Эфраим и Эммануил: урок истории искусств
Два еврейских художника, сделанных в Украине
Игорь ЛЕВЕНШТЕЙН
Ваш автор имел отношение к изобразительному искусству. Среди прочего, я закончил художественную школу в Запорожье, где у нас была дисциплина «история искусств». И сейчас я хотел бы провести такой своего рода урок по истории искусств: рассказать о двух художниках-евреях, родившихся на украинской земле, один – 150 лет назад, а другой – 130.
Лирическое вступление
Есть такой момент. Известность того или иного художника или скульптора нередко зависит от внешних факторов. Особенно в современную эпоху, когда без кураторов и экспертов публика практически не в состоянии понять – перед ней шедевр или шарлатанская поделка. Да и оценки современников часто не совпадают с мнением потомков. Преуспевавшие академики Бугро и Семирадский оказались забыты, а картины умерших в нищете Ван Гога и Писарро сегодня продаются за миллионы.
Имена таких еврейских художников, как Марк Шагал, Амедео Модильяни, Хаим Сутин известны всему миру. А многим ли из вас, дорогие читатели, знакомы имена Эфраима Моше Лилиена и Мане Каца? Но их работы того же уровня. О них и поговорим, тем более, что оба они родились на территории Украины: первый в Дрогобыче, второй – в Кременчуге.
Но сначала я позволю себе вспомнить статью «Блуждающий ген рисования» в сентябрьском номере «Еврейского обозревателя» за 2017 год. Там речь шла о выставке в киевском музее Шолом-Алейхема, где были представлены работы трех поколений художников-евреев: это были я, мой отец и мой сын. Выставка была приурочена к моему 60-летию. До сих пор приятно вспомнить.
Но не менее приятно вспомнить другую выставку, к которой я имел отношение. В 2000 году, работая представителем Джойнта в Донецком регионе, я организовал красивую культурную акцию. Выяснив, что в запасниках Донецкого художественного музея хранятся работы нескольких знаменитых художников-евреев, я уговорил руководство музея устроить специальную экспозицию, собрав в одном зале их работы. Искусствовед музея подготовила лекцию, на которую приходили экскурсанты из еврейских организаций, а я составил и издал буклет. Среди художников, чьи работы там были представлены, фигурировали такие звезды Серебряного века, как уроженцы Украины Натан Альтман (Винница) и Леонид Пастернак (Одесса), уроженцы Белоруссии Лев Бакст (Гродно) и Савелий Сорин (Полоцк). Была еще пара-тройка менее известных советских мастеров, которых я уже не помню. Но саму выставку всегда вспоминаю с гордостью. К сожалению, дальнейшая судьба этих работ, скорее всего, сложилась печально. Вряд ли Моторола и Захарченко украсили картинами Сорина и рисунками Альтмана отжатые у местных бизнесменов виллы. Скорее всего, их вывезли в Россию…
Это я к тому, что есть у меня особый личный сантимент к изобразительному искусству. Но дело в том, что рассказ словами о художниках и музыкантах – дело неблагодарное. Их работы нужно видеть или слышать. Биографические справки всего лишь сообщают информацию об историческом факте существования того или иного мастера искусств, но не дают полноценного представления о том, чем они были хороши.
Тем не менее – я рискну.
«Первый сионистский художник»
Эфраим Моше Лилиен родился в 1874 году в Дрогобыче, в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Родился в бедной еврейской ортодоксальной семье: его отец работал резчиком по дереву.
На гимназию для сына в семье денег не было: Эфраим учился в еврейской реальной школе. Будучи художественно одаренным, он подрабатывал подмастерьем у львовского художника, который рисовал вывески (шильды).
Художественное образование Лилиен получил сначала в Кракове в Школе пластических искусств (1889-1893), а потом в Мюнхенской академии искусств. Он стал известным после того, как баварский литературно-художественный журнал «Югенд», флагман нового стиля в искусстве – модерн (известный также как югенд-штиль, сецессион и ар-нуво), напечатал ряд его графических работ в стиле Обри Бердслея.
С 1898 года художник переехал в Берлин, где стал сотрудничать с популярными журналами «Грация», «Ост унд Вест», «Симплициссимус», «Господин», «Вальтшпигель». Лилиен успешно работал как иллюстратор, и в 1900 году барон Беррис фон Мюнхгаузен, поэт и фольклорист, пригласил его сделать иллюстрации к книге «Песни Гетто» поэта Мориса Розенфельда, которую барон перевел с идиш на немецкий. Также Лилиен создал иллюстрации для книги поэтических переводов «Иудея», получив репутацию выдающегося мастера книжной графики: впоследствии он иллюстрировал трехтомную «Библию», «Песню песен» и другие классические издания.
Еврейская тема стала доминирующей в творчестве Эфраима Лилиена. В 1902 году выступил одним из создателей первого еврейского национального издательства «Юдишен Ферлагс», в котором был и художником, и редактором, и заведовал экономической частью. Стефан Цвейг, с которым художник познакомился в 1903 году, написал: «В Лилиене чувствуется могучая сила требовательного и чистого искусства, которая иногда дремлет в людях этой несгибаемой и упрямой расы».
