НЕПОКОРЕННЫЕ
Правда о еврейском Движении сопротивления нацистскому геноциду
Советский государственный антисемитизм всячески препятствовал обнародованию информации о Холокосте, тем более – о противодействии его жертв палачам. Мне долго было непонятно, отчего миллионы моих соплеменников обреченно шли на смерть, точно овцы на убой, не пытаясь бороться с гитлеровскими душегубами. Только когда стали известны подробности бесчеловечного обращения с евреями в гетто и особенно в концлагерях, я представил себе тот ужас, который охватывал сердца и парализовывал волю немощных, стариков и женщин с детьми перед лицом карателей. И тем сильнее потрясли меня многочисленные факты их сопротивления нацистам.
ЭСКАЛАЦИЯ ХОЛОКОСТА
В начале 1930-х в Европе проживало 10,3 млн евреев, включая 3 млн советских граждан. По мере распространения власти нацистов за пределы Германии число евреев, которым удалось бежать от этой власти, достигло 811 тысяч, а в 1941-м на восток СССР эвакуировались 1,2 млн евреев. В разгар Второй мировой войны на территориях, оккупированных вермахтом, оказалось около 7 млн лиц еврейского происхождения, подлежавших уничтожению, в том числе 2,9 млн – в западных регионах Советского Союза. Им в полной мере пришлось испытать на себе нацистские зверства. Евреев терроризировали повсеместно, унижая, оскорбляя, лишая элементарных гражданских прав и свобод, собственности, работы, питания, лечения. Их загоняли в гетто и депортировали в концентрационные лагеря, сеть которых густо покрыла Европу.
Насильственная изоляция в гетто должна была обеспечить дармовую рабочую силу, предотвратить возможность сопротивления и облегчить предстоящую ликвидацию евреев. На оккупированных землях было создано 1150 гетто, в основном – в странах Восточной Европы. В них содержалось не менее миллиона евреев, принудительно загнанных туда, в том числе свезенных с запада. Самые крупные гетто находились в Варшаве (450 тыс. человек), Лодзи (204 тыс.), Львове (100 тыс.), Минске (80 тыс.), Будапеште (70 тыс.), Терезине (53 тыс.), Вильнюсе (40 тыс.). Гетто были окружены высокими заборами с колючей проволокой, охранялись снаружи и внутри полицией, жестко контролировались юденратами. Бесправные люди влачили жалкое существование в переполненных помещениях в условиях антисанитарии, страдая и умирая от голода, холода, болезней, изнурительного труда. В процессе «окончательного решения еврейского вопроса» немцы и их союзники ликвидировали большинство гетто, расстреляв жителей на месте либо отправив в концлагеря.
Первые 35 тыс. евреев транспортировали в концлагеря после «Хрустальной ночи». На территории Польши в 1941-м появились «фабрики смерти» Белжец, Собибор, Треблинка, Хелмно, затем Майданек и Освенцим, целью которых стало поточное умерщвление заключенных в газовых камерах. С 1943-го все гетто, а также еврейские трудовые и транзитные лагеря перевели в статус концлагерей. Большинство узников погибло там от жестоких издевательств и расправ, каторжного труда и невыносимых условий содержания, эпидемий и бесчеловечных медицинских опытов. По уточненным данным, всего на оккупированных территориях насчитывалось свыше 42 тысяч больших и малых гетто, концлагерей и их подразделений, в том числе женские (Равенсбрюк, Аушвиц-Биркенау, Маутхаузен, Берген-Бельзен) и детские (Саласпилс и др.). Всего в концлагерях и на «маршах смерти» погибло около 4 млн евреев. Менее 500 тысяч (в их числе и те, кто сжигал трупы, сортировал вещи убитых, обслуживал охрану) чудом остались в живых – физически искалеченные, душевно сломленные.
