Корни Израиля в Украине
История евреев в Украине уже перешагнула за двухтысячелетний рубеж. За это время в Украине зародились многие еврейские начинания – от древних манумиссий (документ об освобождении рабов) до хасидизма.
Бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес во время пребывания в Украине в 1995 году отмечал, что «в силу разных причин сам дух Израиля был рожден в Украине».
Возможно, что этот дух появился еще при декабристах. Членом Северного тайного общества декабристов был Григорий Перетц, сын петербургского банкира, видного русско-еврейского общественного деятеля Абрама Перетца. Именно с подачи Григория декабристы использовали в своей тайной переписке ивритские буквы в качестве шифровального алфавита, а также выбрали своим паролем ивритское слово «херут», что значит «свобода».
Руководитель Южного общества декабристов Павел Пестель, проживавший в Тульчине, был автором конституционного проекта, в котором в частности говорилось, что формально получающие равные права евреи имеют право переселения в Малую Азию (под охраной 100-тысячной армии) для создания там собственного государства.
После погромов 1881 года одесский врач Леон (Йехуда Лейб) Пинскер в 1882-м издал на немецком языке брошюру-воззвание «Автоэмансипация! Воззвание российского еврея к своему народу». Поддержка этой идеи со стороны евреев обусловила возникновение движения «Ховевей Цион» («Любящие Сион»), выступавшего за создание собственного еврейского государства.
В августе 1883 года Леон Пинскер встретился в Одессе с профессором Гейдельбергского университета Германом Шапиро и Максом Мандельштамом из Киева, с которыми он позднее и основал «Ховевей Цион». 6-11 ноября 1884 года в Катовице состоялась конференция, на которой и была создана «Ховевей Цион». На этой конференции Леон Пинскер выступил за создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине, и он же стал руководителем одесского комитета организации. В Одессе Пинскер собирал пожертвования и помогал желающим эмигрировать в Палестину.
Тогда же была создана организация Би?лу (также Палестинские пионеры) — движение, целью которого было сельскохозяйственное заселение Земли Израиля. Участники движения называли себя «билуим». Название «билу» составлено из начальных букв слов библейского стиха «Бет Я‘аков леху ве-нелха» («Дом Иакова! Вставайте и пойдем!», Ис.2:5), послужившего призывом к переселению в Эрец-Исраэль.
В июле 1882 года первая группа пионеров Билу прибыла в Османскую Палестину. Группа состояла из 14 студентов (13 юношей и девушка) из Харькова под предводительством Исраэля Белкинда, впоследствии ставшего писателем и историком. После краткого пребывания в еврейской сельскохозяйственной школе в Микве Исраэль, они объединились с «Ховевей Цион» и основали Ришон ле-Цион («Первый в Сионе») — сельскохозяйственный кооператив на земле, приобретенной у арабской деревни Аюн Кара. Через несколько месяцев группа покинула это место из-за засухи, болезней и финансовых проблем, но вскоре получила помощь от баронов Ротшильда и Гирша, которые профинансировали организацию винного производства. В 1886 году в Ришон ле-Ционе началось строительство винодельни, которая впоследствии оказалась очень успешной.
Первая группа Еврейской социал-демократической рабочей партии «Поалей Цион» («Рабочие Сиона») на территории России была образована в 1900-1901 годах в Екатеринославе по инициативе еврейских публицистов Б.Борохова и Ш.Добина. Вскоре организации сионистов-социалистов «Поалей Цион» возникли в Варшаве, Вильно, Витебске, Двинске, Одессе и других городах Российской империи.
В декабре 1905 года в Бердичеве на конференции «Поалей Цион» Юго-Западного края произошел раскол на почве понимания вопроса национальной автономии в диаспоре. В результате раскола часть участников (так называемые «сеймовцы») образовали СЕРП (Социалистическая еврейская рабочая партия). Ортодоксы (во главе с Бороховым), главное свое внимание уделявшие сионизму и признававшие национальную автономию в галуте (жизнь евреев вне земли предков) второстепенной задачей, созвали в Полтаве в феврале 1906 года Всероссийский съезд и подтвердили наименование Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей Цион».
