«ДЛЯ ТЕБЯ» – ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НУЖНА ПОМОЩЬ
Мир, толерантность, доброта – вот в чем в нынешние тревожные времена остро нуждается Украина.
В минувшем номере нашей газеты мы рассказывали о заседании «круглого стола», посвященного «Международному Дню дружбы». Одним из инициаторов и организаторов этого форума был Всеукраинский благотворительный фонд «Для тебя».
Сегодня мы беседуем с его директором Юлией ГОЛЬДЕНБЕРГ.
– Юля, мы знаем Вас как человека, активно работавшего в ряде еврейских организаций и фондов. Но, насколько я знаю, «Для тебя» – это не еврейский фонд.
– Да, в правление нашей организации входят преимущественно православные люди, хотя совсем без евреев не обошлось. Наш девиз прост и ясен – помогать всем, кто в помощи нуждается и кому мы в состоянии помочь.
– И как это определяется?
– В правлении фонда нет «олигархов», в него входят представители среднего класса. Поэтому пока что на грандиозные проекты средств у нас нет. Но, вспомним, в свое время среди российской и украинской интеллигенции была распространена «теория малых дел». Каждый из ее сторонников – учителей, инженеров, писателей, журналистов, чиновников невысокого ранга – помогали людям чем могли. И тем самым заслужили в народе лучшую память, чем крикливые революционеры, обещавшие народу вечное счастье, но вместо этого пролившие море крови.
Вот почему, памятуя об этом, мы стараемся делать то, что можем. Но делаем это искренне и с душой. Если же говорить конкретнее, то у нас два главных направления деятельности. Первое – социальная помощь малоимущим. И второе – межнациональный и межконфессиональный диалог, содействие созданию в Украине толерантного, ориентированного на демократические ценности, общества. Нам представляется, что в сегодняшние сложные для страны времена это очень и очень важно.
– Несомненно. Поэтому давайте прежде всего поговорим на данную тему.
– Нам кажется, что именно сегодня наконец-то реально формируется украинская политическая нация.
– Соглашусь в этом с Вами. И в 1917-м году, и в 1991-м независимость упала украинцам как снег на голову. Подавляющее большинство из них не были к ней готовы.
– А кое-кто принял демократию за вседозволенность, и годы гражданской войны в Украине запомнились, кроме всего прочего, разгулом бандитизма и еврейскими погромами.
– Я вижу, без еврейской темы нам все же не обойтись.
– А как нам ее проигнорировать, если с середины минувшего тысячелетия на территории Украины проживало большое число евреев, взаимоотношения которых с местным населением далеко не всегда было безоблачным.
– Если не сказать больше…
– Но именно поэтому мы считаем, что сегодня нужно не колоть друг друга недобрыми воспоминаниями о погромах, Голодоморе и Холокосте, а больше вспоминать высокие примеры человечности и самопожертвования. Да, мы знаем, что среди украинцев были негодяи-полицаи, убивавшие еврейских стариков и детей. Но мы никогда не должны забывать и то, что в Украине свой нравственный подвиг совершили многие Праведники мира, которые, нередко рискуя собственной жизнью, спасали евреев от нацистов.
На всю жизнь я запомнила встречу с одной праведницей. Волей судьбы мне в служебной поездке довелось побывать в глухом селе на Львовщине. Мы пришли в дом праведницы. Ей тогда уже было более чем девяносто лет, но она сохранила хорошую память и ясность ума. Рассказ ее был прост, но какие же эмоции он мне подарил!
Летом сорок первого года мимо ее хаты, спасаясь от нацистов, шла большая еврейская семья. Они попросили у хозяйки разрешения посидеть у дома, немножко отдохнуть. А у нее самой уже была куча детишек и муж на фронте. Но несмотря на это, она не просто разрешила евреям передохнуть, но и решила спрятать их, поскольку понимала, что им грозит смерть.
