ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Александр МУРАТОВ | Номер: Июль 2011

Межнациональные отношения — одна из самых жгучих проблем человечества. Причем с древнейших времен. Символическая история древней Вавилонской башни опосредованно объясняет смысл разделения человечества на различные расы и народы. Сомневаюсь, что всемогущий Бог действительно озаботился тем, что люди заберутся по этой башне на небо и свергнут Его. Он-то точно знал, что такое невозможно.
Мне кажется, Он просто увидел, что человечество во всей своей массе просто неуправляемо. И, по-видимому, решил разделить его на отдельные сообщества. Чтобы они отличались, дал им отдельные языки. По какому признаку разделил? Думаю, по чертам характера и интересам. Есть же черты характера, которые отличают одну группу людей от других групп.
В конце советских времен на киностудию Довженко выделили определенное количество сливочного масла. Тогда это был большой дефицит. На режиссерскую организацию пришлось два двадцатикилограммовых куба. Их надо было разделить где-то на 60 человек. Мне сообщили об этом и я пришел за своей порцией. И что же увидел? Наш профсоюзный деятель Семен Дашевский (он сейчас живет в Германии) делит масло так: отрезает на глазок куски, а потом взвешивает их, держа один кусок в левой, а другой в правой руке. Я его спросил: «Что это за безумие?» А он ответил: «А как иначе? Весов-то у нас нет… Что ты предлагаешь?» И я ответил: «Положи куски на место, возьми линейку, расчерти куб на равные доли, затем подогретой на обогревателе проволокой разрежь масло». Он так и поступил. А потом удивленно сказал: «А я думал, что я еврей…». На что я ответил: «Сеня! Еврей — это не так национальность, как определенный склад ума».


Что сказать? Тогда я, конечно, пошутил. Но, честно говоря, в этом есть и какая-то правда. Действительно, ум еврея изрядно отличается от ума других народов. Правда, сомневаюсь, что так было с самого начала. Ведь когда-то, как мы точно знаем из истории, никаких евреев вообще не существовало. Просто какие-то семитские племена приняли единобожие и стали евреями, а какие-то не приняли и стали арабами, филистимлянами, арамейцами и прочими народами. Именно иудейская религия, дававшая возможность не просто тупо верить, как это было во многих других верованиях, но даже и рассуждать по поводу, казалось бы, незыблемых постулатов, создала евреев. А после изгнания главным образом выжили те евреи, которые были умнее и изворотливее своих соплеменников и единоверцев. Иначе этот народ просто прекратил бы свое существование.
Другое дело — какой ценой дался этот изворотливый, приспособляемый к тяжелейшим обстоятельствам разум. Не пожелаю никакому другому народу такой кровавый отбор.
Конечно, светлой мечтой антисемита всегда было, чтобы евреи тоже исчезли. Но судьба и Бог распорядились по-другому. Евреи, в отличие от множества других столь же древних народов, существуют и, уверен, будут существовать. А ведь огромной опасностью для них было не только физическое уничтожение, но и ассимиляция. Может быть именно зависть и ненависть других народов спасли их от такой беды. Конечно, во многом их спасла и религия, как говорится, спасла суббота. Но ведь большое количество евреев были атеистами. Пожалуй, огромную роль в сохранении еврейства сыграл мудрый постулат, что евреем считается тот, кто рожден матерью-еврейкой. И действительно: кто может точно знать — евреем или не евреем был настоящий отец? Это сейчас, когда существуют генетические тесты, можно точно установить отцовство. Но древние еврейские мудрецы поступили в высшей степени разумно. Ведь сколько евреек было во время кровавых бедствий изнасиловано иноверцами. И с чисто генетической точки зрения разбавление генофонда народа — очень существенная защита от вырождения нации. Посмотрите сейчас на еврейское население Израиля. Лица его граждан так и кричат о разнообразии их этнических корней. Но все эти люди являются евреями.
Если вглядеться в так называемых «палестинцев», то у меня возникают огромные сомнения в их принадлежности к арабской ветви семитской группы. Более типичного еврея по внешности, чем их покойный лидер Ясир Арафат, трудно представить. Невольно возникает мысль: а не случилось ли так, что та часть евреев, которая не была изгнана из Палестины, приняла ислам и сделала арабский язык своим? А что тут странного? Ведь есть же евреи-христиане. И их не так уж мало.