«А ИДИШЕ НЕШОМЕ»
Так наши предки характеризовали человека с еврейской душой. Многострадальная и долготерпеливая, она в разной степени проявлялась у попавших в фашистскую западню. Поработители стремились целиком подчинить себе жертв террора, вселяя в них экзистенциальный страх смерти, низводя все их чувства до инстинкта самосохранения, животного эгоизма. Порой им это удавалось при вербовке еврейской полиции, осведомителей, старост, членов юденратов. Но множество евреев при показном повиновении внутренне протестовали против изощренной дегуманизации, сохраняя человеческое достоинство и совесть. В то лихолетье верующие и скептики сознательно и спонтанно следовали главной этической заповеди иудаизма: «Люби ближнего, как самого себя». Возникали индивидуальные и коллективные формы пассивного сопротивления в виде ненасильственных акций помощи в быту по спасению родных, близких, других соплеменников. Раввин Ицхак Нисенбаум, погибший в Варшавском гетто, назвал эту форму сопротивления «киддуш ха-хаим» (освящение жизни).
Во времена оккупации евреи вынуждены были повседневно лично и группами вести борьбу за выживание. В ряде мест возникали подпольные комитеты взаимопомощи. В Варшавское гетто тайно доставлялось продовольствие, купленное за счет сбыта собственной продукции и с помощью местных жителей. Такими же путями добывались медикаменты, по возможности поддерживалась личная гигиена, создавались медицинские службы. В первую очередь проявлялась забота о сиротах, инвалидах, престарелых. Германские власти требовали сообщать о каждом случае инфекционных заболеваний, беременности и родов, но врачи и медсестры, смертельно рискуя и не имея лекарств и других необходимых средств, тайно укрывали пациентов, рожениц и младенцев. Даже в адских условиях концлагерей отмечались многочисленные проявления солидарности и доброй воли. Узники несли обессиленных товарищей к месту работы, спасая от неминуемой расправы, похищали для них пищу и лекарства, несмотря на то, что подобные действия карались расстрелом.
Моральное противостояние нацистам обнаруживалось и в стремлении, несмотря на угрозу расправы, поддерживать еврейскую духовную жизнь. В гетто и некоторых концлагерях скрыто соблюдались религиозные обряды, проводились богослужения, отмечались иудейские праздники с участием раввинов и канторов. Даже в Освенциме решались трубить в шофар, а в Берген-Бельзене зажигали субботние свечи. Существовали подпольные школы для детей с преподаванием на идише и иврите, профессиональные курсы для взрослых, открывались библиотеки. Узники устраивали концерты, литературные вечера, читали произведения еврейских классиков, собственные стихи и прозу. Специалисты в разных областях науки выступали с популярными лекциями. Кое-где нелегальные организации вели политучебу, издавали газеты, журналы, альманахи, хранили документы (дневники, письма, свидетельства). Концлагерь в Терезине оккупационные власти превратили в «образцово-показательный» и представили комиссии Красного Креста синагогу, школу, детсад, больницу, театр, кафе, бассейн, продемонстрировали детскую оперу и фильм «Фюрер дарит евреям город». Это событие немногие выжившие впоследствии изобразили с черным юмором в рисунках.
Более активными формами еврейского сопротивления стали длительные укрытия от облав и арестов, саботаж и умышленное производство брака на принудительных работах, наконец, побеги из мест заключения и из-под расстрелов. На западе Европы преследуемые пытались бежать в Швейцарию и Швецию, на востоке – в Румынию, Югославию, Болгарию.
Неукротимый еврейский дух с особой силой проявился в мужественных актах самопожертвования во имя спасения других. В Даугавпилсе два раввина добровольно пошли на казнь, чтобы сохранить жизнь единоверцам. За отказ предоставить немцам списки лиц для отправки в лагеря смерти были повешены председатели юденратов И. Парнес (Львов) и А.Черняк (Варшава). В ряде случаев, чтобы не попасть в руки карателей, евреи кончали жизнь самоубийством (массовое самосожжение в Мозыре и Мизочи, групповые суициды в Виннице, Дубно, Кременце, Пружанах, Орше и др.). Многие учителя, подобно Янушу Корчаку, прошли последний путь с воспитанниками, подбодряя и утешая их в страшные минуты. Порой жертвы перед расстрелом, не желая унижаться перед убийцами, плевали в них, бросали комья земли, отказывались раздеваться, проклинали и предрекали им возмездие. В лагере смерти Богдановка (Белоруссия) группа юношей и девушек увлекла конвоира вместе с собой в костер для сожжения трупов.
СМЕРТЬ ЗА СМЕРТЬ!