Я тогда была совсем молоденькой девчонкой и поэтому ошарашила ее вопросом, который сегодня бы не задала. Я спросила: «Почему вы, рискуя многим, приютили незнакомых людей, к тому же иноверцев?». Я задала вопрос и тут же пожалела об этом, потому что глаза моей собеседницы наполнились слезами и она мне сказала: «Деточка, как ты можешь задавать такой вопрос? Ведь я сама мать и хотела, чтобы мои дети выжили, а муж невредимым вернулся с войны. Как же я могла допустить, чтобы другие дети погибли только потому, что они были другой веры?».
У истории этой, к счастью, оказался добрый конец. Село было глухое, хата праведницы стояла на отшибе, и евреев удалось спасти. Они приезжали к ней после войны. А затем уехали в Америку. Переписывались с ней, благодарили. Но это уже совсем другая история.
А неожиданной и трогательной точкой в нашей беседе стало появление в комнате симпатичного мальчугана – ее правнука, которого звали… Борух, в честь одного из спасенных евреев…
– Действительно, очень трогательная история. И мы, к слову, можем сказать, что за двадцать три года независимости Украины ни по еврейскому, ни по какому-либо другому нацповоду у нас серьезных проблем не было. Я говорю о серьезных, поскольку бытовая ксенофобия, как во многих других странах, никуда не делась. А также есть политические силы, пытающиеся разыграть еврейскую карту в собственных целях.
– Вы знаете, в оценке данной проблемы мы стараемся не впадать в крайности. С одной стороны смешно и грустно слышать рассказы пропагандистов соседней страны, будто по украинским городам бегают зловещие «бендеровцы» с автоматами и убивают мирных русских, евреев и прочих людей. Однако, в отличие от некоторых еврейских функционеров, я бы не утверждала, что ксенофобия, и в частности, антисемитизм, в Украине полностью изжиты. История учит нас, что эта зараза при изменившихся обстоятельствах может дать знать о себе вновь. Вот почему, как я уже сказала, наш фонд в своей деятельности уделяет так много внимания проблемам толерантности и содействию межнационального и межконфессионального мира в Украине.
– У вас в этом, несомненно нужном деле, есть партнеры?
– В нашей стране существует множество различных национальных и межнациональных организаций, порой имеющих довольно амбициозных лидеров. Увы, далеко не все из них могут похвалиться серьезными реальными делами. Поэтому мы стараемся сотрудничать с теми, кто действительно хочет и умеет эффективно работать. В первую очередь это Ассамблея национальностей Украины, возглавляемая Ровшаном Тагиевым, и Еврейский форум Украины, которым руководит Аркадий Монастырский, и ряд посольств европейских стран.
Среди тех, кого мы называем Небесной сотней, были не только этнические украинцы, а и представители других национальностей, населяющих Украину, в том числе и евреи. Есть они и в добровольческих батальонах, устанавливающих мир и спокойствие на востоке страны.
На этой теме грех пиариться. Скажу только, что мы и наши партнеры постоянно оказываем гуманитарную помощь украинским бойцам. Считаем это сегодня своим первостепенным долгом…
– Давайте вернемся ко второму направлению вашей работы.
– Оно естественно и понятно для таких фондов, как наш. Мы постоянно в меру своих сил оказываем содействие и отдельным людям, и различным организациям. Вот, например, недавно передали спортивное оборудование одной из школ в Белой Церкви, кстати, еврейской. А обитателям Евродома, которым опекается Еврейская Конфедерация Украины, мы дали медицинское оборудование.
– А как относятся ваши православные учредители и спонсоры к этому небольшому «еврейскому крену»?
– Совершенно нормально. Тем более, что его, собственно, и нет. Мы помогаем людям, не интересуясь их национальностью. И у волонтеров, приходящих к нам и предлагающих свое содействие, мы тоже не спрашиваем их национальность. И ведь какие они замечательные люди! Всегда готовы помочь.
Так формируется в Украине основа любого государства – гражданское общество. И мы стараемся внести в построение нового общества свою посильную лепту. Мы всегда открыты для партнерства и сотрудничества со всеми, кто вносит свой вклад в создание процветающей Украины.
Вел беседу Михаил ГОЛОВИН