А кто-то из арабов, наверное, принял иудаизм. Есть же арабы-христиане. Почему же не могут быть арабы — иудеи? Религия и нация — близкие явления, но возьмите ту же Боснию и Герцоговину. Все там славяне, но одни христиане, а другие — мусульмане. А немцы? Весь север — протестанты, а юг — католики. А в странах Карибского бассейна с христианством сосуществует африканская религия вуду. И только одному всеведающему и единому Богу известно почему это так.
Теперь от исторических экскурсов перейдем к многострадальной полиэтнической Украине. Читать бредни антисемитов, что евреи какой-то пришлый народ — бессмысленная трата времени. Ровно столько, сколько существует Киев, в нем живут евреи. Это общеизвестный научный факт. Антисемиты говорят, что это,  мол, были не евреи, а принявшие иудаизм хазары. Но, по-первых, иудаизм принял не весь хазарский народ, а только его правящая верхушка, а во-вторых, в хазарском каганате жило довольно много этнических евреев, которые изрядно смешались с местной знатью. И если в Киеве жили хазары, то тогда почему слобода на Подоле называлась жидовской, а не хазарской? Что, киевские князья не знали слова «хазары»?
И вообще, нынешняя непросвещенная публика абсолютно не представляет себе, какое в Киевской Руси было смешение народов. Я не говорю о славянах всех мастей. Но и различных других племен тоже было предостаточно. Хотя бы те же варяги. Так что говорить об этнической чистоте украинцев (да и русских) — совершенно несерьезно. Чего только в нашей крови не намешано. Я вот считаю себя украинцем, за украинскую идею, можно сказать, кровь проливал. Но один дед у меня наполовину немец, а другой дед наполовину крымский татарин. Так что в самом лучшем случае у меня только три четверти украинской крови. Но и это, может быть, не факт. Я ведь не из дворян, так что ничего определенного о своих предках не знаю.
На эту тему есть анекдот. Прибегает в корчму разъяренный Мордко и хватает огромный нож. «Куда ты?» — спрашивают его. «Бегу резать графа Потоцкого!» «За что?» «Он моей Саре сделал очередного ребенка!» «Ну и что? Ты же его графине тоже сделал четвертых детей…» «Ну да! Я ему делал графьев, а он мне жидов пархатых!». И как это ни смешно, в чем-то — правда. Действительно, на этом пересечении исторических дорог происходит всякое.
Как-то после войны на Волыни я зашел в какое-то село и увидел на завалинке двух украинских стариков. По виду типичных, можно сказать, библейских евреев. Я удивился и спросил: «Как же вы немцев пережили?» А они: «А мы ж українці, а не євреї…». Вот так! Я заметил, что многие люди в старости становятся похожими на евреев. Только по выговору и можно отличить. Но что выговор? Это только в Украине у евреев сохранился больший или меньший акцент. А вот в Москве, а еще более в Питере, только из уст евреев услышишь идеально чистую литературную русскую речь. Ну еще, разумеется, такое наблюдается у очень узкой прослойки российской интеллигенции. Почему — не знаю. Но это факт. (И второй факт: коренные одесситы любой национальности говорят с сильным еврейским акцентом).

Мендель БейлисГордостью русской литературы стали евреи Пастернак, Мандельштам, Бродский и многие другие. А детская литература? Самуил Маршак, Агния Барто, Лазарь Лагин, написавший знаменитого «Старика Хоттабыча». Я уже не говорю о Михаиле Светлове, Эдуарде Багрицком, Павле Антокольском, Василии Гроссмане., Илье Эренбурге и многих других писателях советских времен.
Никак не могу понять, почему некоторые украинцы так ополчились на евреев. Ведь в «органах» служило немало представителей и других народов. В конце концов их возглавлял не только еврей Ягода, а и поляки Дзержинский и Менжинский, грузин Берия, русские Ежов, Меркулов, Абакумов. И все они проводили репрессии в Украине. Не говоря уже о том, что направлял их всех грузин Иосиф Сталин. Да и страшный Голодомор осуществлял не еврей Каганович, а русский Постышев и поляк Косиор. Ну были, конечно, в НКВД и евреи. Однако кроме них там служили и представители многих других национальностей. А в Средней Азии в основном в НКВД свирепствовали украинцы. Имели ли тогдашние чекисты какие-то национальные убеждения? Крайне сомневаюсь.