В середине 1906 года в партии насчитывалось около 16 тысяч членов. Партия имела свои печатные органы – газету «Еврейская рабочая хроника» (Полтава), журнал «Молот» (Симферополь), а также издания на идиш — газеты «Дос идише арбетерворт» («Еврейское рабочее слово», Ченстохова, Варшава), «Дер пролетаришер геданк» («Пролетарская мысль», Вильно), журнал «Форвертс» («Вперед», Вильно). Все эти издания были закрыты властями, а их редакторы были привлечены к суду.
Родившийся в Полтавской губернии Бер Борохов – еврейский политический деятель, идеолог рабочего сионизма, один из лидеров движения «Поалей Цион» – стал основателем Сионистского социалистического рабочего союза, целью которого была организация еврейской самообороны и защита интересов еврейских рабочих. Новая организация подверглась критике как со стороны руководства российских социал-демократов, так и со стороны классических сионистов, возражавших против объединения национальной и классовой деятельности. В 1903 году Борохов был делегатом VI Сионистского конгресса в Базеле, где стал одним из самых последовательных противников Угандской программы и вместе с Менахемом Усышкиным отстаивал идею еврейского национального дома в Палестине. Через два года он участвовал в VII Сионистском конгрессе, а в 1906 году разработал новую идеологическую линию «Поалей Цион». По его инициативе движение стало называться Еврейской социал-демократической партией Поалей Цион, секретарем которой Борохов оставался до конца своей жизни.
Накануне Февральской революции в партии состояло 2,5 тысячи членов. Весной-летом 1917 года ее численность увеличилась до 16 тысяч человек. Политический курс партии в этот период был близок к левоменьшевистскому. Все свои надежды поалейционисты возлагали на Учредительное собрание, призванное дать ответ на коренные вопросы революции. Осенью 1917 года партия вступила в политический блок с меньшевиками-интернационалистами. Октябрьский переворот члены партии встретили враждебно, требовали перехода власти к Учредительному собранию, но отвергали насильственные методы борьбы против Советов. В Украине поалейционисты входили в правительства Центральной рады и Директории.
Враждебная деятельность большинства членов партии по отношению к Советской власти привела их к исключению из состава Советов различных уровней в июне 1918 года, но все же за «Поалей Цион» было сохранено право на легальное существование. Деятельность партии проходила в условиях постоянных расколов и фракционной борьбы. С 1917 года лидером правого крыла партии стал С.И.Гольдельман. Левое течение впервые оформилось на III съезде «Поалей Цион» в августе 1917 года. С 1918-го лидером поалейционистов стал секретарь ЦК Н.И.Бару. При этом партия продолжала издавать журналы «Еврейская рабочая хроника» (1917-1918, Петроград), «Борьба» (1918-1920, Москва), «Еврейская пролетарская мысль» (1919-1926, Киев-Москва).
Сионистские организации, которые функционировали при Центральной Раде под руководством П.Скоропадского, немцев и деникинцев, испытали сокрушительный удар от большевиков. Значительная часть антисионистских мероприятий проводилась по инициативе прежних членов Фарейникте (Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия) и Бунда. 4 июля 1919 года в Киеве ЦК Комфарбанда и Евсекция при ЦК Компартии Украины обратилась в Комиссариат Внутренних Дел (КВС) Украины с меморандумом о необходимости запрещения любой деятельности сионистских организаций, включая хозяйственную, культурную и воспитательную. Авторы меморандума подчеркивали, что «только с помощью этих мер возможно распространить коммунистические идеи в еврейских рабочих массах и среди мелкобуржуазной молодежи». К меморандуму добавлялся перечень сионистских организаций, которые предлагалось ликвидировать.
