Нетаниягу в роли канатоходца

| Номер: Май 2015

Биньямин Нетаниягу

Биньямин Нетаниягу

2 декабря 2014 года Биньямин Нетаниягу выступил с обращением к народу. За несколько часов до этого он отправил в отставку министра финансов Яира Лапида и министра юстиции Ципи Ливни, превратив досрочные выборы из весьма вероятных в неизбежные. Нетаниягу долго и подробно рассказывал о том, какой тяжелой была его жизнь в коалиции с «Еш Атид» и «А-Тнуа», а затем доверительно сообщил избирателям, что во всем виноваты они.

«Нельзя возглавлять коалицию, нельзя управлять страной, когда правящая партия имеет всего 18 мандатов», – заявил Нетаниягу и призвал граждан на сей раз «наделить силой крупные партии». Если бы в тот момент с неба спустился ангел и шепнул бы Нетаниягу, что в результате выборов он наберет 30 мандатов, глава правительства, без сомнения, решил бы, что речь идет об особо добром ангеле. Если бы тот же ангел добавил, что с этими 30 мандатами Нетаниягу будет вести мучительные переговоры, в прямом смысле слова, до последней минуты, создаст коалицию, состоящую всего из 61 депутата и будет вынужден выполнить все требования ненавистного Нафтали Беннета, он, без сомнения, решил бы, что ангел немного не в своем уме.
Коалицию, конструирование которой Нетаниягу закончил за час и тридцать две минуты до завершения последнего отведенного ему законом срока, премьер-министр мог сформировать значительно быстрее. Сейчас очень просто указывать на решение лидера НДИ Авигдора Либермана не присоединяться к коалиции, как на корень всех бед Нетаниягу. Но стоит напомнить, что Либерман объявил об этом за 48 часов до истечения сроков создания правительства. К тому моменту в распоряжении главы правительства были два подписанных коалиционных соглашения: с партиями «Кулану» и «Яадут а-Тора».
Задача, стоявшая в тот момент перед Нетаниягу, была крайне непростой, и Либерман, в известном смысле, упростил ее. После того, как глава НДИ объявил о том, что уходит в оппозицию, у Нетаниягу остались две возможности: сдаться на милость Беннета или не формировать коалицию. Он предпочел первое.
Удивительный человек Биньямин Нетаниягу. Он создал фактически оптимальную коалицию, в которой все ее участники получили все или почти все, что просили. Можно до пришествия Мессии ахать, охать и закатывать глаза к небу. До тех пор, пока в Израиле существует коалиционная система правления, правительства будут формироваться в результате торгов. И стабильность этих самых правительств прямо пропорциональна степени удовлетворенности участников торгов их результатами.
В 2009 году Нетаниягу создал такое правительство, и оно просуществовало более трех лет. В 2013 довольных было значительно меньше, и результат не замедлил сказаться.
Говоря об удовлетворенности, обычно подразумевают портфельно – договорную сторону вопроса. В этом контексте нынешние коалиционные переговоры сильно напомнили 2009-й. Кахлон получил беспрецедентно широкие полномочия министра финансов, «Яадут а-Тора» отыграла назад все, что было реквизировано Яиром Лапидом, ШАС восстановил свои позиции, а Беннет собрал урожай, о котором с восемью мандатами не мог и мечтать. Но слишком многое Нетаниягу отдал под давлением, в результате ультиматума, в цейтноте. И речь далеко не только об оси «Ликуд» – «Бейт Иегуди».
Переговоры с Арье Дери также были тяжелыми и оставили у лидера ШАС неприятный осадок. Арье Дери не из тех, кто легко забывает. В коалиции, состоящей (пока что) из 61 депутата, личные взаимоотношения будут иметь едва ли не большее значение, чем идеологическая и иная совместимость. В этой коалиции Нетаниягу не может себе позволить раздражать кого бы то ни было. Если Бецалель Смотрич (энергичный и радикальный депутат от партии «Бейт Иегуди») решит, что в Иерусалиме строят слишком мало, ему не надо будет устраивать публичных демаршей. Будет достаточно, если он просто не явится на несколько голосований.
Может же человек заболеть, верно? В израильский политический сленг давно вошло выражение «коалиционный грипп», которым «заболевают» чем-то сильно недовольные депутаты. Парочка эпидемий такого «гриппа» запросто отправят нас на очередные досрочные выборы.
И в то же время, партнеры Нетаниягу по правительственной коалиции получили слишком вкусные конфеты для того, чтобы так легко от них отказываться по первому капризу. Между этими двумя полюсами и будет балансировать Биньямин Нетаниягу, все больше напоминая канатоходца, идущего между двумя домами, по канату, натянутому на огромной высоте. Расстояние от одного дома до другого – четыре года. И даже если смотреть на вещи реально и понимать, что четыре года коалиция не просуществует, то и два с половиной выглядят сейчас весьма непросто достижимым сроком.
«61 – отличная цифра, но 61 + это еще лучше», – сказал Нетаниягу, дав понять, что постарается расширить коалицию. За счет кого? Не очень ясно. «Сионистский лагерь», выглядящий наиболее вероятным кандидатом на присоединение к правительству, не будет спешить с операцией по спасению Нетаниягу. Логика оппозиции диктует этой партии ускорять возможную кончину правительственной коалиции, а не бросать ей спасательный круг. Ицхак Герцог, основательно соскучившийся по министерскому креслу, может, и не прочь был бы посидеть с Нетаниягу за одним столом правительства, но стоит ему озвучить это свое желание, как ему гарантировано грандиозное самосожжение руками товарищей по партии.

Автор: ГАБРИЭЛЬ ВОЛЬФСОН

Новое правительство Израиля приведено к присяге

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу представил членам Кнессета новое правительство. В его поддержку высказался 61 парламентарий от партий, входящих в состав недавно сформированной правящей коалиции, 59 депутатов от оппозиции проголосовали «против». Затем члены правительства были приведены к присяге. Новое правительство состоит из 25 человек: 19 глав министерств, двоих министров без портфелей и четверых замминистров. Глава правительства Биньямин Нетаниягу также будет исполнять обязанности министра связи, иностранных дел и здравоохранения.
Список членов правительства:
Моше Яалон — министр обороны; Сильван Шалом — министр внутренних дел и вице-премьер; Нафтали Беннет — министр просвещения и министр по связям с диаспорой; Арье Дери — министр экономики, министр развития Негева и Галилеи; Моше Кахлон — министр финансов; Юваль Штайниц — министр энергетики и национальных инфраструктур; Исраэль Кац — министр транспорта и министр по делам разведки; Мири Регев — министр культуры и спорта; Айелет Шакед — министр юстиции; Йоав Галант — министр строительства; Дани Данон — министр по делам науки, технологии и космоса; Давид Азулай — министр по делам религий; Ури Ариэль — министр сельского хозяйства; Ярив Левин — министр внутренней безопасности, министр туризма, министр по связям правительства и Кнессета; Хаим Кац — министр социального обеспечения; Зеэв Элькин — министр абсорбции и министр по стратегическим угрозам; Ави Габай — министр экологии; Гила Гамлиэль — министр по соблюдению прав женщин и национальных меньшинств, продвижения молодежи, а также по делам пенсионеров; Офир Акунис — министр без портфеля в министерстве связи; Бени Бегин — министр без портфеля; Ицхак Коэн — заместитель министра финансов; Яаков Лицман — заместитель министра здравоохранения с полномочиями министра; Мешулам Нахари — заместитель министра просвещения; Ципи Хотовели — заместитель министра иностранных дел.