Но с другой стороны, у отдельных евреев тоже сложились необъективные предубеждения по поводу украинцев. Я отбрасываю давние времена, когда восставшие крестьяне убивали евреев. До настоящих угнетателей — польских магнатов трудно было дотянуться, а евреи тут, под рукой. На поляков поднимались только во время крупных народных восстаний. Все тут понятно. И вспоминать кровавую хмельниччину не имеет смысла. Да и кто только не преследовал евреев! Инквизиторы в Западной Европе, русский царизм с его «чертой оседлости» и погромными союзами «русского народа» и «Михаила Архангела»; нацистская Германия, принесшая евреям Холокост. Но почему-то большая ненависть вылилась на головы украинских националистов. Ну ладно, Самуил Шварцбард стрелял в Симона Петлюру. И то, думаю, по заданию ЧК. Правда, не исключено, что он был душевно травмированным погромами человеком. Хотя Петлюра не был антисемитом. Другое дело, что ничего толком сделать не мог, хотя угрожал погромщикам смертной казнью. Но почитайте «Первую конную» Бабеля. Разве в Красной Армии не было антисемитов, несмотря на то, что ее возглавлял еврей Троцкий? Я уже не говорю о деникинцах. Прочитайте, что говорил Зеев Жаботинский о Петлюре. Но что там Жаботинский… Вот передо мной серия открыток, выпущенная еврейскими организациями с высказываниями выдающихся людей против антисемитизма. Здесь Фридрих Ницше, Август Бебель, Василий Гроссман, Станислав Ежи Лец, философ Сергей Булгаков и… Симон Петлюра. Что он говорит: «Избегайте провокаций, а с провокаторами, кто сам чинит погромы и подбивает тех, кто слабее нас, будьте беспощадны!». Это был толерантный, интеллигентный человек. Как и Грушевский, как и Винниченко, который был женат на еврейке, и всю жизнь прожил с ней.
Ладно Шварцбард, но почему нынешние весьма образованные активисты заявили протест против переименования улицы Коминтерна в улицу Петлюры? Что, значит лучше, чтобы оставалась улица Коминтерна? Зачем евреям вмешиваться в чисто украинские национальные дела? Ведь если вина Петлюры в еврейских погромах сомнительна, то вина Богдана Хмельницкого несомненная. Тогда почему они не требуют переименования улицы имени этого гетьмана и сноса ему памятника?
Уже известно, что не участвовал в расстрелах в Бабьем Яру пресловутый буковинский курень, который был сформирован только в декабре 1941 года. Но тем не менее, он кочует из публикации в публикацию. Это такая же «мулька», как и печально известное сообщение в «Сельских вестях» о 300 тысячах евреев— эсесовцах. Были ли среди украинских националистов антисемиты, которые принимали участие в уничтожении евреев? Конечно, были. Но разве их не было среди русских? Я уже не говорю о немцах. Не странно ли это? Не был Бандера, а тем более Шухевич, антисемитом. Не был. И как таковые бандеровцы не принимали участия в акциях против евреев. И с антисемитскими призывами выступали не они, а совсем другая ветвь ОУН — мельниковцы. Это в их газете «Українське слово» во время оккупации постоянно печатались юдофобские статьи. Мне некоторые знакомые евреи говорят: «Какая разница! Ведь и те националисты, и другие!» Но тогда какая разница — русские антисемиты-монархисты или Лев Толстой и Короленко? Ведь и те, и другие русские. И разве все немцы были нацистами? И разве сионисты не являются националистами? Мне говорят: «Но они же только отстаивают право своего народа на национальную территорию!». Однако украинские националисты боролись за это же самое. Почитайте бандеровскую программу 1943-го года. Там четко сказано о праве всех национальностей, населяющих Украину, на все свободы, какими обладают украинцы.
