ЧТО НАМ СТОИТ ОБЩИНУ ПОСТРОИТЬ

Михаил ФРЕНКЕЛЬ | Номер: Август 2012

Еврейскому фонду Украины исполнилось 15 лет

Аркадий МонастырскийНаряду с общинами других национальных меньшинств евреи живут бок о бок с украинским народом, и на протяжении всех лет работы одной из основных задач фонда было укрепление дружбы и сотрудничества, воспитание толерантности во взаимоотношениях, которые служат общей цели – созданию развитого европейского государства, лишенного таких атавизмов прошлого, как антисемитизм и ксенофобия.

За эти годы фонд осуществил немало интересных проектов. Лидерский семинар «Шорашим», образовательный проект «Анна Франк. Урок истории», мемориальные программы, такие как «Память и благодарность», цель которых – увековечить память жертв Холокоста в Украине, семинар «Ди идише вох» («Неделя идиша») – это далеко не полный список проектов, проводимых фондом. Проведение фестивалей еврейского искусства является одним их важных направлений деятельности фонда. Он является организатором двух культурных событий – музыкального фестиваля «Шалом, Украина!» и театрального фестиваля «Блуждающие звезды».

Всего Еврейский фонд Украины осуществляет около 20 программ в области еврейского образования, культуры, социальной помощи, общинного строительства, издательской деятельности, проводит межнациональный диалог, активно ведет международную деятельность.

Словом, сделано немало. Однако, договариваясь об интервью с председателем правления ЕФУ АРКАДИЕМ МОНАСТЫРСКИМ, мы условились, что речь в нем будет вестись не о достижениях и успехах, а о проблемах, стоящих перед еврейской общиной Украины.

– Еврейский народ известен своей богатой многовековой культурой. Однако, как раньше, так и ныне развитие культуры невозможно без материальной поддержки. Вы, Аркадий, считаетесь в еврейском движении одним из лучших специалистов по фандрейзингу. Расскажите, как все это начиналось, и кто были первые спонсоры еврейского движения тогда, в начале девяностых годов?

– Чаще всего это были люди, сумевшие в новых условиях жизни организовать свой бизнес. Естественно, в своем большинстве они были мало знакомы с еврейской культурой, которую не очень жаловали в стране в последние сорок с лишним лет советской власти. Некоторые из них немного знали идиш, но в основном – бытовую лексику. Но когда рухнул Союз, они вдруг осознали, что теперь можно не стесняться своего еврейства, и совершенно искренне стали помогать возрождению общины.

– Уже с первых лет существования независимой Украины стал исчезать государственный антисемитизм, что должно было психологически стимулировать новое поколение бизнесменов без оглядки на власть спонсировать еврейское движение.

– В какой-то мере так и случилось. Но дело в том, что в ходе двадцатилетнего возрождения еврейства в Украине родилась ситуация, не характерная ни для еврейской традиции, ни для современной общинной жизни в Европе и Америке.

– Раввины во главе общины?

– Ну да. Везде в мире общинные советы приглашают ребе, чтобы он вел духовную жизнь евреев. У нас же, в силу целого ряда обстоятельств, раввины в большинстве еврейских общин являются не просто их руководителями, но и распределяют финансирование. И здесь еще один психологический нюанс. Наши новые еврейские предприниматели, в том числе и «олигархи», в своем большинстве выросли в нееврейском окружении. И они привыкли к тому, что их компаньоны и друзья-христиане время от времени жертвуют на церковь. И они поступают так же – дают деньги раввину. Однако, различие в том, что православные жертвуют священникам деньги только на церковную деятельность, а когда нужно спонсировать светскую жизнь – дают деньги на различные конкретные дела. У нас же этого в большинстве случаев не происходит. Сколько раз любой из еврейских активистов, обратившийся за помощью в проведении фестиваля или семинара, в издании книг или газет, слышал в ответ от состоятельных людей: «Так я же дал деньги на всю общину ребе. Возьмите у него». Ага, так он их нам и дал. Нет, я не говорю, что вообще не дал. Но распределяет он их по своему усмотрению и понятию. А понятия у определенной части наших ребе таковы, что слово «культура» они воспринимают, о чем сами говорят, как «Культ-Тора». Само собой, работу в общине они и ведут соответственным образом.

– В советские времена культура тоже финансировалась по так называемому «остаточному принципу».

