Еврейский музей в Киеве

Ирина Климова, зав. филиалом Музея истории города Киева «Музей Шолом-Алейхема» | Номер: Март 2014

sholom1История евреев Украины – неотъемлемая часть украинской истории и культуры. На территории современной Украины еврейские поселения существовали уже более двух тысяч лет тому назад. Судьбы украинцев и евреев переплетались на протяжении многих веков. Не всегда благоприятно складывались взаимоотношения этих двух этносов. Тем не менее, вклад, который украинские евреи внесли в мировую культуру, науку, искусство, трудно переоценить.
Еще совсем недавно Киев был одним из крупнейших центров европейской еврейской диаспоры. В Киеве в 1918 году была создана уникальная еврейская организация – Культур-Лига, в деятельности которой принимали участие выдающиеся представители еврейской интеллигенции. Их творческое наследие впоследствии пополнило сокровищницу мировой культуры. В двадцатые годы ХХ века в Киеве был создан Еврейский музей, однако, более семидесяти лет тому назад коллекция и фонды Музея были уничтожены, большая часть уникальных экспонатов исчезла. По сей день в Киеве нет полноценного музея, экспозиция которого рассказывала бы о традициях и истории евреев Украины.
В марте 2009 года в Киеве был открыт Музей выдающегося еврейского писателя Шолом-Алейхема. За последние десятилетия это первый государственный музей, который можно назвать еврейским музеем, так как рассказ о жизни и творчестве писателя невозможен без, пусть даже поверхностного, проникновения в еврейскую историю, культуру, традицию. В экспозиции Музея представлены еврейские обрядовые предметы, старопечатные книги, документы, фото. С момента открытия Музея действует программа «Страницы еврейской истории и культуры». В Музее собран обширный материал о еврейской культуре, истории, традициях евреев Украины, то есть, фактически, с момента открытия Музея для посетителей работает виртуальный Еврейский музей.
Почти во всех европейских столицах, крупных городах Европы, Америки, Австралии созданы и успешно функционируют музеи, экспозиции которых рассказывают о еврейской истории, культуре, о традициях иудаизма, истории сионизма, Холокосте. Однако, в Киеве, судьба которого неразрывно связана с судьбой еврейского сообщества, в настоящее время Еврейского музея нет, и, вряд ли, виртуальный музей может исправить ситуацию.
sholom4Просветительская и образовательная работа – одна из основных функций современного музея, так как это отвечает запросам и потребностям современного общества.
Интерактивные формы, мультимедийные и новейшие экспозиционные технологии в современной музейной деятельности, разумеется, необходимы, но все должно быть подчинено основной задаче – рассказу о жизни евреев Украины. При Музее должна быть сформирована библиотека, можно создать театральную труппу, в Музее может работать еврейский кинолекторий, проводиться мастер-классы для тех, кто хочет прикоснуться к созданию произведений декоративно-прикладного искусства. Приемлемы любые программы и проекты, которые способствуют популяризации тематики Музея.
Трудно представить себе мецената, который бы единолично, даже при огромном желании, смог бы финансировать такой широкомасштабный проект как «Еврейский музей». Бесспорно, создание Музея потребует значительных финансовых вложений, но и его дальнейшая жизнедеятельность невозможна без немалых затрат.
Хочется верить, что рано или поздно (конечно же лучше бы поскорее) появится меценат, которому небезразлична судьба еврейской культуры, сохранение и популяризация еврейского культурного наследия Украины.
К сожалению, сейчас внимание общественности сосредоточено на «еврейских войнах». Раздоры между еврейскими лидерами занимают умы, кто-то принимает сторону того или иного лидера, «рассказки» о судьбах еврейских олигархов очень похожи на детективы, а интерес к каким бы то ни было музеям в современном украинском обществе утрачен давно и нет тенденции к тому, чтобы этот интерес прививался как детям, так и взрослым.
sholom2При создании в Киеве Еврейского музея можно учесть положительный опыт работы черновицкого Музея, Киевского музея Шолом-Алейхема, других проектов и программ, действовавших и действующих в настоящее время в Украине и за рубежом.
Бесспорно, заслуживает внимания опыт создания экспозиции Берлинского еврейского музея, вошедшего в сотню лучших музеев мира. Несмотря на то, что его экспозиция почти всецело построена на копиях, муляжах, виртуальных изображениях, Музей ежедневно привлекает большое количество посетителей. Площадь экспозиционных залов Музея составляет более пяти с половиной тысяч кв. метров. В высшей степени профессиональная работа архитекторов, дизайнеров и, разумеется, научных сотрудников дала возможность представить в экспозиции и, так называемое, «высокое искусство»: еврейскую архитектуру, скульптуру, живопись, графику, уникальные по мастерству исполнения предметы быта, обрядовые предметы.
Сложность, масштабность Проекта «Киевский еврейский музей» зависит от размера инвестиций. Экспозиция Музея может быть сформирована посредством фото, текстов, документов, изображений, сопровождаемых аудио- и видеорядом, инсталляций, скульптур, предметов быта, обрядовых предметов, произведений живописи и графики (оригиналов и копий).
Основой Киевского еврейского музея могут стать экспонаты, рассказывающие о материальной культуре евреев Украины, сохранившиеся исключительно на территории нашей страны. Связать разные периоды истории евреев Украины – непростая задача. Неординарная, отвечающая современным требованиям архитектура, привлекающий внимание посетителей Музея дизайн экспозиции потребуют привлечения коллектива высокопрофессиональных специалистов.
Учредителями такого масштабного проекта должна быть принята профессионально разработанная идеологическая концепция Музея, стратегия его развития. Для достижения этой цели необходимо создать Совет, в задачи которого входила бы разработка тематических разделов Музея, Также должен быть создан Художественный совет. На определенном этапе работы над экспозицией разделов оба Совета должны были бы объединиться в единый Совет.
Формы подачи информации могут быть самые разнообразные: интерактивные, игровые, мастерклассы, традиционные экскурсии и лекционные программы, мультимедийные проекты.
Одна из основных задач деятельности – это образовательная, воспитательная функции. Тогда гуманитарное значение Музея будет бесспорным.