На протяжении веков евреи были самым мирным из гонимых народов Европы. Однако уже с начала ХХ века в Российской империи они стали создавать отряды самообороны по защите от погромов. А экстремальная ситуация, возникшая в связи с угрозой тотального истребления еврейства, вынудила наиболее отважных и решительных его сынов и дочерей перейти к активному сопротивлению нацистам, следуя заповедям иудаизма, заложившего основы гуманизма, но не сводимого к непротивлению злу насилием. Ведь в Торе сказано: «Человек, с умыслом лишивший жизни другого человека, смерти будет предан» (Вайикра 24:17). Около 1,5 млн евреев вступили в ряды организованного антифашистского движения, скрываясь в подполье, объединяясь в группы сопротивления в гетто и концлагерях, сражаясь в партизанских отрядах и армиях антигитлеровской коалиции.
Во Франции создавались еврейские группы скаутов, на юге страны активно действовала сионистская «Еврейская армия» (Аrmee Juive), которая организовывала диверсии, тайно переправляла евреев в Испанию, уничтожала нацистов и коллаборационистов, а в 1944-м участвовала в освобождении страны. В Бельгии «комитеты еврейской обороны» прятали детей в семьях христиан, снабжали беглецов фальшивыми документами, устраивали диверсии и акты саботажа. Так, 19 апреля 1943 г. братья Лифшиц с товарищами напали на немецкий эшелон и освободили около 700 узников, однако были схвачены гестапо и казнены.
На оккупированной советской территории евреи-подпольщики также играли видную роль в сопротивлении фашистам. В Минске первым руководителем подполья стал Исай Казинец, группа которого провела более ста диверсионных акций, казненный оккупантами и посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. В Киеве подпольную работу наладил Семен Бруз, который застрелился при аресте. В гетто Каунаса существовала антифашистская организация во главе с писателем Хаимом Елиным. Одним из поставщиков оружия во Львове был будущий «охотник за нацистами» Симон Визенталь. Героически погибли молодые подпольщики Маша Брускина из Минска, киевлянка Таня Маркус, одесситки Оля и Лена Канторович и их брат Роберт.
Во многих гетто Польши, Белоруссии, Украины, Прибалтики существовали крупные подпольные организации. Так, в Минском гетто вплоть до его ликвидации существовал комитет, который создали Михаил Гебелев, Михаил Пруслин, Гирш Смоляр и Наум Фельдман. Узники гетто и военнопленные-евреи неоднократно совершали массовые дерзкие побеги (сентябрь 1941-го – лагерь пленных у Бабьего Яра; август 1942-го – рабочий лагерь в Сарнах; сентябрь 1943-го – гетто Новогрудок и Кобрина; декабрь 1943-го и апрель 1944-го – Каунасское гетто). В ряде мест были подняты заранее спланированные мятежи. Первой призвала узников к вооруженному сопротивлению молодежная группа Вильнюсского гетто в январском воззвании 1942 года. Здесь была создана «Объединенная партизанская организация», в состав которой вошли несколько сот узников. В Гродно и Каунасе также появились листовки с призывом к организованному физическому сопротивлению, но осуществить его не удалось, и сотни подпольщиков ушли в партизаны.
Самым крупным и продолжительным стало восстание в Варшавском гетто после депортации 260 тыс. узников в Треблинку. Вот краткая хроника тех событий. Создается «Жидовска бойова организация» (ZOB) во главе с Мордехаем Анелевичем. В июле 1942-го нацисты неожиданно наталкиваются на сопротивление населения гетто депортации. ZOB готовится стоять насмерть: накапливается оружие, составляется стратегия действий, строятся подземные бункеры и туннели. 19 апреля 1943 г. нацисты начали ликвидацию гетто, но узники не явились к месту отправки. Бойцы в забаррикадированных зданиях оказывают упорное сопротивление немцам, отступившим с большими потерями. Части СС и СД, затопив канализацию, поджигают и взрывают дома, пытаясь выгнать оттуда борцов с помощью танков, артиллерии и авиации. 8 мая бункер Анелевича был окружен, и он вместе с соратниками покончил с собой. Всего погибло 15 тыс. повстанцев, в честь которых в центре Варшавы установлен мемориал. Мятежи отчаяния произошли еще в 14 гетто (Слоним, Клецк, Копыль, Несвиж, Бендзин, Кременец, Лахва, Луцк, Ченстохова, Белосток, Тарнув и др.).
