Погром в Яффо

| Номер: Июнь 2016

95 лет назад произошла самая массовая резня с момента образования нового ишува в Эрец Исраэль

Иерусалим во время погрома 1920 года.

Иерусалим во время погрома 1920 года.

Задолго до «оккупации исконно арабских земель» и перевода определения «палестинец» с евреев на арабов, произошла резня, открывшая кровавый счет арабского террора против еврейского населения Эрец Исраэль. Нападения бывали и прежде, но со столь массовой и убийственной «акцией» евреи столкнулись впервые.
Случилось это впервые в 1920 году и получило название «Первого палестинского восстания» или «бунта Неби Мусы» (это было на празднование дня рождения пророка Мусы — он же наш Моше-рабейну, узурпированный мусульманами). 4 апреля толпа под руководством будущего соратника Адольфа Гитлера — иерусалимского муфтия Амина аль-Хусейни, — а также Арифа аль-Арифа, двинулась по направлению к Еврейскому кварталу Иерусалима. Поскольку британские войска предпочли поначалу не вмешиваться, отпор погромщикам дал отряд еврейской самообороны. Тем не менее, увы, не обошлось без жертв: погибли четверо евреев, а ранения получили почти 200. Многие дома были разграблены и несколько синагог — сожжены.
В те же дни якобы неорганизованные арабские погромщики напали на Метулу, кибуцы Дгания Бет, Менахемия и Айелет а-Шахар (в последний перебрались уцелевшие защитники форпоста Тель-Хай, разгромленного за месяц до этого).

Как ни странно, британские власти бросили за решетку за это не Амина аль-Хусейни, а Зеэва Жаботинского, которого обвинили в подстрекательстве. Он был приговорен к пятнадцати годам тюремного заключения. Правда, через три месяца его освободили.
Но наша публикация посвящена не столько первому погрому, сколько годовщине второго, куда более кровавого. 95 лет тому назад — 1 мая 1921 года — начались крупнейшие в истории еврейского движения арабские погромы против евреев.
На общежитие олим в Яффо, принадлежащее сионистской организации, напала разъяренная толпа арабских погромщиков. Как сообщает Википедия, в здании находилось около ста человек, включая прибывших на первомайские праздники за несколько дней или недель до этого. Они попытались забаррикадировать ворота, но нападавшие сумели их открыть. Вслед за бросанием камней последовали взрывы бомб и ружейные выстрелы. Еврейские жители общежития попрятались в разных комнатах.
Прибывшая полиция не стала стрелять и разгонять толпу, а, напротив, устремилась к зданию и атаковала евреев. Один из репатриантов был застрелен полицейским (как вы догадываетесь, отнюдь не англосаксом) с близкого расстояния во внутреннем дворе, другие были заколоты и избиты палками, которыми орудовали погромщики. Пять женщин бежали от «стража порядка», стрелявшего из пистолета; три смогли спастись. Полицейский загнал двух женщин в угол и попытался изнасиловать, но и они, несмотря на стрельбу, сумели убежать. Четырнадцатилетняя девочка и несколько мужчин с трудом покинули здание, но они были настигнуты и избиты до смерти железными прутьями и деревянными досками. В нападении на общежитие погибло 14 человек.
Вскоре насилие достигло района Абу-Кабир. Еврейская семья Йицкера владела молочной фермой в этом районе, где они сдавали в аренду комнаты. Во время беспорядков поэт Йосеф Хаим Бреннер, один из пионеров современной еврейской литературы, находился дома. 2 мая 1921 года, несмотря на предупреждения, семьи Йицкер и Бреннер отказались покидать ферму и были убиты. Убийцы не пожалели ни сына-подростка Йицкера, ни людей, снимавших здесь комнаты.
Как и во время беспорядков в Неби Мусы за год до того, толпа разрывала стеганые одеяла и подушки жертв, ломала и крушила все на своем пути. Некоторые арабы защищали евреев, и предлагали им убежище в своих домах; многие свидетели узнавали в нападавших и убийцах своих соседей. Впоследствии все вспоминали, что в разбое участвовали арабские полицейские.
Верховный комиссар Герберт Самуэль объявил чрезвычайное положение, ввел цензуру в печатных изданиях и обратился за подкреплением в Египет. Генерал Алленби послал два эсминца в Яффо и один в Хайфу. Самуэль встретился с арабскими представителями и попытался их успокоить. Муса Казим аль-Хуссейни был уволен с поста мэра Иерусалима из-за его участия в беспорядках за год до этих событий. Тот потребовал приостановить алию. Самуэль согласился; двум или трем лодкам с 300 евреями на борту не разрешили подплыть к берегу, и вынудили их возвратиться в Стамбул. Племянник Мусы Казим аль-Хуссейни, Хай Амин аль-Хуссейни, был назначен Великим Муфтием Иерусалима. Это решение позже вызвало много критики.
Волнения продолжились, и в течение нескольких дней распространились на соседние города Реховот, Кфар-Сабу, Петах-Тикву и Хадеру. Британское руководство, решив остановить насилие, выслало самолет, который сбрасывал бомбы, чтобы защитить еврейские поселения от арабских налетчиков.
Бунт привел к смерти 47 евреев и 48 арабов. Были ранены 146 евреев и 73 араба. Большинство жертв среди арабов — результат столкновений с британскими силами, пытавшимися  восстановить порядок. Тысячи еврейских жителей Яффо бежали в Тель-Авив и были временно размещены на пляже в палаточных городках. Тель-Авив, который ранее добивался независимого статуса, стал отдельным городом частично благодаря этим беспорядкам. Однако Тель-Авив все еще зависел от поставок провизии из Яффо, с ним были тесные связи в сфере услуг, и он был местом работы большинства жителей нового города.
Жертвы были похоронены на кладбище Трумпельдор. Газета «а-Цфира» сообщила, что митинги по всей стране отложены, все торжества по поводу Первомая отменены, школы закрыты на четыре дня. Газеты 3 мая вышли с черными рамками.
Когда три еврея, включая полицейского, были осуждены за участие в убийстве арабов, последовал международный протест. Хотя Верховный Суд в конечном счете признал их действия самозащитой, инцидент говорил о кризисе доверия между еврейской общиной и британской администрацией.
Троих арабов судили за убийство Бреннера, но оправдали, сочтя улики недостаточными. Участвовавший в погроме полицейский Туфик Би аль-Саид, вынужденный расстаться с должностью, был застрелен на улице кем-то из ветеранов движения «а-Шомер».
Когда сегодня арабы и их сторонники заявляют, что террор — это ответ на оккупацию палестинских земель, это двойная ложь. Во-первых, потому что они встретили терактами евреев задолго до создания государства Израиль и побед ЦАХАЛа. Во-вторых, потому что нельзя оккупировать землю, не принадлежавшую другому государству, к тому же нонсенсом является называть иудеев оккупантами Иудеи. И, в-третьих, потому что «палестинский народ» был придуман только в шестидесятые годы прошлого столетия, а палестинцами во времена турецкого и британского владычества порой называли представителей еврейского ишува.
Но кого волнует, когда начали проливать еврейскую кровь? Юдофобия застит глаза всем, кто не желает видеть, что происходило на этом клочке суши в течение последнего столетия, и, увы, происходит поныне.

Автор: Авшалом КАЛУА