ВЕРЮ. МЕРИЛ СТРИП

Александр Файнштейн | Номер: Март 2012

Меня бесит, что спортивная терминология перекочевала в кино: кто номер один, кто номер два, кто пятого ранга. Кто сделал больше всего денег, кто принес фильму самую большую кассу. И никто не вспоминает о том, что актеры — еще и художники. Поэтому я имею право сказать, что я — художник.

Мерил Стрип

Самая интеллектуальная актриса Голливуда, как называют Стрип, безусловно, права, она — настоящий художник. Вместе с тем, да простится нам спортивная терминология, Стрип при этом и актриса номер один — в ее коллекции три «Оскара» и 17 номинаций на премию Американской киноакадемии — больше, чем у кого бы то ни было из коллег. Кроме того, она восьмикратная обладательница премии «Золотой глобус» (с 26 номинациями — абсолютный рекорд за всю историю существования премии), а также премий Гильдии киноактеров США, «Эмми» и прочая и прочая. Последнюю свою статуэтку актриса получила совсем недавно — в феврале этого года — за перевоплощение в премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер в байопике «Железная леди».

Мери Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 года в городке Саммит в штате Нью-Джерси. Мерил она стала позднее, составив это имя из двух своих настоящих имен. Интересна история и фамилии Стрип. Предки Мерил — испанские евреи — бежали в Голландию в XV веке. В эмиграционных документах вместо подписи они поставили прочерк. «Стрип» (Streep) по-голландски означает «линия».

Отец будущей актрисы — служащий фармацевтической компании Гарри Стрип был поначалу против появления наследников, и Мерил стала поздним ребенком — жена Гарри Мери родила ее в 35 лет. Впоследствии у девочки появились и два младших брата. Родители души не чаяли в своих ребятишках; часто после ужина устраивали музыкальные вечера: мама пела, а папа с радостью аккомпанировал ей. Пела и маленькая Мери Луиза. Она мечтала стать оперной певицей и брала уроки пения. Драматическое образование для Мерил началось в 15 лет, когда она поступила в Вассар-колледж, где в 1971-м получила степень бакалавра искусств по специализации «драма». Вскоре молодая актриса выиграла стипендию на обучение в Драматической школе Йельского университета и за несколько лет на сцене Йельского театра сыграла больше сорока ролей.

В 1975 году Мерил переехала в Нью-Йорк, где ее ждал Бродвей. Дебютантке сопутствовал успех: героини Шекспира, Артура Миллера и Теннеси Уильямса в исполнении Мерил Стрип нравились и публике, и критикам. За роль в «Двадцати семи вагонах хлопка» Теннесси Уильямса она была номинирована на высшую театральную награду Америки «Тони».

В 1975 году Стрип не прошла кастинг на главную женскую роль в фильме «Кинг-Конг». Продюсер Дино де Лаурентис, обсуждая Стрип со своим сыном по-итальянски, сказал: «Зачем ты прислал мне эту свинью? Эта женщина настолько уродлива…» и был шокирован, когда актриса ответила ему на том же языке: «Мне очень жаль, что я разочаровала вас».

Первый успех в кино пришел к актрисе в 1978-м, когда она снялась в военной драме Майкла Чимино «Охотник на оленей». Как позже признавалась Стрип, она дала согласие сыграть в фильме только из-за того, что одну из главных ролей исполнял ее возлюбленный Джон Казале (знаменитый Фредо Корлеоне из «Крестного отца»), уже смертельно больной. История трех молодых американцев, призванных на вьетнамскую войну, произвела сильное впечатление на Американскую киноакадемию — картина получила «Оскар» как лучший фильм года. Свою первую номинацию на премию «Оскар» получила и Мерил Стрип, пронзительно сыгравшая роль Линды. В том же году Мерил снялась в телевизионном сериале «Холокост», за роль в котором ей присудили «Эмми». Но Стрип не приехала получать награду. Она не любила этот фильм и не хотела быть награждённой за него, хотя роль немки Инги Хельм, которая вышла замуж за еврейского художника Карла Вайсса, сыграла прекрасно. Нелюбовь к картине связана с личной драмой, пережитой актрисой во время съемок. Казале умирал от рака костного мозга, и Мерил хотела только одного — до конца оставаться рядом с любимым и помогать ему во всём, но… у нее уже был подписан контракт на съёмки в «Холокосте». Съемки должны были проходить в Австрии, и продюсеры наотрез отказались откладывать их и вообще менять график работы над фильмом; не хотели они и заменить Стрип другой актрисой. У Мерил не было никакого желания сниматься, но не было и денег, чтобы заплатить неустойку за разрыв контракта, поэтому она всё-таки поехала в Австрию. Джон Казале умер через несколько дней после её возвращения в Нью-Йорк 12 марта 1978 года.