В концлагерях, особенно в лагерях смерти, положение заключенных было наиболее тяжелым, а шансы на успех активного сопротивления – минимальными. В Треблинке 90% всех погибших составляли евреи, замученные голодом, непосильным трудом, жестокими издевательствами и зверскими казнями. И все-таки 2 августа 1943 г. около тысячи оставшихся в живых узников, вооруженных в основном кирками и лопатами, подожгли лагерь и прорвались сквозь колючую проволоку. Триста из них сумели сбежать в леса, но только треть спаслась. В Собиборе 14 октября 1943 г. 400 заключенных под руководством советского офицера Александра Печерского и сына польского раввина Леона Фельдгендлера, перебив охрану и проскочив минное поле, вырвались на волю. Более ста из них погибли, остальные примкнули к партизанам. Узнав о намерении нацистов ликвидировать Освенцим, члены еврейской зондеркоманды по уничтожению трупов 7 октября 1944 г. убили трех охранников и с помощью четырех узниц взорвали крематорий, обеспечив побег сотен пленных. Почти все восставшие погибли, их соратницы были повешены. В концлагере Хелмно трупы 152 тыс. заключенных также должна была эксгумировать и сжечь еврейская зондеркоманда. 17 января 1945 г. она атаковала гитлеровцев и совершила побег из лагеря, но лишь трое их них выжили.
НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ
Действенным способом борьбы с фашистами в оккупированной Европе стало партизанское движение, особенно там, где имелась возможность укрываться от карателей в лесных чащах и горных массивах. Множество евреев, бежавших от депортаций и расправ, попав к партизанам, храбро сражались против врагов. В партизанских отрядах Белоруссии находилось до 30 тысяч евреев, в Украине – 20 тысяч, в Литве – свыше 2 тысяч, в лесах России – 800 человек. Среди руководителей партизанского движения было немало евреев: Григорий Эйдинов – замначальника белорусского штаба партизан, Моисей Прусак – организатор партизанской борьбы в Минской области, два еврейских командира возглавляли партизанские бригады, 18 – отряды, 36 были комиссарами, 28 – начальниками штабов.
Уникальным явлением в истории Сопротивления на востоке Европы стали примерно сто партизанских отрядов, состоявших исключительно из евреев. Этому есть объяснение. По указанию Москвы партизанские командиры, как правило, не принимали евреев, а наоборот – отбирали у них оружие и изгоняли во враждебное окружение, а то и расстреливали на месте как вероятных «немецких агентов». Еще более жестоко обращались с еврейскими добровольцами польские и украинские партизаны-националисты. Естественно, что во многих случаях, вырвавшись из окружения, плена, гетто или концлагеря, евреи вынуждены были объединяться в собственные группы.
Легендарным стал партизанский отряд под командованием Тувьи Бельского, который в декабре 1941 г. после расстрела немцами его родственников увел в белорусские леса трех спасшихся братьев и еще 13 земляков. Вокруг этого ядра возник отряд, который за счет беженцев вырос до 1200 человек, включая 700 женщин, детей и стариков. Свое расположение они назвали «Лесной Иерусалим», там они жили в землянках, готовили пищу, ремонтировали оружие, шили одежду и обувь, учились в школе, а раввин играл свадьбы. Партизаны отряда пустили под откос шесть вражеских эшелонов, взорвали 20 мостов, провели 12 успешных боев, уничтожили 16 автомашин с живой силой врага, а всего уничтожили 250 вражеских солдат и офицеров. В феврале 1943 г. отряд Бельского вошел в состав партизанской бригады. Подобными соединениями командовали Шолом Зорин, Иехезкель Атлас, Шмуэль Каплинский, Евгений Миранович, Израиль Лапидус и др.
В Украине евреи воевали во всех крупных партизанских отрядах, а 306 из них были командирами разного уровня (М. Гильденман, С. Каплун, Р. Сатановский, А. Абугов, И. Карпус и др.). Важную роль в обеспечении боевой деятельности партизан играли 140 еврейских врачей и медсестер. Только на западе Украины сражались 50 отдельных еврейских групп.
