ПЕСАХ – ПРАЗДНИК НАШЕЙ СВОБОДЫ

| Номер: Апрель 2019

ПесахПесах – самый важный и едва ли не самый древний праздник в еврейской истории. Отмечаемый в честь Исхода сынов Израилевых из Египта, он символизирует свободу и обретение независимости гордым еврейским народом.
История Песаха насчитывает не одно столетие – счет идет не на века, а на тысячелетия. Песах наступает после первого весеннего полнолуния, на четырнадцатый день месяца нисан, первого месяца в еврейском календаре.
В 2019 году Песах отмечается с 19 по 27 апреля – празднование начинается вечером в пятницу 19 апреля и заканчивается ночью в субботу 27 апреля.
Песах не зря называют праздником свободы, ведь отмечается он в память о событиях, которые привели к освобождению иудейского народа. «Песах» в переводе с иврита означает «прошедший мимо», «миновавший» — и название это имеет глубокое символическое значение.

Пророк Моисей потребовал от фараона египетского, чтобы тот отпустил всех евреев (иудеев) из рабства. Фараон лишь рассмеялся в ответ, и тогда Моисей пригрозил ему гневом Б-га. И обрушились на страну девять казней египетских – девять страшных бедствий, ставших причиной голода и болезней среди египтян. После каждого нового бедствия Моисей спрашивал у фараона, согласен ли тот отпустить иудеев, но каждый раз слышал в ответ категорический отказ. И тогда приходила новая беда – за превращением в кровь всей воды в реках и колодцах шло нашествие лягушек и жаб, вслед за появлением огромного количества мошек и других насекомых – нападение на скот оводов, после мора скота – язвы на теле египтян, после гроз с молниями и огненным градом – нашествие туч саранчи, после тьмы египетской (скрытого за небосводом солнца и наступившей из-за этого на три дня темноты) – смерть первенцев. Последняя «казнь египетская» и стала той каплей, после которой фараон согласился отпустить всех рабов-иудеев.
Перед ночью последнего бедствия – смерти первенцев – Б-г повелел всем иудеям заколоть ягненка, зажарить его мясо, а кровью животного помазать косяки дверей у входа в жилище. Отмеченные таким образом дома «казнь» миновала – Б-г прошел мимо жилищ евреев, наказав лишь египтян. И только после этой страшной ночи иудеи получили свободу – так начался Исход.
Накануне праздника Песах, символизирующего рождение еврейского народа, сами собой наступают раздумья – какой жизненный путь должен предпочесть наш народ, чтобы в полной мере достигнуть конечной цели своего бытия? Должен ли он стремиться к существованию с минимумом усилий и максимумом удовольствий или к жизни, исполненной напряженного труда и максимальных свершений?
Этот же вопрос персонально относится и к жизни каждого человека. Проблема эта – не абстрактна. На том, каким образом человек решает ее, основывается его отношение к жизни, его реакция на все, что происходит с ним и вокруг него.
С первого взгляда может показаться, что наивысшая добродетель Всевышнего состоит в получении человеком максимума наслаждений безо всяких трудностей и мук – ведь при этом желание Творца сеять добро, казалось бы, проявляется в полной мере. Однако натура человека такова, что подлинное наслаждение он получает лишь при его личном участии в происходящем, когда результат достигнут и выстрадан собственным трудом. Если же человек получает благо как подарок, это унижает его достоинство, и подобный подарок называется нахма дэ-хсуфа (постыдный хлеб). Именно потому, что Б-г желает, чтобы человек получил полную меру добра, в созданном Им мире человек может получить благо, лишь добиваясь цели своими силами. И чем больше было приложено труда, тем сладостнее добытые плоды.
Так было и при рождении еврейского народа. Хотя сам выход из Египта, исполненный удивительных чудес, носил характер явного небесного дара, он вместе с тем с самого начала был связан с таавдун (напряженным служением) Всевышнему.
Это была заслуга народа, его участие в Б-жественом акте Исхода.
В той же мере, в какой все вышесказанное относится ко всему еврейскому народу, оно верно и по отношению к любому его представителю. «Вершить и совершать!» – таким должно быть устремление каждого. И не просто выполнять определенную работу, а в поте лица и вдохновенно выполнить свой труд, который Тора называет амал (созидание). Только тогда человек отрывается от состояния «праха земного» и возвышается до понятия «человек богоподобный».
