ЕГО ЗНАЛА ВСЯ ОДЕССА

Ольга БАРКОВСКАЯ | Номер: Октябрь 2020
«Автопортрет»
«Автопортрет»

В этом номере нашей газеты мы завершаем серию публикаций о мастерах живописи еврейского происхождения, родившихся на территории Украины – их работами был оформлен Календарь-5780, подготовленный и изданный Еврейской конфедерацией Украины.
На страницах нашего Календаря, посвященных еврейским праздничным и памятным датам нового 5781 года, вы можете увидеть картину художника Соломона КИШИНЕВСКОГО «Люксембургский сад, 1904».

Соломон Яковлевич Кишиневский, родившийся в Одессе в 1862 году, был очень популярной личностью. И не только своими картинами – это был на редкость энергичный и деятельный человек. В 1896-1902 годах он организовал в Одессе четыре «весенние выставки», в которых приняли участие не только местные, но и столичные – петербургские, московские – художники. Чуть позже Соломон Яковлевич устроил (случай в Одессе небывалый!) собственную, «постоянную общедоступную» выставку, которая с небольшими перерывами и в разных помещениях экспонировалась с 1906-го по 1908 год. А были еще персональные выставки 1910, 1929 и 1938 годов… Для сравнения – у Кириака Костанди, лидера одесской живописной школы, при жизни не прошло ни одной персональной выставки. А еще у Кишиневского была работа в Одесском художественном училище, выступления в печати, где он публиковал статьи и рецензии и под своей фамилией, и под псевдонимом Бенвенуто. Известен он был и как газетный и журнальный график, его рисунки регулярно появлялись в «Одесских новостях», «Южном обозрении» и других газетах.

«Люксембургский сад, 1904»
«Люксембургский сад, 1904»

Соломон Кишиневский окончил Одесское художественное училище и вместе со своим товарищем по учебе Леонидом Пастернаком уехал продолжать образование в Мюнхен. Затем, уже один, какое-то время провел в Париже и Риме. В 1888 году Соломон вернулся на родину и сразу активно включился в художественную жизнь. Первые его работы написаны под сильным влиянием передвижников – это бытовые зарисовки, сценки из жизни городской бедноты.

«О чем же он рассказывает? – «Прошение», «Мог быть человеком», «Уличные дети», «Еврейский быт» и т.д. Никаких особых событий: обычное ежедневное существование бедного человека. Но что-то в этом трогает зрителя… Трогает тем, что ты вместе с художником видишь беззащитность маленьких людей. Они уже так низко упали, так искалечены (от молодого до старого), что их не поднять. Чеховской грустью веет от этой действительности. Только, как вихрь – внезапно – ужасная драма погрома. Казнь Шмидта и Матюшенко. Замордованные и искалеченные люди. Вся жизнь – обломки несложившегося целого… Человечность и искренность – вот основа творчества художника», – эти слова замечательного мастера М.Жука о своем собрате очень точно определяют творчество Кишиневского. С годами темная, «передвижническая» палитра сменилась в его картинах более яркой, насыщенной. Одесская критика отмечала: «Поражает своей смелостью… сравнительно немолодой художник С.Кишиневский… Этот художник ушел от прошлого передвижнического влияния, от темных и коричневых красок к светлым, ясным, и примкнул к импрессионистам» («Южная мысль», 1916, 7 декабря).

«В кутузке», 1895 г.
«В кутузке», 1895 г.

Еще девятилетним мальчиком Соломон пережил погром 1871 года в Одессе. Страшные впечатления тех дней, когда вся его семья, близкие, соседи были унижены и морально разбиты, не забывались на протяжении всей его долгой жизни. Неслучайно на события 1905-1907 годов художник откликнулся целой серией картин, посвященных еврейским погромам. Неслучайно в 1913 году, когда по всей России прогремело «дело Бейлиса», Кишиневский по своей инициативе создал проект памятника Бейлису, к сожалению, оставшийся неосуществленным. Это был художник, принадлежавший европейской культуре – и вместе с тем человек, помнивший о своих корнях, о своем народе.

«Прошение», 1893 г.
«Прошение», 1893 г.

В советское время Соломон Яковлевич продолжал активно работать. Несмотря на преклонный возраст, вплоть до Великой Отечественной войны, он участвовал во всех крупных выставках, много времени и сил отдавал воспитанию молодых художников. Как уже упоминалось, в 1929-м и в 1938 году – к 40-летию и 50-летию творческой деятельности – в Одесском художественном музее состоялись обширные выставки его работ. Соломон Кишиневский не мог не работать, несмотря ни на что – возраст, болезни, тяжелое материальное положение. О последнем свидетельствовал тот же М.Жук: «На 30 руб. месячного заработка (когда 15 стоит жилье) не очень-то проживут и те люди, что созданы воображением автора. Даже им потребуется больше для реального существования».
С началом войны и немецкой оккупации старый мастер остался в Одессе. Когда пришло горькое время и еврейское население города было согнано в гетто, Соломон Кишиневский разделил судьбу своих соплеменников. Из гетто он уже не вернулся. По устным свидетельствам, художник погиб в конце 1941-го или в начале 1942 года.

«Урок письма»
«Урок письма»

Остались картины, а также рукописи воспоминаний, доверенные Соломоном Яковлевичем друзьям перед уходом в гетто – до сих пор (за исключением небольших фрагментов) неопубликованные. Часть из них сейчас хранится в Одесском художественном музее.