За себя и тех женщин

Сергей ГАВРИЛОВ | Номер: Февраль 2019

Музыкальный манифест израильской актрисы Лираз Чархи

Выходцы из Ирана, укоренившиеся в Израиле. Звучит как провокационный оксюморон, но такое бывает. Среди всех евреев Израиля – более 2% репатриантов из страны победившей Исламской революции. Как раз незадолго до нее Иран спешно покинули родители актрисы и певицы Лираз Чархи, которая появилась на свет уже в Израиле.

Лираз родилась в 1978 году в городе Рамла. Будущая актриса довольно рано проявила артистические способности. Она начала выступать с пяти лет, время от времени появляясь на сцене старейшего в Израиле репертуарного театра «Габима», а уже в двенадцатилетнем возрасте регулярно трудилась на его подмостках. В 2002-м молодая актриса впервые снялась в телесериале. А пару лет спустя настал ее по-настоящему звездный час.

Летом 2004 года на экраны Израиля вышел кинофильм режиссера Ави Нешера «Поворот налево в конце света». Фильм оказался одним из самых успешных за всю историю израильского проката – было продано около полумиллиона билетов, и обозначил новую волну интереса израильтян к отечественному кино.
Действие киноленты разворачивается в одном из израильских городов развития – поселений, которые были построены в 1950-1960-х годах, чтобы обеспечить жильем новых репатриантов, до этого размещавшихся во временных лагерях. Лираз сыграла там одну из главных ролей – старшеклассницу Сару Талкар, которая в конце 1960-х вместе со своими родителями репатриировалась в Израиль из Индии. За эту роль в фильме «Поворот налево в конце света» Чархи вместе со своей подругой по съемочной площадке Неттой Гарти претендовала на приз Израильской киноакадемии в категории «Лучшая актриса».
В 2006 году Лираз была приглашена на фестиваль израильского кино, который проходил в Лос-Анджелесе. Там на нее сразу обратили внимание американские киношники, и на протяжении нескольких лет Чахри успешно работала в Голливуде. В частности она сыграла роль доктора Захры в фильме Дага Лаймана «Игра без правил» (2010), где ее партнером по площадке был Шон Пенн. Также заметной стала работа Лираз в киноленте израильско-американского режиссера Ярона Зильбермана «Прощальный квартет» (2012), где она сыграла подружку одного из главных героев, образ которого воплотил Филип Сеймур Хоффман. В последнее время Чархи снова проводит больше времени в Израиле.
Помимо актерства Лираз вполне серьезно занимается певческой карьерой, исполняя поп-музыку с ярко выраженными этническими оттенками. Она выросла в двуязычной среде, в которой говорили и на иврите, и на фарси. Именно на втором языке Лираз исполняет песни, беря в этом пример со своей тети Риты Яханфоруз, которая уже давно завоевала свою нишу на израильской эстраде. Но в музыкальном отношении Лираз склонна к еще бо?льшим экспериментам, что отчетливо проявилось в первом диске под названием «Naz», который вышел минувшей осенью. Песни из этого альбома представляют собой синтез разных музыкальных стилей – в качестве закваски тут определенно используются веяния предреволюционной иранской поп-сцены 1970-х, но при этом Лираз не мыслит себя вне современной музыкальной эстетики и электронных звучаний.
Гармонично объединить столь далеко стоящие друг от друга музыкальные миры, да еще приправить их ближневосточными оттенками Лираз помог один из наиболее талантливых израильских продюсеров Rejoicer (Юви Хавкин), который в 2009 году основал в Тель-Авиве фирму звукозаписи Raw Tapes. Rejoicer успешно работает по всему свету, имеет свои лаборатории звука и в Америке, и в Европе. В качестве аранжировщика он с легкостью и изяществом объединяет в своих работах фанк, джаз, хип-хоп, психоделию и другие музыкальные стили. Именно этим своим талантом Rejoicer охотно поделился с Лираз, вдобавок сочинив с ней пару треков для альбома – меланхолически-медитативную песню «Bito» и психоделическую миниатюру «Taxim». А наиболее ударной композицией альбома стала тема «Nozi Nozi» – ироничная песня об иранском архетипе всегда дружелюбной и покорной жены, которая, оказывается, не так проста и может заставить своего мужа танцевать под ее дудку так, что он этого и не заметит.
Бо?льшую часть диска занимают новые версии известных иранских композиций, и особое место тут принадлежит песне «Hala Bavar» из репертуара легендарной Гугуш, отец которой эмигрировал в Иран из советского Азербайджана. В начале 1970-х Гугуш стала для Ирана символом новых свободных времен, но после Исламской революции 1979 года ей, как и другим певицам, было запрещено выступать в родной стране перед смешанной или мужской аудиторией. Запрещены были в Иране и ее записи, которые все же нелегально распространялись. Возвращение Гугуш на большую сцену состоялось только после 2000 года, когда она переехала в Лос-Анджелес.
Именно там Лираз Чахри и познакомилась с творчеством Гугуш. История иранской певицы очень взволновала молодую израильскую актрису. Она говорит: «Как ни крути, но борьба женщин за свободу самовыражения проявилась в моей ДНК». И, записывая свой первый музыкальный альбом, Лираз словно пропустила через себя потерянные голоса Ирана – голоса женщин, которым запретили петь в родной стране.