Я вообще не знаю двух других таких народов, как украинский и еврейский, которые так бы дополняли друг друга с взаимной пользой для обеих сторон. Когда в конце 20-х — начале 30-х годов проводилась так называемая «украинизация», первыми на нее откликнулись… евреи. И это естественно: многие из них были выходцами из штетлов черты оседлости и русского почти не знали, говорили на идиш и украинском. Более  того — почти все корректоры в украинских издательствах, прекрасно знавшие украинский язык, были евреями, вернее, еврейками. Я не могу забыть, как шел по улице со своим другом Сашей Шлаеном и мы встретили старую еврейку, которая радостно бросилась к нему: «Саша! Ты ведь знаешь, что моя Циля уехала в Канаду… Так она в письме просила спросить у тебя, может ли она себе позволить работать корректором в украинской националистической газете. Ведь она была корректором на  комбинате печати «Радянська Украина…». «А почему нет? — ответил Саша, — если, разумеется, те ей будут хорошо платить». «Но она говорит, что там иногда печатают антисемитские статьи…». «Господи! — воскликнул Саша. — Они ведь все равно будут их печатать. Так с Цилей будут их печатать без ошибок!..». Это, конечно, юмор. Хотя и чистая правда. Я, разумеется, не призываю подыгрывать антисемитам. Но не стоит обеим сторонам выискивать поводы для конфронтации. Мне почему-то кажется, что несмотря на пылкую любовь к своей исторической родине, очень многие евреи, если когда-нибудь экономика Украины стабилизируется, начнут переезжать именно сюда. Так было испокон веков, так, думаю, будет и впредь. Евреи ведь очень разные. И если для некоторых естественной средой обитания является Израиль, а для других США, то есть такие, которым комфортнее всего жить в Украине. И таких немало. Так что, мне кажется, не нужно раздувать пламя вражды. Как говорится, даже плохой мир лучше самой хорошей войны. Что вспоминать прошлое? Что делить? Меня может быть осудят иные мои соплеменники-украинцы, но я твердо уверен, что нам в управлении государством очень не хватает острого, находчивого еврейского ума. И крайне печально, что часто евреев отстраняют от руководства не из-за убежденного антисемитизма, а исключительно из-за боязни конкуренции с их стороны. А это умственно обедняет нашу правящую верхушку. И, увы, те евреи, которые сегодня обладают огромными капиталами, совсем не те евреи, кто может вывести страну из перманентного кризисного состояния. Для того, чтобы нахватать много денег, нужно, конечно, иметь ум. Но совсем не тот, который призван заботиться не только о себе, а и о стране в целом. К сожалению, это, как говорил Остап Бендер, «медицинский факт».
Но я оптимист и надеюсь на лучшее. Во всем. В том числе и в отношениях между двумя нашими народами.
Осенью 2012 года исполняется 100 лет со дня всемирно известного судебного процесса над ни в чем не повинным киевским евреем Менделем Бейлисом. На этом процессе были блистательно разгромлены все антисемитские аргументы российских черносотенцев. Я написал сценарий восьмисерийного документально-игрового фильма об этом, так как все клеветнические вымыслы тогдашних юдофобов в ходу и теперь. Даже бред об использовании евреями в ритуальных целях крови христианских младенцев. И проповедуется эта чушь не где-нибудь в глухих российских деревнях, а у нас в Севастополе. Об этом недавно писали газеты. Я уже пятнадцать лет стремлюсь поставить фильм на эту животрепещущую тему. Но тщетно. Ни один состоятельный еврей (я уже не говорю об украинских официальных властях) не спешит выделить средства на это нужное дело. А такой фильм был бы полезен вдвойне: не только разоблачением антисемитских бредней, но и тем фактом, что Бейлиса оправдали 12 верующих украинских крестьян под напором неоспоримых фактов, приведенных его блистательной защитой. Разве это не пример для подражания? Но, увы и ах, относительно небольшие средства на фильм я добыть не в силах.
Холокост — это несомненно ужасно. Но ведь многое предшествовало ему. В том числе черносотенная травля евреев в царской России. Вся идейная подоплека антисемитизма создавалась именно тогда. Не глупость ли, не легкомыслие забывать об этом и не использовать научную аргументацию экспертов и блистательные выступления лучших адвокатов Российской империи, благодаря чему были разбиты в пух и прах зловещие антиеврейские мифы? Я бы с удовольствием снял такой фильм. Но, к моему удивлению, оказалось, что это нужно только мне…

Александр МУРАТОВ, кинорежиссер и публицист