Как активный участник сионистского движения в период с 1906-го по 1918-й годы Лилиен несколько раз посетил Палестину. Там он участвовал в создании в Иерусалиме Школы искусств и ремесел (ныне Академия искусств и дизайна «Бецалель»). В первых двух десятилетиях XX века работы Лилиена служили образцом для художников, группировавшихся вокруг «Бецалеля».
Эфраим Моше Лилиен реализовал себя как универсальный и многоплановый мастер: художник, график, гравер, дизайнер, фотограф, книжный иллюстратор. Среди прочего, он является автором самого известного фотопортрета Теодора Герцля.
В 1914 году Лилиен посетил Палестину, но уже как офицер австро-венгерской армии, куда был призван в пресс-службу как военный фотограф и художник. После окончания войны он возвратился в Берлин, где активно продолжил карьеру книжного иллюстратора. В частности, по рисункам Лилиена «Двенадцать колен Израиля» были изготовлены огромные входные двери Старой синагоги в Эссене. Он также выпустил большую серию почтовых открыток и рисовал для почтовых марок, а выполненные им экслибрисы являются высочайшими образцами графического искусства.
Его считают самым выдающимся из тех еврейских художников, которые в своем творчестве освещали сионистскую тему. Лилиен известен в еврейской среде как «первый сионистский художник». Многие искусствоведы называют его предтечей Шагала. Он был знаменит и финансово благополучен, но впоследствии изрядно забыт.
Эфраим Моше Лилиен умер от инфаркта в 1925 году в германском курортном городке Баденвайлер. Художник похоронен в Брауншвейге (на родине его жены Елены).
Его имя носят улицы в Тель-Авиве и в Иерусалиме.
Кавалер ордена Почетного легиона
Если Эфраим Моше Лилиен считается польским и немецким художником, то Мане Кац считается художником французским и израильским. Вот, что могут евреи из Украины!
Эммануил Кац родился в 1894 году в Кременчуге. Он был седьмым ребенком в семье Лейзера Каца, шамеса (служки) одной из городских синагог, и его жены Малки (урожденной Рабинович).
Мальчик учился в хедере, а затем в йешиве. Отец хотел видеть его раввином, но Мане, с детства проявивший талант к рисованию, в 16 лет уехал из Кременчуга. Сперва в Вильно, где он учился в художественной школе, а затем в Киев, где он учился в школе изящных искусств (1911-1913).
Киевский меценат Гуревич обратил внимание на способного юношу и отправил его учиться в Париж, где Мане Кац поступил в Национальную школу изящных искусств к профессору Фернану Кармону. Вместе с ним там учился Хаим Сутин. Молодые еврейские художники, выходцы из Российской империи, которых тогда немало собралось в Париже, создали творческое объединение «Махмадим». В творческом плане главным вдохновителем Каца был Рембрандт.
В 1914 году началась Первая мировая война. Теоретически наши герои Лилиен и Кац могли бы встретиться на поле боя: но если первого призвали в австро-венгерскую армию, то второго не приняли во Франции в Иностранный легион (из-за низкого роста и тщедушного сложения), а потом не взяли и в российскую армию, когда Кац перебрался из Парижа в Петроград.
В Петрограде Кац прожил с 1914-го по 1917-й год, был учеником Михаила Добужинского и участником выставки «Мир искусства» (1916). Там он принимал активное участие в работе еврейского общества поощрения художников, возникшего в январе 1916 года.
В года Гражданской войны художник жил в родном Кременчуге, где учил детей рисованию. Выставлялся в Харькове, Ростове-на-Дону, Тифлисе.
В 1921 году Кац выехал в Берлин, а с 1922 года тридцать лет прожил в Париже. Известность ему принесла персональная выставка в салоне Персье (1923), где он привлек внимание Пабло Пикассо. В 1927 году Мане Кац получил французское гражданство. А в следующем году впервые посетил Палестину.
Когда началась Вторая мировая война, Мане Кац как гражданин Франции был мобилизован рядовым и отправлен в военную школу. Оказавшись со своей частью в Руане, он храбро сражался и был награжден орденом Почетного Легиона. Художник попал в плен к немцам, но сумел бежать. Неимоверными усилиями он добрался до Америки, где прожил до 1945 года. После войны он вернулся в Париж, часто выставлялся в разных странах и регулярно приезжал в Израиль.
Основная тема творчества Мане Каца – типы, быт и фольклор галутного еврейства. Он старался выразить скрытое за суетой местечковой жизни страстное стремление к вечному источнику истины и добра. Многие его произведения передают специфически хасидское мироощущение: «Бадхен», «Свадьба», «Симхат-Тора», многочисленные «Клезмеры» и скульптурные фигуры музыкантов.
Последние годы Мане Кац делил между Парижем и Хайфой. Он умер в 1962 году в Тель-Авиве. В Хайфе незадолго до смерти художника был основан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственную уникальную коллекцию иудаики.
В феврале 2023 года в Кременчуге улицу Серова переименовали в улицу Мане Каца.