НА ВНУКЕ ПРИРОДА НЕ ОТДОХНУЛА

Максим СУХАНОВ | Номер: Август 2011

НА ВНУКЕ ПРИРОДА НЕ ОТДОХНУЛА

Люсьен Фрейд, 1947 г.

«Его ранние работы дали новое направление британскому искусству, а поздние произведения поставили в ряд великих художников всех эпох», — так отозвался известный галерист Николас Серота о недавно скончавшемся  Люсьене Фрейде — внуке знаменитого Зигмунда, кавалере ордена Британской Империи и Ордена Заслуг,  вручаемого лично монархом (число кавалеров этого ордена не должно одновременно превышать 24).  
Кстати,  Елизавета II стала в свое время одной из моделей этого одного из самых дорогих художников современности, так же, как Кейт Мосс и прочие знаменитости.
Многие его полотна невольно отсылают к идеям знаменитого деда — откровенная нагота, безжалостная телесность, демонстрируемая героями, лежащими на кушетке. При этом речь идет не об изысканном эротизме, скорее о страданиях увядающей плоти, ведь большинство «ню» художника отнюдь не секс-символы. Тем удивительнее, с какой тщательностью мастер запечатлевает все эти жировые складки, угловатости, мешки под глазами и, в особенности, дефекты кожи (один из семинаров, посвященных художнику,  так и назывался: «Кожа»). Как тут не вспомнить афоризм отца психоанализа: «Анатомия — это судьба».
Судьба самого художника сложилась весьма успешно. Его семья (отец — младший сын Зигмунда — архитектор Эрнст Людвиг Фрейд ; мать — Люси — из семьи крупных лесо- и зерноторговцев) переехала в Великобританию еще в 1933-м. Учеба в нескольких лондонских школах изящных искусств, первая персональная выставка в Lefevre Gallery в 1944-м, после войны —  длительная «творческая командировка» во Францию и Италию.
Быстро переболев сюрреализмом и вернувшись в Британию в начале 1950-х, Фрейд сосредоточился на реалистических портретах в интерьере, исполненных в характерной пастозно-фактурной манере и сдержанном колорите. Фрейд заявлял, что «рисует людей не такими, какие они есть, а какими они могли бы стать», возможно, в этом секрет «непарадности» его портретов.

НА ВНУКЕ ПРИРОДА НЕ ОТДОХНУЛА

«Интерьер в Паддингтоне», 1951

Первый успех приходит в 1951-м, когда его «Интерьер в Паддингтоне» получил один из призов на Британском фестивале. Впрочем, до середины 1970-х Люсьен Фрейд пользовался широкой известностью разве что в узких кругах знатоков.  В 1976 году в Лондоне прошла выставка, объединившая картины и рисунки Френсиса Бэкона, Леона Кософфа, Фрэнка Ауэрбаха, Люсьена Фрейда (по иронии судьбы все, кроме Бэкона —  евреи) — всех тех, кого отныне стали звать художниками Лондонской школы.
Дальше — больше. Творения Фрейда были представлены в знаменитом семейном музее Wallace Collection (Лондон) — до него в этих залах ни один (!) из современных художников не выставлялся, что позволяет причислить мастера к «современным классикам». Затем последовали экспозиции в Метрополитен-музее и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Центре Помпиду в Париже и ретроспектива в престижной лондонской галерее Tate Britain.
Для «неприятного портретиста», как окрестил его один из критиков, Фрейд был невероятно коммерчески успешен — его «Автопортрет  с подбитым глазом» (следствие драки с таксистом) 1978 года был продан недавно на Сотбис более, чем за 4 миллиона долларов США. Странной формы полотно «После Сезанна» приобрела за $7,4 млн National Gallery of Australia, а незаконченный портрет Фрэнсиса Бэкона кисти Фрейда ушел с  аукциона за $9,4 млн.

НА ВНУКЕ ПРИРОДА НЕ ОТДОХНУЛА

«Белла и Эстер», 1988

Статус самого высокооплачиваемого из живущих художников Фрейд получил после того, как в 2008-м Роман Абрамович выложил 33,6 миллиона долларов за «Спящую соцработницу». На полотне 1995 года изображена  реальная женщина — сотрудница биржи труда 120-килограммовая Сью Тилли (или Большая Сью, как ее называют друзья). Интересно, что картина долго хранилась у Сью и когда однажды к ней постучали судебные приставы, чтобы описать имущество этой злостной неплательщицы налогов, та попыталась откупиться своим портретом с дарственной надписью «Сью Т. от Л. Ф.». Плохо разбирающиеся в современном искусстве приставы рассмеялись, изъяв электрический чайник и радиоприемник. Через пару лет Сью Т. все-таки продала свой портрет на аукционе, выручив за него целых 16 тыс. фунтов.
Роман Аркадьевич переплатил, скажете вы? Ничуть. Только за последние пять лет работы Фрейда подорожали в пять раз, а после смерти автора им тем более не грозит забвение.
Да и кто знает, сколько полотен Фрейда разбросаны по миру, только Большой Сью он оставил столько картин, что на них можно купить несколько роскошных лондонских особняков. А ведь у маэстро осталось около 40 незаконнорожденных детей (кроме двух дочерей, рожденных в законном браке с Китти Гарман), с некоторыми из них живописец,  занявший в 82 года (!) второе место в десятке самых завидных английских женихов, уступив только принцу Гарри, поддерживал отношения.

НА ВНУКЕ ПРИРОДА НЕ ОТДОХНУЛА

«Портрет Френсиса Бэкона»

Так что путь к славе многих работ внука Зигмунда Фрейда, похоже, только начинается.