СО СВОИМ ПРАЗДНИКОМ В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ…

Михаил ГОЛЬДЕНБЕРГ, Председатель Николаевской областной еврейской общины | Номер: Январь 2012

Меня пригласили на зажигание ханукии. Это очень приятно и почетно. Находясь у ханукального огня, несущего свет очищения и память освобождения от навязывания нашему народу чуждой культуры и религии, ощущаешь святость этого праздника.
Но в конце присланного приглашения читаю о месте установки светильника. Оказывается, он зажигается на центральной улице города. Украинского города, православное большинство которого отнюдь не склонно отмечать религиозные еврейские праздники. Тем более тот из них, в котором религиозная составляющая связана именно с этим светильником.
Итак, меня приглашают праздновать событие, которое более двух тысяч лет тому назад освободило еврейский народ от чуждого культа. Но при этом подобной формой празднования невзначай несут свет своей религии народу, принявшему нашу диаспору на своей земле, которая хранит свою культуру и религию.
Перед зажиганием свечей я должен произносить слова благословения Всевышнему, повелевшему нам зажигать ханукальный светильник. Но Его повеление разъяснено нам в Вавилонском Талмуде, где предписано зажигать его возле дома, что и делают в Эрец Исраэль, а более поздняя традиция предписывала в диаспоре зажигать его в доме у окна, о чем указывается и в 131 главе книги «Кицур Шулхан Арух», где говорится:
«Согласно первоначальному постановлению мудрецов, ханукальные светильники следует зажигать у входа в дом, чтобы напомнить или дать возможность узнать людям, проходящим по улице, о чуде, совершенном Всевышним для нас. Именно так поступали в эпоху Мишны и Талмуда. Однако с тех пор, как изгнанные с Родины евреи живут среди других народов, постепенно распространился обычай зажигать ханукальные светильники в доме.
Принято ставить ханукальный светильник на стул в проеме двери с левой стороны от входящего, чтобы мезуза находилась напротив ханукального светильника, с правой стороны от входящего».
И здесь моя светскость абсолютно совпадает с ортодоксальным отношением к повелениям Всевышнего зажигать ханукальный светильник все восемь дней в своем доме, либо в синагоге. Так как же быть с этим приглашением?
Как рассказывает сайт Ханука.ru, «… перипетии далеких событий Хануки повторяются и в наши дни. И сегодня, так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с «чистым маслом еврейства» в своей душе. И порой необходимы мужество и решимость, чтобы зажечь его, но именно тогда этот слабый огонек разгорится в яркий свет еврейской веры…».
И с этим нельзя не согласиться, отметив лишь, что повторяются также и перипетии событий, предшествовавших Хануке. Не повторяем ли мы ошибки греческих завоевателей, разжигая свой огонь у чужого святилища? И в наши дни тоже нужны мужество и решимость. Но они нужны еще и для того, чтобы назвать вещи своими именами и вернуть священный свет хануки с чужих улиц в свои дома, чтобы дать разгореться праведному огню в наших сердцах и душах, не обжигая им тех, чьи культура и религия этот огонь не приемлют.
Словом, я не принял это приглашение. И вечером 20 декабря вместе со своей семьей и друзьями совершил мицват нер Ханука по еврейской традиции у себя дома. И всем еврейским семьям и в будущем желаю светлого праздника, смысл которого еще раз подсказывает нам правоту слов Иегуды-Лейб Гордона: «Будь евреем в шатре своем и человеком (гражданином), выходя из него…».