В 1979 году Мерил Стрип появилась в трёх картинах: романтической комедии Вуди Аллена «Манхэттен», политическом триллере Джерри Шацберга «Соблазнение Джо Тайнена» и социальной драме Роберта Бентона «Крамер против Крамера». Все три фильма были очень хорошо приняты публикой и критиками и отмечены премиями. Последний фильм получил девять номинаций на «Оскар» и победил в пяти из них, включая «Лучший фильм». За роль дизайнера Джоанны Крамер, судящейся с мужем из-за пятилетнего ребёнка, Мерил Стрип получила первую в жизни статуэтку (она умудрилась ее забыть в туалете после церемонии награждения); кроме этого, Стрип стала лауреатом премии «Золотой глобус». Интересно, что речь героини Мерил Стрип в суде была написана самой актрисой, так как она была не довольна вариантом, написанным в сценарии. Некоторые критики считают, что именно этот фильм сделал из Мерил Стрип настоящую звезду.

Впереди Стрип ждала одна из самых выдающихся её работ — роль Софии Завистовской в «Выборе Софи» Алана Дж. Пакулы. Режиссёр не сразу отдал Мерил роль, но в конце концов она убедила его, что лучше всех справится с нею — и не ошиблась. Впоследствии Пакула скажет: «Если существует рай для режиссёра, то он заключается в том, чтобы всю жизнь снимать Мерил Стрип». На каминной полке актрисы появился второй «Оскар» и третий «Золотой глобус». Трагедия женщины, которая с двумя детьми попадает в концлагерь и должна сделать чудовищный выбор — кто из детей ей дороже, в исполнении Мерил потрясает до глубины души. Кроме чувства вины за гибель детей, она испытывает стыд за отца, который был убеждённым антисемитом. Ужас войны, безысходность и страх пронизывают зрителя — смотря фильм, он страдает почти так же, как Софи. В отчаянии зритель хочет отвернуться и не видеть той боли, что разрывает душу героини. Но благодаря глубокой и тонкой игре актрисы зритель сталкивается с той же проблемой, что и Софи: он понимает, что невозможно отвернуться от того, что навсегда осталось перед глазами и в сердце.

В 1985 году Мерил Стрип перевоплотилась в датскую баронессу Карен фон Бликсен-Финеке в драме Сидни Поллака «Из Африки». Несмотря на большое количество номинаций, актёрские работы Роберта Редфорда и Мерил Стрип в основном негативно оценивались мировыми кинокритиками. Биограф Карен Холлингер описала 1990-е годы как «абсолютный спад популярности фильмов с участием Мерил Стрип».

В насыщенной кинокарьере Стрип начинается небольшой перерыв, что, к великой радости актрисы, позволяет ей с головой погрузиться в семейные хлопоты (актриса замужем за скульптором Доном Гаммером, у пары четверо детей — сын и три дочери) и вернуться на театральные подмостки. В 2001 году она с успехом играет в Нью-Йорке Аркадину в чеховской «Чайке». Кроме того, Мерил занялась благотворительностью: она активно сотрудничает с фондами, собирающими деньги на борьбу со СПИДом, помогает больным детям.

За роль в драматическом мини-телесериале «Ангелы в Америке» (2003), поставленном её старым знакомым Майком Николсом, Стрип наградили «Золотым глобусом». Через год она стала самой молодой женщиной за всю историю существования Американского института киноискусства, удостоенной почётной премии «за жизненные достижения». В числе множества зарубежных премий в 2004 году Стрип была удостоена российского приза «Верю. Константин Станиславский» с формулировкой «за покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы Станиславского». Приз Мерил Стрип вручал праправнук Станиславского Александер Прайор.

Став исключением из правил, Стрип достигла в Голливуде звездного статуса вопреки собственной внешности, далекой от идеала. Не желая идти на поводу у голливудских стандартов, она в свое время категорически отказалась от любых пластических операций. Она не согласилась даже сделать сущую мелочь — исправить слегка искривленный нос, из-за которого режиссерам приходится избегать крупных планов.

Еще маленькой девочкой Мерил садилась перед зеркалом и рисовала на лице морщинки — ей так хотелось казаться старушкой! Сейчас Стрип признается, что всегда чувствовала себя на сорок, и когда ей действительно исполнилось сорок, появилось наконец чувство комфорта: ее тело пришло в гармонию с образом мыслей. Сорокалетней она осталась и сейчас: актриса почти не изменилась за последние годы, без помощи пластических операций она остается своего рода эталоном красивой зрелой женщины.

Игру Стрип в оскароносной «Железной леди» критики называют безупречной. И дело не во внешней схожести актрисы с экс-премьером Великобритании. «Меня привлекают темы, которых в кино касаются неохотно, — говорит Стрип. — Говорить с экрана о сексе — ерунда, дутая провокация. А попробуйте снять фильм о дряхлости, старческом слабоумии, умирании, и вам скажут, что это стыдно! Мне очень понравилась идея сценариста «Железной леди» — три дня из жизни беспамятной старушки, которая в свое время была единственной женщиной во главе ядерной державы и занимала пост премьер-министра дольше, чем кто-либо в XX веке. Ее отрывочные, бессвязные воспоминания о власти и могуществе. Угасание великого разума — это мне крайне интересно».

За 35-летнюю кинокарьеру Стрип снялась в более чем 50 фильмах. Ей и сегодня поступают сотни предложений. Она выбирает самые интересные. Она может себе это позволить.