. По предварительным договоренностям первым исполнителем должна была стать Национальная академическая капелла Украины «Думка». В коллективе проектом заинтересовались, даже размножили ноты и были готовы репетировать. Но для реализации идеи банально не нашлось финансирования – несмотря на обращения к потенциальным спонсорам и обещания некоторых организаций.

Кто знает – может быть, если бы тогда премьера симфонии состоялась, сердце композитора проработало бы дольше…

Уже после того, как прошли сентябрьские мемориальные дни, Михаил Шух обратился к коллективу, с которым давно и плодотворно сотрудничал – к Академическому камерному хору «Крещатик». Репертуар «Крещатика» включает в себя более двадцати произведений композитора, в том числе такие знаковые как «Тихая молитва», «Киев-град», «Падший ангел» и др.

Художественный руководитель и главный дирижер хора «Крещатик», заслуженный артист Украины Павел Струць вспоминает, как Михаил Аркадьевич приходил на репетиции, как интересно с ним было работать, как композитор и хор чувствовали друг друга. Они планировали выступить с симфонией на музыкальном фестивале «Золотоверхий Киев». Но проект опять пришлось отложить на полгода из-за организационных проблем. А потом вмешалась судьба – сердце Михаила Шуха остановилось навсегда…

На гражданской панихиде в Союзе композиторов Павел Струць взял на себя обязательство – непременно исполнить симфонию-реквием.

Объективно это оказалось непростой задачей. Симфония-реквием «Memento mori, memento vivere» – это нестандартное хоровое произведение, для исполнения которого нужен коллектив высочайшей степени мастерства. Смешанный хор, а капелла, с полным диапазоном солистов (сопрано, альт, тенор, баритон), для которых написаны сверхсложные партии (время звучания – 33 минуты). Чтобы их исполнить, нужно иметь не только качественное профессиональное образование. Владение голосом в каждой партии усиливает эмоциональное состояние, их роль важна в развитии драматургии. Редкое вкрапление инструментов (клавишные, перкуссия) в отдельных местах усиливает звучание живых голосов. Взяв за литературную основу глубокую поэзию, композитор сумел передать ее пафос в музыке, дополнить содержание эмоцией, создать единое целое, единый организм, где музыка и поэзия соответствуют друг другу.

По словам Павла Струця, при том, что обычно хор «Крещатик» работает очень быстро, на работу над симфонией-реквиемом Михаила Шуха, написанную очень сложным музыкальным языком, у коллектива ушло довольно много времени. Работали артисты с большой самоотдачей.

На премьерном, пока единственном, исполнении симфонии-реквиема «Memento mori, memento vivere» собрались неслучайные люди – в основном, те, кто знал и любил Михаила Шуха, кто понимал и ценил его музыку. В зале царила особая атмосфера. Видеозапись этого концерта есть на YouTube, а словами газетной статьи музыку и эмоции, конечно, не передать.

Хоровая музыка – не попса, она требует понимания публики и поддержки меценатов. Муниципальный хор «Крещатик» готов возобновить исполнение симфонии-реквиема, которая может стать новой музыкальной жемчужиной, причем не только в контексте 80-й годовщины трагедии Бабьего Яра. Поэтому председатель Национального союза писателей Украины Михаил Сидоржевский обратился к мэру Киева Виталию Кличко с просьбой включить исполнение симфонии-реквиема «Memento mori, memento vivere» в программу памятных мероприятий.

«Хоровая симфония-реквием «Memento mori, memento vivere» является современной художественной рефлексией на очень важный период в истории, и ее исполнение в рамках годовщины трагедии Бабьего Яра, безусловно, будет знаковым событием. Музыкальный и литературный контекст произведения выходит за пределы конкретных печальных киевских событий 1941 года, и становится созвучным любой масштабной трагедии, жертвами которой оказываются невинные люди», – говорится в письме главы Союза писателей Украины.

Там же указано, что CD-диски с аудиозаписью произведения могут быть использованы в дальнейшем как презентационные материалы на соответствующих украинских и международных мемориальных акциях.

Это важно – потому что музыка живет тогда, когда ее исполняют и слушают, пусть даже в записи.

Это нужно – потому что жизнь требует хранить память о исторических событиях, в том числе глазами современных художников. Особенно, когда это непосредственно наша память.