Если забудем тебя, Иерусалим…

Алекс ТАРН | Номер: Февраль 2018

Революционное заявление, не содержащее ничего нового

«В течение 20 лет каждый вступающий на пост президента США кандидат говорил о признании Иерусалима. И после этого каждый упражнялся в умении отказаться от перевода посольства и признания Иерусалима столицей Израиля. Через 20 лет проволочек, отказов, придумывания поводов мы как никогда близки к этому соглашению, – заявил 6 декабря прошлого года Дональд Трамп. – Израиль – суверенное государство с правом на столицу. Признание Иерусалима столицей Израиля приближает мир как никогда. Иерусалим – это дом Кнессета, парламента Израиля. Это дом Верховного суда Израиля. Это место резиденций премьер-министра и президента Израиля… Иерусалим – это столица Израиля. Это факт, и его надо признать, что я и делаю. Я передаю распоряжение Госдепу США о начале подготовки к переводу посольства в Иерусалим».
Поразительно, но факт: многие по-прежнему не в состоянии уяснить значение декларации Трампа о Иерусалиме. Кто-то пишет, что ничего нового в этом нет – град Давидов и так, мол, наш вот уже более 3000 лет, и «неважно, что думают по этому поводу гои». Кто-то в форме офицера-резервиста снисходительно похлопывает по плечу «диванных стратегов»: остынь, мол, дядя – без моих красных ботинок и «тавора» под походной койкой здесь ничего бы не стояло, включая и Кнессет в Иерусалиме.

