Блаженны миротворцы

Татьяна Критенко | Номер: Январь 2021
Анна Цеслар у себя дома
Анна Цеслар у себя дома

Мы впервые встретились в Киеве, в офисе одной из еврейских организаций Украины. Невысокого роста, необыкновенной скромности женщина с раннего утра прибыла в офис вместе со своей немногочисленной командой. Они приехали из Польши. «Меня зовут Анна», – добродушно улыбаясь, сказала она. К счастью, молодая женщина из польской группы говорила на украинском, и это помогало нам немного наладить общение, которое было не столь продолжительным – они торопились на самолет в Варшаву. Никто и не подозревал, что эта встреча станет началом не только интересного знакомства, но и поводом для новых открытий.

Непросто разобраться в прошлом. История так неоднозначна, что многие вопросы по сей день остаются спорными. Политики ради своей выгоды часто манипулируют теми или иными фактами, еще больше запутывая и без того сложный исторический клубок. Но некоторые события остаются неизменно вопиющими, их нельзя ни вычеркнуть, ни трактовать в угоду своим предпочтениям.

Так, в Польше, которая стала главной нацистской площадкой для лагерей смерти, во времена Второй мировой размещались шесть концлагерей и не менее тысячи гетто. Как следствие, самая многочисленная на территории Европы еврейская диаспора Польши, которая до войны насчитывала 3,3 млн человек, сократилась более чем на 2,8 млн. И для тех немногих, чудом оставшихся в живых евреев страна не стала прибежищем покоя и защиты после Холокоста. Уже через год, в мае 1946-го, в городе Кельце случился погром. До войны в Кельце проживали 20 тысяч евреев (треть населения города), после войны – лишь 200 человек, и по историческим документам каждый из них возвратился в город после освобождения из концлагеря. В результате антисемитского произвола из 200 человек еврейской общины города погибли более 40 мужчин, женщин и детей и около 50 были ранены.

Антисемитские настроения не оставляли в покое теперь уже малочисленное польское еврейство, абсолютно лишая всякого сочувствия и понимания тех, кто только лишь по национальному признаку был осужден на смерть. Началась волна эмиграции, которая то увеличивалась, то затихала. Однако кульминацией общенародного несогласия мириться с присутствием евреев на территории своей страны стал печальный 1968 год, когда польский коммунистический лидер Владислав Гомулка распорядился, чтобы евреи покинули Польшу однажды и навсегда. И может быть история этой страны середины XX века так и откликалась бы в еврейских сердцах лишь болью, если бы не люди, которых позже разыщет израильский Национальный мемориал Катастрофы и Героизма Яд Вашем, чтобы выразить благодарность от всего еврейского народа. И Польша станет лидером по числу Праведников народов мира.

Много лет назад, будучи ученицей последнего класса школы и искренней лютеранкой, Анна Цеслар в кругу таких же верующих, пришедших на встречу с миссионеркой из Аргентины Галиной Остик, впервые услышала, что Библия – книга, написанная евреями и прежде всего для евреев, потому что Бог любит израильский народ и многократно обращается к нему через пророков, называя его Своим. Анна еще не осознавала, насколько сильная перемена произошла в ее сердце после слов миссионерки, но она ясно понимала – ее жизнь уже никогда не будет прежней.

В том самом 1968 году Галина Остик приняла решение ежедневно приходить на вокзал, откуда изгои общества – ученые, профессора университетов, деятели искусства – целыми семьями уезжали на Запад. У всех у них был билет только в одну сторону по одной единственной причине – они были евреями, и с ними не хотели делить страну. В толпе растерянных евреев, не знающих что их ждет завтра, Галина старалась каждому, кому удастся, передать самодельную открытку, на которой от руки было написано, что она от имени своего польского народа просит у них прощения, и еще несколько слов благословения.

Следуя примеру Галины Остик, Анна с друзьями проводили иногда многомесячные поиски тех, кто уцелел после страшных лет истребления во время войны и послевоенного антисемитизма, чтобы помогать им. Слова древнего пророка Иезекииля стали для них руководством к действию и ободрением, потому что все, что они делали, не могло происходить на виду у властей. Пророк говорит: «… горе пастырям, которые пасли себя самих!.. а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали…». Трудно открывались двери еврейских домов для незнакомцев. Но там, где им удалось побывать, помощь зачастую была даже в том, чтобы выслушать и плакать вместе с плачущими. И вместе с тем узнать о польских гражданах, кто в годы тьмы и страха находил в себе силы не уступить этой тьме, не пойти на компромисс с совестью, но протянуть руку помощи, рискуя своей жизнью и безопасностью своих семей.

Галина Остик
Галина Остик

Так, кто-то рассказывал, как будучи ребенком был спасен от неминуемой смерти в стенах католического монастыря. Одна красивая женщина рассказала Анне свою историю, благодаря которой Анна узнала о Ирене Сендлер тогда, когда еще никто в мире не знал имени будущей Праведницы мира. Именно благодаря усилиям Ирены Сендлер, новорожденным младенцем эта женщина была вывезена из Варшавского гетто на тележке с кладкой кирпичей, в середине которой специально было сделано пространство для грудного ребенка. Родители погибли. Девочка выжила и до сих пор жива. Другая женщина, отец которой был еврей, а мама полька, рассказывала, как все шесть лет войны родственники со стороны мамы скрывали их семью в подвале своего дома, благодаря чему они выжили. А две сестры-близняшки, будучи подростками оставшись без родителей, были спасены одной польской семьей – для них вырыли землянку, где сестры скрывались не один год.

В Польше после Второй мировой была создана скорее формальная организация помощи выжившим евреям. Руководитель такой организации в Варшаве в какой-то момент приняла решение передать списки выживших Галине Остик, понимая, что именно эта христианская женщина вместе с группой своих единомышленников предложит им реальную помощь. Просила только об одном – никогда и никому не рассказывать, каким образом список с адресами оказался у них. Так произошло знакомство Галины и ее сподвижников со многими евреями – они ухаживали за прикованными к постели больными, готовили пищу старикам, становились собеседниками и друзьями тем, кого война оставила в полном одиночестве. С кем-то были рядом несколько лет, с кем-то – несколько десятилетий.

Ту христианскую группу вполне можно было бы назвать подпольной организацией. Они делали все, чтобы не афишировать своей деятельности и не оказаться мишенью милицейских ищеек и шпионов. Благодаря усилиям Галины в Варшаву приехала нидерландская Праведница мира Корри тен Бом, спасшая за годы оккупации сотни евреев. Ее рассказ услышали не только Анна и немногочисленные смелые активисты, но и некоторые протестантские церкви страны. Без всякой огласки и шумихи эти люди ежедневно трудились, чтобы помочь потомкам Авраама, Исаака и Иакова.

А в конце 80-х небольшой дом под Варшавой стал для малоимущих еврейских семей, выезжающих с территории Советского Союза в родную землю Израиля, своеобразным перевалочным пунктом – там эта небольшая христианская группа во главе с родным братом Анны Густавом организовывали быт, питание и покрывали нужды сотен людей, ожидавших своего самолета в Эрец-Исраэль.

Сегодня, после более 50 лет искреннего служения, Анне Цеслар и ее друзьям не нужно стучать в двери еврейских домов и еврейских организаций Польши. Их там знают, их там ждут. «Блаженны (благословенны) миротворцы», – написано в Библии. И благословение этих христиан заключается в том, чтобы, полагаясь на Всевышнего, который всегда был и остается источником их веры, продолжать и словом, и делом творить мир и нести любовь.

Варшава-Киев