Когда слова излишни

Александр Файнштейн | Номер: Апрель 2012

«Я — самый счастливый режиссер в мире», — воскликнул Мишель Хазанавичус, принимая заветную статуэтку дядюшки «Оскара» из рук Майкла Дугласа. Парадокс — на дворе 2012-й, а приз американской киноакадемии, по сути, главную кинематографическую награду мира получает немая черно-белая лента. И в каких номинациях! «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль» и прочая, и прочая.
До этого, напомним, «Артист» стал триумфатором французской премии «Сезар», был объявлен лучшим европейским фильмом года на церемонии вручения испанской премии «Гойя», а еще раньше завоевал семь наград Британской киноакадемии BAFTA. И, наконец, картина удостоилась «Золотого глобуса» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль».
Режиссер со странной для французского уха фамилией Хазанавичус родился 45 лет назад в Париже в еврейской семье. Его бабушка и дедушка приехали во Францию из Литвы в 1920-х годах. Интересно, что из десяти ведущих французских изданий о еврейском происхождении мастера промолчали семь. Еще интереснее, что в пяти из них выпускающие редакторы — евреи. Зато после вручения «Оскара» «литовцу». Литва в мировых СМИ упоминалась более 18 млн. раз.

Карьера Хазанавичуса началась на телевидении, где он работал с 1988 года. Поначалу молодой режиссер снимал рекламные ролики для компаний Reebok, Bouygues и ставил скетчи на популярном Canal+. В 1993-м вышла его первая полнометражная работа — комедия «Американский класс». В картину «Мои друзья», вышедшую на экраны в конце 1990-х, Мишель пригласил своего старшего брата, актера Сержа Хазанавичуса.

Мишель Хазанавичус и Жан Дюжарден со своими "Оскарами", 26 февраля 2012

Мишель Хазанавичус и Жан Дюжарден со своими "Оскарами", 26 февраля 2012

Но настоящую известность режиссеру принес фильм-пародия на бондиану «Агент 117: Каир, гнездо шпионов» (главную роль в котором исполнил Жан Дюжарден — звезда «Артиста»). Действие происходит в 1955 году в столице Египта, где собрались искусные шпионы всех национальностей: англичане, немцы, итальянцы, русские и т.д. Параллельно идут разборки между семьей свергнутого короля Фарука, мечтающего вновь взобраться на трон и «Орлами Хеопса» — религиозной сектой, которая рвется к власти. Чтобы навести порядок в Каире, французское правительство посылает лучшего сотрудника — агента 117. В один из первых дней своей каирской миссии герой Дюжардена убивал муэдзина, потому что тот мешал ему спать, созывая мусульман на утреннюю молитву.

Картина о секретном агенте, снятая в стиле ретро, стала одной из самых кассовых в истории французского кинематографа. Неудивительно поэтому, что три года спустя Хазанавичус снял продолжение: «Агент 117: Миссия в Рио», где главный герой (опять же — в исполнении Дюжардена) действует в паре со своей обворожительной напарницей — полковником израильской армии Долорес Кулешовой.

Отношение Хазанавичуса к Голливуду весьма нехарактерно для европейского мастера. Так, в интервью журналу Filmmaker, комментируя влияние старых американских лент на свои картины, он заявил: «Я не считаю себя французским режиссером. Я не забочусь о том, чтобы оставаться Французом. Эти фильмы являются частью моей культуры. …И у меня есть личный интерес к еврейской эмиграции в Голливуд. Мой дед пытался попасть в Штаты, но в итоге остался во Франции. Я полагаю, меня больше вдохновили Билли Уайлдер и Эрнст Любич (оба — евреи, прим. авт.), нежели французское кино 1930-40-х годов. Голливуд построили люди из Европы — продюсеры, писатели, режиссеры — и многие из них были евреями из Восточной Европы».
Симпатия режиссера к Голливуду лежит и в основе его самой, на сегодняшний день, титулованной картины — «Артист». Мишель Хазанавичус рассказывает, в сущности, очень простую историю падения звезды раннего Голливуда Джорджа Валентайна, не способного примириться с рождением звукового кино, и считающего, что это не более чем модная сиюминутная причуда, которая рано или поздно исчерпает свой потенциал. Одновременно с этим влюбленная в Валентайна юная статистка Пеппи Миллер (актриса Беренис Бежо — жена режиссера) «ловит волну» и оказывается на гребне успеха, перемещаясь все выше в строчках титров. В итоге, после многочисленных сюжетных перипетий и страданий Валентайна, Пеппи убеждает его сняться с ней в новом мюзикле. Хэппи-энд.

«Я не пытался создать имитацию фильма 20-х годов, а хотел снять современную картину, — подчеркивает режиссер. — И выбрал эту историю, чувствуя, что безмолвие может создать интересную связь между формой фильма и его содержанием».
Найти средства на столь необычный фильм было непросто. Один продюсер отказался читать сценарий, объяснив, что уверен в том, что сценарий хорош, но он понимает, что не сможет собрать на это деньги. Даже Жан Дюжарден в ответ на предложение Хазанавичуса (которого называет «Хаза-гений») сняться в немом фильме, поначалу ответил: «Я бы тоже хотел слетать на Луну». И чуть было не отказался.
Кроме режиссера, огромную работу по погружению в атмосферу золотой эры Голливуда проделали оператор-постановщик Гийом Шиффман и исполнительница главной роли Беренис Бежо (за которую получила главную кинопремию Франции «Сезар»). В итоге удалось снять мейнстримовое кино в голливудском стиле и воссоздать дух эпохи.

Кадры из фильмаЕдинственная претензия к фильму, кажется, заключается в том, что он сделан так, чтобы всем нравиться (из 40 ведущих рецензентов недоволен остался только один). Это может раздражать. Впрочем, не настолько, чтобы помешать собрать целый урожай наград, о чем мы уже писали. Мишель Хазанавичус — второй французский режиссер, получивший «Оскара» (первым был Роман Полански в 2003 году со своим фильмом «Пианист»). Что же касается Хазанавичуса, то он обошел таких мэтров, как Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и Вуди Аллен.

Впрочем, почивать на лаврах оскароносец не собирается. Буквально на днях на французские экраны выходит комедия «Право на лево» о двух мужчинах, которые не могут отнести супружескую верность к своим достоинствам, и часто изменяют своим женам (постеры для этой комедии были признаны провокационными, и дистрибьютерам ленты было предъявлено требование заменить их на более пристойные). В главной роли снялся, естественно, Жан Дюжарден (он выступил также соавтором сценария и со-режиссером) — это его четвертый совместный фильм с другом Мишелем (фильм состоит из семи новелл разных постановщиков).

Кроме этого, в ближайшее время Хазанавичус намерен снять драму по мотивам американского фильма 1948 года «Поиск», рассказывающего о том, как после Второй мировой войны ищут и находят друг друга мать и ее девятилетний сын — единственные выжившие из большой чешской семьи.

По словам режиссера, в его фильме главными героями также будут женщина и мальчик.
Действие постановщик намерен перенести в Чечню. Кроме того, слегка изменится и завязка сюжета — если оригинальный фильм был посвящен переживаниям мальчика, выжившего в концлагере, в своей версии Хазанавичус сделает акцент «на особых отношениях между мальчиком и женщиной». В главной роли должна сниматься Беренис Бежо, которая сыграет сотрудницу общественной организации, работающую в Чечне спустя годы после военных действий.