БУДЕМ СПАСАТЬ ИЛИ ПУСТЬ УМИРАЕТ?

Марк Файнер | Номер: Декабрь 2014

Idis_1«Быть или не быть, вот в чем вопрос!…». Этот гамлетовский монолог как нельзя лучше подходит сегодня к состоянию еврейского языка (идиш) и культуры. И состояние это, на наш взгляд, является отражением кризиса, который переживает мировое еврейство. За возрождением нашего святого языка иврита, повышением уровня жизни, успешным бизнесом, великими научными открытиями этот кризис, возможно, и не заметен, но он зреет, созревает коварно, без болезненных симптомов. И основная причина кризиса, по-видимому, состоит в отходе нас от нашей веры и культуры, в забвении их большинством евреев. Дело здесь вовсе не в пережитой Катастрофе (из которой, к сожалению, мы не сделали многих выводов), и не в Галуте (он не в территории, а в душах людей). Кризис в нашем равнодушии к судьбе еврейства, к идишкайт. Что-то подобное было и в минувших столетиях, когда желание занять более престижное положение в обществе, болезненные амбиции и корыстолюбие привели значительную часть еврейства к вероотступничеству, а отдельных ее представителей и к откровенному антисемитизму. Расплата не заставила себя долго ждать. Забвение родного языка мамэ-лошн – успешная карьера – стыд за свою национальную принадлежность – вероотступничество – антисемитизм: таков путь деградации еврейства. Что ж, первые шаги уже сделаны. Не пора ли остановиться, господа? И чтобы остановить это процесс, мы со своими единомышленниками уже четверть века упорно, хотя без особых успехов, пытаемся возродить мамэ-лошн, идишкайт на территории Украины и других стран.

Во-первых, огромная запоздалая благодарность, благословенно будет их имя, моим учителям, коллегам и помощникам Исаю Клейману, Иосифу Бургу, Марку Дерберендикеру, Иосифу Торчинскому, моим родителям Нехаме бат-Мендл (Коэн) и Шике бен-Шае, а также ныне здравствующим друзьям-поэтам, композиторам и исполнителям еврейской музыки Леониду Затуловскому, Тамаре Севернюк, Александру Василенко, Виталию Колодию, Татьяне Самае, соавторам еврейских публикаций Анатолию Кержнеру и Карине Широких, умелому организатору еврейских культурных мероприятий Аркадию Монастырскому.
Мое же имя мало что скажет большинству евреев и совсем не потому, что я недостаточно занимаюсь еврейской тематикой, а потому, что, по-видимому, эта тема очень многим безразлична и невыгодна. Что же касается еврейских организаций, то их больше привлекает иврит, политика, прислуживание власти и бизнесу, где за это можно получать хоть какое-то вознаграждение, а не расходовать, как на идишкайт, свои деньги. Это же относится и к правительству, хотя при всем своем чиновничьем безразличии оно сделало для возрождения мамэ-лошн больше, чем все еврейские организации вместе взятые. Да и нет у меня, технаря и бездарного филолога, особых личных амбиций. Нет и корысти в самой деятельности, так как за 25 лет работы в этом направлении получил всего 800 гривень гонорара за проведенные лекции. О своем же личном финансовом вкладе предпочитаю молчать. Другое дело – профессиональная деятельность, где есть и известность, и амбиции, и приличный заработок.
Но главное в том, что эта работа нужна людям так же, как и профессиональная деятельность. Результативность и эффективность ее – яркое тому свидетельство.
Что же для меня идиш и еврейская культура? Ответ прост и ясен – МАМЭ-ЛОШН! И этим все сказано. Большой грех предать забвению наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, но еще больший грех, на мой взгляд, забыть своих родителей и сознательно отказаться от родного языка. Таких людей Григорий Полянкер называл перевертышами.