В Молдавии, несмотря на отсутствие лесов и гор, было создано 12 партизанских отрядов под руководством Михаила Лейбовича, Давида Мудрика и др. В Литве осенью 1943 г. Аба Ковнер из узников гетто создал еврейский отряд, выросший в партизанский полк, который истреблял гитлеровцев и их прислужников, совершал диверсии. В 1945-м Ковнер возглавил «Бригаду еврейских мстителей», которая на территории Германии выявила и ликвидировала около 400 нацистов, участвовавших в геноциде еврейского народа.
Когда на территории Польши развернулось партизанское движение, большинство евреев там было уже уничтожено, и все же действовали 27 еврейских и 13 смешанных партизанских отрядов, в которых евреи составляли более трети. В окрестностях Белостока сражался отряд «Кадима», бойцы которого в прошлом состояли в еврейской боевой организации. Значительный урон наносил нацистам еврейский отряд Адама Амстердама, действовавший под Краковом. К востоку от Люблина воевал партизанский отряд Исаака Гриншпана, под защитой которого находился семейный лагерь.
В подпольной деятельности на территории Словакии активно участвовало около 2500 евреев, а во вспыхнувшем в августе 1944 г. восстании сражалось 1200 евреев, некоторые в самостоятельных частях. В партизанском движении в Югославии принимали участие евреи-сионисты и коммунисты. Видное место в его руководстве занимали М. Пьяде, Л. Гершкович, В. Дрекслер, Ш. Лерер и др. На основе еврейской подпольной организации на хорватском острове Раб был создан партизанский отряд в составе 250 бойцов. Десять евреев-партизан удостоены звания Народного Героя Югославии. Среди них – М. Нахмияс, который командовал отрядом в Македонии и погиб в бою. В итальянском Сопротивлении участвовало около 2000 евреев, некоторые руководили крупными соединениями (например, Э. Кало из Пизы и Д. Боллафи из Турина). Только в Пьемонте среди подпольщиков и партизан было 680 евреев, семь из них награждены медалью «Герой Сопротивления».
Всего в рядах партизан Западной Европы сражалось более 50 тысяч евреев. Во Франции первые вооруженные отряды были созданы после ее капитуляции. Французские евреи вступали в отряды маки и создавали собственные группы сопротивления. Самые значительные среди них – «Боевая организация евреев», «Движение еврейских скаутов» и «Еврейская крепость», со временем ставшая главной организацией еврейского сопротивления нацистам в стране. Видными руководителями франтиреров были П. Мендес-Франс и Д. Меер. Несмотря на эмиграцию и репрессии, евреи составили 15% общей численности борцов-антифашистов. Командирами крупных формирований маки были Ж. Абулкер, П. Марж, Э. Бенсонсан, Дж. Эпштейн. Партизанские группы «Еврейской крепости» действовали в горах на юго-западе, устраивали засады, совершали диверсии, нападали на мелкие подразделения немцев и местных коллаборационистов. Евреи входили и в отряды городских партизан, проводивших разведывательно-диверсионную работу на объектах оккупированной части Франции. В Париже активно действовала группа диверсантов, состоявшая из польских евреев – в прошлом бойцов испанских интербригад.
В Голландии три еврейские подпольные группы совершали диверсии на шоссейных дорогах. В 1941 году, прочесывая еврейский квартал Амстердама, нацисты встретили сопротивление ста местных бойцов и понесли серьезные потери от их меткого огня. В ходе операции почти все партизаны были убиты, уйти удалось лишь семерым. В Бельгии организации «Еврейская солидарность» (600 человек) и «Еврейский комитет обороны» (300 бойцов) еще до немецкого вторжения начали подготовку к вооруженной борьбе. Еврейским батальоном из 200 бойцов командовал Саул Рахман. После капитуляции бельгийской армии эти формирования развернули боевую деятельность под руководством офицеров, но из-за недостатка оружия и боеприпасов ограничивались диверсиями на транспорте и нападениями на немецких военнослужащих. Получив от англичан оружие, взрывчатку и радистов, они совершили ряд крупных операций.
Так в ожесточенной борьбе за свободу и равенство, за мирную счастливую жизнь формировалось поколение самоотверженных героев, о которых позже с гордостью писал Менахем Бегин: «Из крови, огня, слез и пепла родился новый человек, которого человечество не знало более 18 веков: еврей-воин».