Да кто же спорит, друзья? Правы и те, и эти. Правы, но только в частностях, уподобляясь при этом мудрецам из китайской притчи, которые упорно не желают видеть слона, а, ухватившись кто за хобот, кто за ногу, рассуждают о шланге и колонне. Потому что общая картина не сводится к культурно-исторической традиции и к «тавору» под койкой.
Еще Жаботинский говорил о трех принципиальных составляющих сионизма. Первая – духовный сионизм. Та самая трехтысячелетняя связь с Эрец-Исраэль, о которой говорят первые, «духовные», оппоненты. Она, несомненно, чрезвычайно важна, но сама по себе недостаточна, хотя и необходима. С одним лишь духовным сионизмом условный рабби Иегуда Халеви до сих пор сетовал бы, что телом пребывает на Западе (как бы ни звался этот условный Запад – Багдадом, Касабланкой, Нью-Йорком или Хацапетовкой), в то время как душа его на Востоке.
Вторая составляющая – сионизм практический. Те самые «еще дом, еще коза», первые мошавы и кибуцы, крошечные поселения в Негеве, Иудее, Шомроне и Галилее и, в конце концов, «тавор» под койкой. Конечно, без духовного сионизма практический теряет всякий смысл, ибо становится непонятно, ради чего городить именно здесь огород, где стоит вышеупомянутый дом и гуляет вышеупомянутая коза. То есть необходимы обе составляющие – и духовная, и практическая, но и с ними обеими израильтяне в лучшем случае сидели бы сейчас в приемной у местного условного шейха, вымаливая разрешение на экспорт условных апельсинов из условной Петах-Тиквы. Потому что две эти необходимые составляющие все еще недостаточны.
Полной картина становится лишь при наличии третьей ветви – политического сионизма. Теодор Герцль не изобретал сионизма – две вышеупомянутые составляющие существовали задолго до него. Он «всего лишь» дополнил сионизм третьим компонентом, необходимым ничуть не меньше, чем два других. Он отправился на кажущиеся безнадежными переговоры к сильным мира сего, он создал сугубо политические органы с сугубо политическими задачами. Именно она, эта ветвь, принесла нам Декларацию Бальфура, решение Лиги Наций, доклад комиссии Пиля, поддержку президента Трумэна, план раздела и резолюцию ООН от 29 ноября 1947 года.
Вы правы, господа «духовные сионисты» – Израиля не было бы без ТАНАХа и Талмуда, без Рамбама и Иегуды Халеви, без Элиэзера Бен-Иегуды и Владимира Жаботинского.
Вы правы, господа «практики» – Израиля не было бы без барона Ротшильда, энтузиастов типа Йоэля-Мойше Соломона, пионеров Второй алии, милиции «Ха-Шомера», земледельцев Дгании и Наалаля.
Но его не было бы и без политического сионизма Герцля, дипломатии Хаима Вейцмана, искусного лавирования Бен-Гуриона и Моше Шарета и длинного ряда чисто политических достижений, перечисленных в предыдущем абзаце. И недавняя речь Трампа «всего лишь» продолжает линию этих достижений. Не верите мне – поверьте хотя бы истерической реакции наших врагов: они-то, в отличие от вас, прекрасно поняли суть происходящего. Попробуй не пойми, когда бьют под дых.
Позвольте повторить еще раз, ибо важно: необходимыми являются все три составляющие сионизма, но достаточными они становятся лишь в тесной комбинации друг с другом. Это простое, но очень наглядное правило стоит помнить не только сейчас, но и всегда, оценивая через его призму все происходящее с нами. Говорить о важных частностях можно и нужно, но при этом следует иметь в виду общую картину. А иначе хобот превращается в шланг, а слоновья нога – в колонну…
В чем суть исторического заявления Трампа? Что так взбесило арабов? Почему ходят с такой кислой миной израильские леваки и омусульманившиеся европейские леволибералы? Чего не понимают некоторые друзья-консерваторы, недоуменно пожимающие плечами – мол, что он такого сказал? Посольство-то по-прежнему в Тель-Авиве…
А в самом деле, что произошло?
Произошло оглушительное событие: признана сложившаяся реальность. Событие оглушительно радостное для нас, живущих в ней. Событие оглушительно страшное для тех, кто до сих пор довольно успешно основывался на реальности юридической от 1947 года, зафиксированной в плане раздела подмандатной территории Палестины, где Иерусалим представлен белым пятном, предназначенным к «международному управлению», а Иудея, Самария, половина Галилеи, долина Иордана, Газа и значительная часть Негева отданы будущему «арабскому государству».
Именно эта, пусть и сомнительная, но все еще действующая юридическая реальность придает силу и смысл самому понятию «израильская оккупация», а также всем последующим решениям Совбеза ООН, призывающим к уходу Израиля с «оккупированных территорий», не определяя, впрочем, какие именно территории имеются в виду. Последний момент не случаен, ибо допускает принципиальную вольность трактовок – от «надо дать арабам хоть что-то» или «надо отойти к границам кануна Шестидневной войны» до «надо вернуться к утвержденному ООН плану раздела 1947 года».
Но есть и сложившаяся реальность. Она заключается в хорошо известных фактах.
Во-первых, арабы, в отличие от евреев, сами отказались принять вышеупомянутый план раздела.
Во-вторых, с тех пор они развязали несколько войн с нескрываемой целью уничтожить еврейское государство и до сих пор не признают его права на существование – даже при наличии заключенных впоследствии мирных договоров.
В-третьих, победа в этих войнах была на стороне Израиля, а у победителя есть кое-какие права на кое-какие территориальные изменения.
В-четвертых, упомянутое в плане раздела «арабское государство» таки не было создано в течение 19 лет иорданского и египетского контроля над частью упомянутых земель.
В-пятых, израильтяне вот уже больше полувека живут на территориях, трактуемых юридической реальностью как «оккупированные», строят там поселки и города, прокладывают дороги и водят школьные экскурсии по местам, упомянутым в Книге книг – праматери почти всех прочих, в том числе и ваших, господа юристы-реалисты, книг.
Подобные пункты можно множить. Одна беда – для наших врагов и оппонентов они не являются серьезным аргументом. Почему? Потому что враги и оппоненты отказываются признавать сложившуюся реальность, объявляя единственно значимой реальность юридическую – естественно в выгодной для себя трактовке.
В этом отношении речь Трампа выбивает кусок твердой почвы из-под ног наших злейших супостатов – как левых, так и арабских. Именно в этом – в признании приоритета сложившейся реальности – и заключается главный смысл трамповской революции, его нового подхода. Реальное, а не мнимое решение проблемы, говорит он, возможно лишь при условии честной оценки реального, а не мнимого состояния дел. А сложившаяся реальность заключается в том, что Кнессет, правительство страны и Верховный суд вот уже 70 лет заседают в Иерусалиме. А это означает, что столицей Государства Израиль является Иерусалим. Я всего лишь признаю сложившуюся реальность – ни больше ни меньше.
Кажется логичным, не так ли? Но до Трампа никто не осмеливался назвать белое белым, а черное – черным. И это, поверьте, только начало. Плотина лживой юридической реальности дала серьезную течь и рано или поздно рухнет под напором размывающей ее правды, как бы леваки и арабы ни тщились заткнуть пробоину.
Речь, таким образом, идет вовсе не о местонахождении посольства и даже не о нашей вечной столице, золотом Ерушалаиме, при всей его оглушительной важности. Речь идет, повторюсь, о признании приоритета сложившейся реальности, что в нашем случае означает куда больше – Ерушалаим, Голаны, Иудею, Самарию, выход из статуса изгоев, а в дальней перспективе и действительное добрососедство с окружающими Израиль пока еще враждебными странами. Потому что там, где за сложившейся реальностью признается приоритет, неминуемо меняется и реальность юридическая. Как и все продажные девки, она важничает, пока на ее голове корона. А стоит ее сдернуть, как выясняется, что перед вами обычная дурында – ни кожи, ни рожи, дешевле ничего уже не значащего клочка бумаги с ооновским планом раздела Палестины.