– Печальное сравнение. Нет, конечно, религиозная жизнь важна для каждого еврея. Вера в единого и великого Бога помогла нам выжить и остаться самими собой. Вместе с тем, евреи недаром считаются нацией высокой культуры, народом, давшим миру многих выдающихся мыслителей и ученых. Вот почему при всем уважении к нашим раввинам, я, оглядываясь на опыт прошедших лет еврейского движения, полагаю, что религиозный деятель не должен возглавлять общину. Тем более, что согласно последним социологическим данным, полностью соблюдающими религиозные законы себя назвали только 17 процентов евреев Украины. И если мы действительно хотим, как это декларируем, вернуть ассимилированных людей в еврейство…

– …То для этого необходимо предоставить им не одну, а множество дорог, по которым они могли бы вернуться к духовности, культуре и образу жизни еврейского народа.

– Совершенно верно. Вот например, проблема с еврейскими школами. Во всем мире заключается много браков между евреями и представителями других национальностей. У нас в силу известных исторических причин такая же картина. Я знаю достаточное число людей, которые хотели отдать своих детей учиться в еврейские школы и готовы были – что важно – финансово помогать им. Однако, эти школы в основном патронируются раввинами ортодоксального направления, поэтому «негалахических» туда не принимают.

– Возможно, кому-то кажется, что он так борется с ассимиляцией. На самом же деле целые семьи еще более отталкиваются от еврейства.

– Ну да. Есть, конечно, школы ОРТ, куда принимают всех детей еврейского происхождения. Но как раз у них возникают серьезные проблемы с финансированием. Дошло до того, что значительную помощь ОРТу оказывают христиане-протестанты. Спасибо им, конечно. Но ведь это все-таки еврейские школы. Где же помощь общины? А ведь мы знаем, что люди с хоть какими-то знаниями о еврействе, ассимилируются гораздо меньше, чем те, кто о нем не знает вовсе. Словом, проблем немало.

– А главное по-моему в том, что на самом деле мы мало помогаем друг другу. Вот недавно инициативная молодежь решила в рамках еврейской взаимопомощи организовать деловой клуб. Идея, успешно опробованная в ряде стран. Но у нас пока дело идет со скрипом, поскольку большинство серьезных бизнесменов эта идея не увлекла.

– Еврейская взаимопомощь когда-то приносила весомые плоды. Речь идет о том, что человеку, согласно известной притче, нужно дать не кусок рыбы на обед, а удочку, чтобы он мог этой рыбы наловить столько, сколько ему необходимо. Не давай ближнему своему милостыню, а возьми его на работу. А если к тебе пришел талантливый человек, дай ему средства на разработку проекта, на творческую деятельность. Он тебе будет благодарен и потом вернет долг.

– Я думаю, способствовать тому, чтобы так и было, должны лидеры еврейских организаций.

– Несомненно. Но у нас многие из них возглавляют свои организации годами. И такое впечатление, что нынешнее положение вещей, при котором они что-то просят у «олигархов», и кое-что раздают неимущим, их устраивает вполне.

– Еще одна проблема. Единомыслия, особенно у евреев, быть не может. Но должно быть единство по важнейшим вопросам. Например, в противодействии антисемитизму. А его как не было, так и нет. Грустный факт.

Аркадий Монастырский– В свое время были попытки создать координационный совет еврейских организаций. Но поскольку там собрались функционеры, чьи интересы во многом не совпадали, его работа эффективной не была. А вскоре фактически и прекратилась.

И когда ты начинаешь обзванивать наших лидеров в случае расследования актов вандализма или махрового антисемитизма, то, как правило, тебе отвечают: «Ты выступил, и хорошо. Этого достаточно, я не буду вмешиваться». И это прискорбно. Есть вещи, которые должны объединять. Потому что, если мы выступаем с единым мнением, то наши оппоненты уже не смогут утверждать, что это точка зрения только одного человека или организации.

– Есть такое замечательное выражение: «Все евреи в ответе друг за друга». Имеется в виду, что все евреи стоят друг за друга. И многие, живущие рядом с нами, думают, что мы очень дружный народ, хотя это далеко не совсем так. На самом деле нередко получается совершенно наоборот – все евреи оказываются в ответе за то, что какой-то человек, имеющий часть еврейской крови, что-то не то сказал или сделал.