Каково же состояние проблемы? Плачевное, но плакать не нужно. Да и слезы эти, в большинстве случаев, крокодильи. На вопрос представителям еврейских организаций: «Как у вас с родным языком идиш?» часто слышу ответы: «Наш родной язык иврит» (и его мы не знаем, и на нем не общаемся – М.Ф.), «А кому идиш нужен?», «А какой смысл (читай «выгода» – М.Ф.) его изучать?», «Это же умирающий язык!», «А он уже давно умер!» Да не радуйтесь, господа, и не рыдайте, пользуясь выражением Марка Твена, слухи о его смерти несколько преувеличены. Сегодня в мире более 2 миллионов человек разговаривают на идиш и считают его (как и автор) своим родным языком. Действительно, состояние идиш болезненное, возможно даже очень тяжелое и предсмертное, но – излечимое. Представьте себе ситуацию, что (не дай Б-г) тяжело больна ваша мама и вы, вместо того, чтобы ее спасать, будете бездействовать, жалеть деньги на лечение и только плакаться или радоваться. Вот такая у нас ситуация с мамэ-лошн. Так какие же мы после этого дети, какие мы евреи? Еще хуже, когда создается, как при советской власти, видимость благополучия и громко звучат лозунги о нашей преданности родному языку.
Причин болезни много: это и Катастрофа, и государственный антисемитизм времен СССР, и «благородная» языковая политика правительства Израиля, и бездеятельность власти. Но главная причина – это наша внутренняя национальная бессознательность, порожденная всеми этими факторами и безразличием. Безусловно, все еврейские родители обязаны были научить своих детей Торе и алеф-бейс. И такая возможность (естественно, без афиширования) была практически у всех евреев даже при советской власти. Во всяком случае, за это не убивали и не сажали в тюрьму, правда, могли пришить ярлык «сиониста», чреватый отказом приема в аспирантуру, получения ученого звания, сдвигом очереди на квартиру, запретом на занятие руководящих должностей, различными мелкими пакостями. Но, к сожалению, далеко не все евреи выдержали эти испытания и сделали свой выбор. Кстати, именно эти евреи, которые в свое время сторонились своей еврейской принадлежности, теперь пытаются преждевременно похоронить живьем мамэ-лошн и интенсивно изучают иврит как более полезный, а не духовно необходимый.
Надеюсь, что когда в Израиль приедет большинство ашкеназим, усилием которых в значительной степени было создано и успешно функционирует это государство, как на Святую Землю, а не по необходимости или запасной аэродром, идиш станет здесь одним из государственных языков, так как в нем тысячелетняя история всемирных достижений и трагедий еврейского народа. Верю в то, что идишкайт возродится и в Украине как серьезный культурный пласт страны. Но для этого нужно потрудиться, а не пиариться. Потрудиться мудро, системно, последовательно и с преданностью делу.
Прекрасно понимаю, что одними призывами и усилиями энтузиастов одиночек проблему не решить. Не решить ее и общественным организациям. Да и смысл этих организаций без возрождения идишкайт не совсем ясен. Короче, без участия государства, к сожалению, все наши усилия обречены на провал. Но и без нашего участия государство эту проблему решить не сможет.
Еще 15-20 лет назад я наивно полагал, что для возрождения мамэ-лошн достаточно будет одного призыва, звучания еврейских песен и клезмерской музыки. Но увы, болезнь оказалась очень запущенной, и уже многие люди даже старшего поколения предпочитают звучанию идиш русские романсы, еврейской поэзии – английскую, украинскую, русскую. Не помогают и учебные пособия, разговорники, еврейские спектакли (на нееврейском), музыкальные фестивали, выступления отдельных художественных коллективов и солистов, учрежденная правительством премия им. Шолом-Алейхема. Правда, кое-какие результаты дают отдельные занятия в еврейских школах и детских садиках, общение на идиш в синагогах, например, в Запорожье и Черновцах, но это все, скорее, исключения. Не решает проблему и возросший академический интерес к идиш во многих университетах Израиля, США, Канады и других стран. А нам бы для начала хоть самую малость: чтобы идиш стал разговорным, хотя бы семейным и в общении евреев между собой, чтобы евреи начали интересоваться и полюбили еврейскую литературу, еврейские песни, еврейскую историю, еврейский образ жизни. И это, на наш взгляд, самый надежный путь в еврейство, возвращение к вере.
Бесполезными оказались и многочисленные семинары по идиш. Деньги на ветер – таков вывод из всех этих бессистемных и непоследовательных мероприятий.
