Гордый еврей в норвежском парламенте
Норвегия и ее столица Осло у израильтян ассоциируются прежде всего с печально известными соглашениями, присуждением Нобелевской премии мира террористу Арафату и многочисленными антиизраильскими демаршами тамошних общественных активистов и политиков-«миротворцев». К числу дружественных Израилю стран Норвегия в нашем представлении не принадлежит.
Так было не всегда, и есть надежда, что не всегда будет. Мало кто знает, что на протяжении восьми лет, с 1985 по 1993 годы, норвежский парламент – Стортинг – возглавлял еврей. И не просто еврей, а сын выходцев из Российской империи, сам переживший Холокост, потерявший в годы войны большую часть семьи, боевой летчик Второй мировой, писатель и философ – Джо Бенков.
Случаев, когда бы еврей поднимался до столь высокого поста в западноевропейской стране, в истории немного. В сущности, до него известен только один – когда премьер-министром Великобритании дважды становился легендарный Бенджамин Дизраэли. Это было во второй половине XIX века, при королеве Виктории, тоже легендарной, – в период наивысшего расцвета Британской империи, в чем имелась и его немалая заслуга.
Что еще роднит этих двух выдающихся деятелей: оба они не стеснялись своего еврейства и взойдя на политический Олимп. Напротив – гордились принадлежностью к своему народу, отстаивали его честь и защищали его интересы.
У Бенкова это выражалось еще и в горячей поддержке Израиля – не только в парламентских дебатах в Стортинге, но и в политике его страны на международной арене в период, когда он возглавлял норвежский парламент и был одним из ведущих деятелей правящей Консервативной партии. А также – в борьбе Бенкова за право советских евреев на репатриацию.
Как мы знаем, чаще бывает наоборот: высокопоставленные евреи стараются не выпячивать свое происхождение и к Израилю проявляют «объективность» на грани враждебности, а то и переходя ее. Примеров тому – множество, и один из них мы можем наблюдать сейчас по поведению претендента на президентский пост от Демократической партии США Берни Сандерса, о еврействе которого вспоминают все, кто угодно, кроме него самого.
Бенков вел себя совершенно иначе. Он был гордым евреем, оставаясь патриотом своей страны.
Авигдор Либерман в бытность министром иностранных дел узнал об этой выдающейся личности от своего норвежского коллеги и еще тогда предложил издать в Израиле наиболее значимые книги Бенкова. Проект был реализован при поддержке благотворительного фонда «Генезис» издательством «Гишрей тарбут».
Всемирное движение НДИ в прошлом месяце провело в Кнессете презентацию двух книг Бенкова, впервые вышедших на русском языке и иврите: «Олаф – король» – биографию короля Норвегии, написанную по материалам личных бесед автора с монархом, и автобиографическую повесть «От синагоги до парламента».
В ней Бенков подробно, увлекательно и откровенно (вплоть до описания своих школьных драк и подростковых переживаний) рассказывает не только о себе и своей семье, но и о еврейских традициях, образе жизни и самоидентификации. Она стала бестселлером в Норвегии и открыла многим норвежцам еврейский мир.
Мы хотели, чтобы выход этих книг в Израиле стал событием большой общественной важности. Наша задача – привлечь интерес к этой выдающейся личности. Дело не только в чувстве благодарности, которого заслуживает от нас наш норвежский соплеменник, но и в популяризации того примера, который он преподал своей жизнью и позицией.
Судя по отзывам и по представительству, событие удалось. Вел презентацию Авигдор Либерман, на ней выступили председатель кнессета Юлий Эдельштейн, председатель общества дружбы «Израиль-Норвегия» депутат Кнессета Ализа Лави («Еш атид»), председатель совета директоров фонда «Генезис» Геннадий Газин и заместитель гендиректора фонда Сана Бритавская.
Специально для этого события впервые посетил Израиль в ранге главы МИДа министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде. Он начинал свою карьеру на государственной службе с работы спичрайтером Бенкова и его политическим советником.
Нынешний министр с улыбкой признался на презентации, что должность спичрайтера была самой сложной: мэтр настолько хорошо владел словом, что любую шероховатость, неточность формулировки улавливал сразу – и заставлял переделывать тексты по многу раз, пока не удавалось достичь совершенства.
Министр с особым волнением говорил о еврейской судьбе своего учителя. В Норвегии Бенковы оказались, сбежав от погромов в России. Вскоре после того, как нацисты оккупировали страну, прошел слух о том, что еврейских мужчин будут депортировать на работы в Германию.
Джо с отцом, дядей и братом удалось бежать в нейтральную Швецию, оттуда – в Англию, где Джо прошел летные курсы и воевал затем в подразделении норвежских ВВС. А вот судьба женской части семьи, оставшейся в Норвегии, оказалась трагичной: в Холокосте погибли все, включая мать, сестру, тетю Джо, которая жила вместе с ними. Эта боль преследовала его всю жизнь.
Говоря об этом, Бёрге Бренде попросил еще раз показать на экране фото из книги «От синагоги до парламента», которую я использовал в своем выступлении на презентации. Это групповой снимок женщин семьи Бенкова, сделанный в день 40-летия его матери, в 1935 году. На нем 16 красивых, счастливых еврейских женщин. Почти все они погибли в Освенциме.
Министр иностранных дел Норвегии, выступая в израильском парламенте, призвал нас, евреев, вглядеться в эти лица. Я считаю, это дорогого стоит, и то, что у него был повод снова вспомнить о том потрясении, которое он пережил, узнав о трагедии семьи своего учителя, – неизбежно отразится и в политических решениях Бёрге Бренде.
Еврейский читатель, в том числе русскоязычный, найдет в книге немало волнующих моментов.
Так, Бенков вспоминает, что, несмотря на добрые отношения родителей с соседями, норвежцами вообще, было всего два нееврея, которых принимали у них в доме. Один из них – русский эмигрант, с ним отец говорил по-русски. И здесь Джо замечает, что хотя не понимал ни слова, впервые понял, насколько его отец красноречив, – всю жизнь он говорил на норвежском с трудом и с тяжелым акцентом. Знакомая ситуация, не правда ли?
Вот Бенков, в голубой летной форме, с армейскими мешками, возвращается с войны домой. Дом выглядит чужим, исчезли мелочи, которые делали его родным, – во время войны здесь жили немцы. И вдруг Джо замечает, что мезузы на дверных косяках сохранились – оккупанты просто не обратили на них внимание. И эти сохранившиеся мезузы позволяют Бенкову вновь признать дом своим.
Мы должны знать эту личность, мы должны знать эту книгу, мы должны делать все возможное, чтобы о наших выдающихся соплеменниках знали и другие. В сущности, для этого и была организована презентация книг Бенкова в Кнессете.
Автор: Алекс Сельский, Гендиректор Всемирного движения НДИ