sholom7ПРАЗДНИК ИМЕНИ ШОЛОМА

2 марта Киевский Музей Шолом-Алейхема отпраздновал свое пятилетие. Шолом-Алейхем еще при жизни стал знаменитым писателем, и издателем литературных альманахов на языке идиш.
Хор «Фаргенигн» в этот вечер показал литературно-музыкальный спектакль «Листая Шолом-Алейхема», в котором звучали отрывки из его произведений и народные песни на идиш. Хор недавно отметил свое 25-летие, сегодня это один из немногих коллективов, хранящих традиции идишистской культуры. Музыкальная программа в исполнении дуэта «Свежий ветер» (Алина Бойко – гитара, Александр Шевченко – скрипка) включила в себя современные обработки еврейских народных песен.
Знаменательным событием празднования годовщины стало открытие выставки живописных работ киевского художника Матвея Вайсберга. В музее экспонируется серия работ художника «Иудейская пустыня», неоднократно выставлявшаяся ранее. А также малоизвестная картина «Разрушение Иерусалимского Храма». Сюжет картины – апелляция к людской совести, которая может спасти Храм.
Музей был открыт к 150-летию Шолом-Алейхема (1859, Переяслав – 1916, Нью-Йорк), который заслуженно считается одним из основоположников литературы на идиш. Его произведения переведены на десятки языков народов мира, в том числе русский и украинский. А недавно в архивах найдены материалы, свидетельствующие, что Шолом-Алейхем родился на год раньше, и ныне ему должно было исполниться 156 лет.
Хочется верить, что через 4 года в благополучной, мирной стране, в Музее Шолом-Алейхема мы отметим 160-летие великого писателя.

Николай Старков, старший научный сотрудник
Музея Шолом-Алейхема (филиал Музея истории города Киева)