На наш взгляд, проблему возрождения мамэ-лошн и культуры идиш, а вместе с ней – возрождения и прогресса еврейства, можно решить только совместными системными усилиями правительства, еврейских общественных организаций, синагог, благотворительных фондов и самих граждан. Нужна долговременная (лет на 15-20) программа возрождения идишкайт, обеспеченная соответствующим гарантированным финансированием для подготовки учителей, работников культуры, научных кадров, функционирования учебного процесса и пропаганды еврейской культуры. Вообще-то, если посчитать сколько денег тратится евреями на политические игры, разовые благотворительные самопиарные акции, содержание разных функционеров и авантюристов, которые имеют к еврейству весьма отдаленное отношение, увеселительные мероприятия в некошерных ресторанах с некошерными девочками, то их бы с лихвой хватило на возрождение еврейского языка и литературы. Но увы!
Каков же, на наш взгляд, алгоритм действий? Прежде всего, нам необходимо напомнить евреям, что без родного языка (и иврит, и идиш) они неполноценная нация. Привлечь внимание к идишкайт, создать мотивацию. И для этого денег много не надо, хватит и энтузиазма общественных организаций, если только они не кормушка для функционеров, не бизнес-клубы и самопиарные именные компании. Кстати, вопрос еврейских организаций отдельный. Многие национальности, насчитывающие сотни тысяч граждан, имеют всего по 2-3 организации и ни одного представителя в Верховной Раде Украины. И в то же время берегут и развивают свой язык и литературу. А мы на 80 тысяч евреев имеем десятки организаций и депутатов, которые никак не влияют на родной язык и литературу.
Ошибочно думать, что стоит только бросить клич, и все евреи побегут изучать идиш. Уж очень много наши люди приняли антиеврейских прививок, чтобы уже завтра начать возвращаться к своему еврейству (с подачками и «шаровыми» мероприятиями намного проще). Безусловно, нужно финансирование, но не на подачки и формальные мероприятия, а целенаправленное с обеспечением строгого контроля над эффективностью расхода средств. Теперь сколько? И это тоже очень важный вопрос обсуждаемой проблемы. Сколько денег может выделить государство на возрождение еврейского языка и литературы, в состоянии ли правительство организовать в 3-4-х университетах страны кафедры еврейского языка и литературы и соответствующие научные центры, обучение идиш в еврейских школах и дошкольных учреждениях? На наш взгляд, такие возможности при соответствующей финансовой поддержке и желании есть в Черновицком национальном университете им. Ю. Федьковича, Киевском университете им. Б. Гринченко, Киево-Могилянской Академии, Международном Соломоновом университете, Одесском национальном университете им. К. Ушинского. Сможет ли правительство реализовать право евреев (да и других национальностей) на изучение родного языка или это право легитимно только при 15-ти заявлениях родителей школьников?
Серьезный вопрос и к нашим религиозным организациям: смогут ли раввины (которые, кстати, хорошо владеют идишем) обеспечить функционирование мамэ-лошн в синагогах, организовать обучение детей кашруту (как-то несовместимо изучать еврейский язык и питаться свининой), еврейской традиции в светских школах, и сколько для этого нужно?
А сколько может выделить на это благородное дело правительство Государства Израиль, сможет ли взять на себя подготовку и переквалификацию преподавателей в своих университетах? Надеюсь, не останутся безучастными к проблеме возрождения исчезающего языка и международные фонды, и правительства других стран.
И сколько могут выделить из своего бюджета на эту мицву наши небедные спонсоры и рядовые граждане еврейской национальности? Не хочу обнародовать примерную цифру. И не потому, что она очень большая, а чтобы кто-то не сказал, что пусть лучше умирает больная мамэ-лошн.
Итак, главный вопрос: пусть умирает или будем спасать? Это вопрос нашей национальной совести и морали. Вопрос и к тем, при молчаливом согласии которых уничтожались наш родной язык и национальная культура. Не думаю, что из-за умственной и нравственной отсталости отдельных наших лидеров и граждан, их жадности и безразличия умрет вполне излечимый и нуждающийся в нашей помощи мамэ-лошн.