6 июля НКВД вместе с Комфарбандом устроили обыски у многих сионистских лидеров. Через шесть дней НКВД Украины отчитывался, что 15 сионистских организаций и руководящие органы еврейских общин прекратили свое существование. Приказ о ликвидации сионистских организаций был подписан еще 12 июня 1919 года комиссаром внутренних дел Чарным. Он возглавлял комиссию Комфарбанда по ликвидации, а ее членами были Рафес и Френкель. Нарком внутренних дел разослал всем исполкомам телеграмму с распоряжением о ликвидации буржуазно-сионистских еврейских партийных, политических, профессиональных, экономических и культурно-просветительских обществ и заведений. В частности, нарком предлагал прекратить деятельность религиозно-сионистской организации «Мизрахи», которая была создана в 1902 году в Вильнюсе на международной конференции религиозных сионистов, созванной рабби Ицхаком Яковом Рейнзем. Репрессиям подверглись также сионистское рабочее движение умеренно социалистического толка «Цеирей Цион» («Молодежь Сиона») и Еврейский национальный секретариат. Члены этих объединений должны были дать подписку о полном прекращении своей общественной деятельности. В апреле 1920 года завгубнаробразования Ряпп и руководитель евсекции Эйдельман подписали распоряжение о передаче дела сионистов и клерикалов, которые вели агитацию и распространяли листовки против компартийного приказа относительно иврита, в суд ревтрибунала.
Однако еврейские организации не только не исчезли, а кое-где и расширили свою деятельность. Киевская организация «Шомрим» («Часовые») установила контакты с евреями Кременчуга, Симферополя, Полтавы, Харькова и других городов. Центральное бюро объединения «Шомер» имело представительства в Харькове и Киеве. Там же, в Харькове и Киеве, при окружных комитетах «Маккаби» были созданы скаутские отделы. В Харькове начала действовать центральная школа скаут-мастеров для подготовки будущих руководителей движения.
В начале 20-х годов в Одессе на ул. Базарной,35 действовали курсы «Тарбут» («Культура»), где изучали иврит и другие предметы, ориентированные на сионистское воспитание. Эти курсы продолжили дело ешивы «для врачей и адвокатов», основанной Х.-Н.Бяликом и известным еврейским литератором и публицистом Е.-Х.Равницким в начале века.
В Чернигове губернский комитет Еврейской компартии «Поалей Цион» начал издавать газету «Коммунистическая мысль». В 1920 году вышло всего пять номеров этой газеты.
Аналогичные организации действовали в других регионах Украины. С 1918 года в Ровно действовала спортивная секция «Маккаби», созданная по инициативе руководителей Гистадрута. Секция проводила тренировки в одном из залов талмуд-торы. В 1923 году футболисты «Маккаби» выиграли матч у сборной Волыни. Потом маккабисты изменили название своего клуба на «Хасмонея», в котором действовали секции футбола, бокса, плавания и другие. Футболисты клуба в 1928 году выиграли кубок газеты «Эхо Волынское». В разных секциях клуба тренировались около семи сотен детей. В 1932 году клуб открыл собственный стадион, через год – пляж, где проводились соревнования по водным видам спорта. В следующем году футболисты «Хасмонеи» вторично становятся чемпионами Волыни. В 1938 году клуб отметил свой 20-летний юбилей. Он прекратил свое существование после присоединения Волыни к СССР.
В циркулярном письме Екатеринославского губкома КП(б) от 10 августа 1921 года отмечалось: «Отдельную ветвь еврейского кадетизма представляют из себя сионисты. Делегаты сионистов участвовали в мирной конференции Лиги наций. От русских сионистов в состав делегатов входили Гольдберг, Идельсон и Олейников. Елисаветградский раввин Темкин, член ЦК сионистов, призывал в синагоге на борьбу с коммунизмом, обвиняя их в погромах, агитируя за Антанту. Берг, Эйзледер (Харьков) призывали вступать в Добровольческую армию. Винавер в кабинете Деникина представлял немалую гордость для сионистов… Среди сионистов наблюдаются два течения – сионисты (клерикалы) и Цеирей Цион (социалистическая фракция)».
Съезд «Цеирей Цион» в июне 1920 года в Харькове постановил отстаивать еврейскую автономию в виде демократизации общин, препятствовать ассимиляции рабочего класса, а также эволюционным путем изживать большевистский элемент из Советской власти путем оппозиции к ней. В 1920 году всероссийская конференция ЦК «Цеирей Цион» была арестована, у всех видных деятелей сионистских организаций на местах были произведены обыски.
Продолжение следует