Мне мама в детстве говорила: «Сынок, никогда ничего не бери чужого, потому что когда украл Иван, говорят, что украл Иван, а когда украл Абрам, говорят, что украли евреи». В данном случае у нас так и получается. Вы помните, вообще фарсовый случай, когда некая группка людей из Одессы, не имеющая к евреям никакого отношения, хотела что-то спровоцировать во Львове. И как украинские средства массовой информации сделали вид, что не понимают, с кем они имеют дело, и подняли шум, будто «евреи против независимости Украины».

– Кстати, моя мама мне говорила то же самое. Это, наверное, общее мнение всех еврейских мам. И вот еще один случай – буквально несколько дней назад появилась статья украинца, который во Львовской области ведет борьбу с мэром города за то, чтобы не было уничтожено еврейское кладбище, земля которого продана под какую-то застройку. Этот человек обращается во все организации, в Интернете его люди поддерживают. Но единого мнения, письма в государственные органы, которые могли бы остановить этот процесс – нет. И это тоже говорит о том, что всем все равно.

А вот ситуация в Кременчуге. У меня находится несколько писем от одной женщины, которая возглавляет благотворительный фонд. Это не еврейский фонд. Она обратилась к нам, и мы отправили письмо, в котором просили о том, чтобы место, где были расстреляны 13 тысяч евреев Кременчуга, было увековечено. Высказывалось предложение о том, чтобы называть этот сквер «Памяти жертв Холокоста». Но на заседании городского совета выступил представитель партии «Свобода», и сказал, что он против. И депутаты не проголосовали. А городская еврейская община молчит. Они установили во дворе синагоги памятник памяти жертв Холокоста, и считают, что этого вполне достаточно. Боятся что ли кого-то?

– А что говорить о СМИ, принадлежащим еврейским «олигархам»? Они порой такую антиизраильскую и юдофобскую чушь печатают и дают в эфир!

– Была ситуация 20 апреля, когда во всем мире неонацисты пытаются в разных местах отмечать день рождения фюрера, – вдруг был показан фильм на канале СТБ, якобы историческое исследование. Программа была показана в прайм-тайм, когда и дети, и взрослые могут смотреть этот канал. В передаче был обычный набор каких-то сплетен, взятых из интернета с доказательствами якобы еврейских корней Адольфа Гитлера и выдуманных причин, почему он так ненавидел евреев. Когда мы с бывшими узниками гетто и концлагерей обратились с протестом к СТБ, они просто не удосужились ответить на наше письмо. А ведь этот канал принадлежит как раз еврейскому «олигарху», да и руководство его также не «арийского» происхождения.

И такие случаи бывают довольно часто. И прискорбно, что никто на это не обращает внимания. Точно так же, как почти не применяется 161 статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за разжигание межнациональной вражды.

– Время от времени возникают как грибы также новые еврейские организации, которые не знают, не ведают, что до них было сделано, повторяют ошибки своих предшественников.
Эту картину мы видим много лет. Вдруг на еврейской «арене» возникает некий бизнесмен, которому кто-то сказал, что его участие в еврейских делах может: а) как-то продвинуть его на Западе в международных бизнес-интересах; и б) что в случае «наездов» властей еврейская деятельность сможет его как-то уберечь. На самом деле это весьма сомнительно. Но каждый раз кто-то клюет. И начинает вести себя так, как будто до него никто ничего не делал.

– Да, это к сожалению так. И это происходит с «вновь обращенными» в еврейское движение лидерами, поскольку они вообще до поры до времени никого в еврействе не знают, кроме тех, кто мелькает на телеэкране. Я не знаю ни одного лидера, который придя в еврейское движение, говорил, что «я буду заниматься только благотворительностью». Рано или поздно у него появляется интерес идти в большую политику, либо заниматься международной деятельностью. Ему становится тесно на еврейской орбите и он хочет идти куда-то выше и дальше. И если финансовые возможности ему это позволяют, то он использует это как трамплин. И его уже не интересует то, что так важно для еврейской общины Украины. А помимо того, что мы говорили – она уменьшается, стареет, беднеет.