Рождение и жизнь отдельного человека также преисполнены чудес, даже когда кажется, что все происходящее с ним «в природе вещей». Но ведь учили наши благословенной памяти Мудрецы: «Человек не сознает происходящего с ним чуда». Поэтому благодарим мы Всемогущего трижды в день: «За чудеса Твои, происходящие с нами ежедневно».
Жизнь человека и всего еврейского народа от самого рождения является свидетельством постоянных, хотя и не всегда очевидных чудес, вплоть до Великого Чуда окончательного избавления каждого еврея и всего народа Израильского.
Праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это торжественное событие имеет принципиальный и назидательный характер, одинаково вечный для всех исторических периодов, как и все заповеданное Торой. Отсюда следует, что каждый оттенок, каждая деталь этого праздника призваны служить серьезным наставлением. Такой подход особенно справедлив в отношении сокровенной сущности праздника – Песах как символ нашей свободы. В самом Избавлении и Освобождении из Египта кроются многие поучения, и мы остановимся более подробно на одном из них. Речь пойдет о характере Избавления – великого чуда освобождения еврейского народа из-под ига египетского рабства, что особенно выделено в Торе: «Пыталось ли божество взять племя из среды племени испытаниями, знамениями и чудесами, как все, что сделал перед глазами твоими Б-г Всесильный ваш».
В период, предшествовавший Избавлению, евреи были «племя в среде племени». Этими словами подчеркивается следующее. Во-первых, еще до Избавления из Египта евреи уже сложились в «народ», в нацию, со всеми ее отличительными особенностями – общностью языка и территории (область Гошен), где они жили и работали. Во-вторых, вместе с тем они были народом в среде другого народа или, по образному выражению наших Мудрецов, напоминали плод в материнском чреве, который есть живой, цельный и развивающийся организм, однако лишенный реальной самостоятельности – ни мозг, ни органы чувств еще не функционируют, местонахождение автоматически меняется с перемещением матери, питательные вещества поступают из материнского организма и так далее.
Таким был и еврейский народ в Египте до Избавления. Он действительно мог считаться «народом» и даже владел отдельной территорией – областью Гошен, сыны Израилевы отличались от египтян языком, одеждой и многим другим, но вместе с тем были настолько порабощены и ассимилированы египетской средой, что, казалось, они служат египетским богам.
Но евреи смогли избавиться от этих оков и вышли из рабства к свободе.
Наступает Песах, который учит нас следующему. Человек осмыслит все, если только вспомнит слова «И сказал Б-г Моисею…» и закон Моисеев – он может, он в состоянии осуществить «И зарежьте его…». Речь идет о заклании ложного божества – идеалов, чуждых еврейскому духу, о сожжении их на огне священной любви. Любви до такой степени, чтобы и душа, и тело всегда стремились к безраздельному служению Всевышнему: «И люби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей твоей сокровенной сущностью…»
Тогда и наступит «…взять племя из среды племени», и Б-г перевернет его душу, весь его внутренний мир и поднимет от самой низшей нравственной ступени до полного освобождения, о котором говорят слова: «Когда ты выведешь народ из Египта, они будут служить Б-гу на этой горе».
Исход из Египта и истинная свобода нерасторжимо связаны со служением Б-гу, как об этом сказано нашими Мудрецами: «Сыны Израиля – Мои рабы, но не рабы рабов».
Тора предписывает повторять слова об Исходе из Египта ежедневно в течение года и делать все зависящее, чтобы эти слова были не только девизом, но и наполняли жизненной силой повседневные дела каждого еврея. Тогда он сможет – и Творец поддержит его в этом – освободиться от комплекса самозакабаления, стряхнуть иго внутреннего рабства и достичь свободы и самостоятельности истинной, не сдерживаемой более человеческой косностью и озаренной необычайным светом Б-жественной Воли.
Да благословит Всевышний, чтобы преддверие торжественного события – праздника Песах – побудило каждого из нас правильно и бесстрастно оценить свой нравственный облик. Такая оценка должна быть обращена и на внутренний мир, и на взаимоотношения с окружающими, то есть рассматривать человека и как личность, и как члена общества.
Пусть воспоминание об Исходе из Египта станет стимулом к беспрерывному самосовершенствованию и к освобождению каждого отдельного человека, что приблизит общее Избавление всего еврейского народа с приходом Мошиаха в ближайшем будущем.
С благословением и пожеланием кошерного и веселого праздника Песах.