Аркадий МонастырскийА еще очень стыдно, что мы в отличие от других стран, соседних с нами, не можем создать нормального музея истории евреев Украины. Говорить же о Бабьем Яре совсем горько, потому что о его трагедии вспоминают либо в ее годовщину, либо в какую-то другую памятную дату. Хотя есть уже какой-то проект, и есть заповедник. Но опять же, остается самый острый вопрос – за какие деньги строить? Допустим, государство, возможно, участвовало бы в этом проекте. Но понятно, что участие государства может быть только долевое. Оно не может полностью на себя взять финансирование таких глобальных проектов. Возможно, если бы был интерес у серьезных бизнесменов, но это должен быть не только инвестиционный проект, это должен быть проект какого-то социального, политического, международного уровня, как, например, в Польше. Президенты нескольких стран мира стали во главе организационного комитета, и под их честное имя стали собираться деньги различных фондов, и государство дало часть денег. И строительство музея истории евреев Польши ведется. А у нас по-прежнему в этом вопросе нет единства.

Мы также уже неоднократно говорили о том, что нет, к сожалению, подлинного интереса к еврейским средствам массовой информации. Конечно, каждая община хотела бы иметь свой печатный орган. Ну, как бы это и происходит. Но, к сожалению, проблемы, которые поднимаются в этих газетах, интересны только той еврейской общине, где эта газета издается. А я считаю, что у нас должны, в первую очередь, быть СМИ, объединяющие всю еврейскую общину Украины. Мы знаем много положительных примеров. Есть старейшая еврейская газета «Джуиш хроникал» в Великобритании, которой больше 150 лет или газета «Форвертс», издающаяся в США более ста лет. Она интересна и еврею, живущему в маленьком заштатном городке далеко от центра, и обитателю Нью-Йорка.

К сожалению, у нас этого не происходит и даже интернет-сайтов новостных нет нормальных. Ну хорошо, что нам удалось выиграть грант, и с помощью Фонда «Генезис» и Яд Вашема создать виртуальный музей Бабьего Яра, его смотрят, его видят. Но это виртуальный музей, он не вызывает тех эмоций, какие бы вызывал реальный музей в Бабьем Яру. В Израиле есть такой крупный центр как Яд Вашем. Понятно, что мы не можем соревноваться с ними, но достойный музей, достойный мемориал должен быть и в Бабьем Яру. Так же, как и в других городах Украины.

То же самое происходит с еврейским образованием. За 20 лет, с сожалению, не создано сколько-нибудь профессиональной школы еврейских преподавателей, которые могли бы преподавать на хорошем профессиональном уровне.

– Много надежд в свое время возлагалось на Международный Соломонов университет.

– Да, первые выпуски были хорошие. Но сейчас это обычный вуз. Мы надеялись, что он станет первым на постсоветском и европейском пространстве еврейским университетом. Однако ныне он на каком-то далеком месте в рейтинге украинских вузов. И только название смутно напоминает о том, что там было что-то еврейское. Есть, конечно, какой-то опыт. Например, «Бейт Хана» в Днепропетровске или педучилище в Житомире. Но это средние специальные учебные заведения с религиозным уклоном. И если, например, в местах компактного проживания венгров, словаков, поляков, крымских татар, школы действительно национальные, то мы, к сожалению, утратили, по разным причинам (и об этом можно говорить долго), свой родной язык идиш, да и иврит, изучающийся в большинстве еврейских школ, по сути не стал для нас родным.

– Существует емкая формула, гласящая о том, что читателей на идиш убил Гитлер, а писателей казнил Сталин…

– Да, произошла трагедия. Носители и глашатаи этой культуры были уничтожены. И читатели были убиты. Потом долгие годы идиш был не моден, не престижен. Те, кто хотели уехать в Израиль – изучали иврит, те, кто собирались в Штаты – изучали английский.

Конечно, говорить о ренессансе идишистской культуры в Украине я бы не стал. Но какие-то попытки и шаги надо предпринять, потому что нужно признать, что на идиш была создана оригинальная литература, фольклор, музыка. Это большая культура, чего мы не можем сказать о ладино. Поэтому, на мой взгляд, нужно сделать так, как в странах Евросоюза. В 1989 году, когда Украина еще не входила в состав Европарламента и парламентской Ассамблеи, и не было еще даже такого независимого государства, в этой резолюции, на мой взгляд, были даны рецепты того, как сохранить и поддержать многие языки, в частности и идиш. Речь шла о том, чтобы создать институции или лаборатории, которые бы занимались сохранением этого языка и по возможности его популяризацией. Сегодня мы делаем какие-то попытки для того, чтобы это осуществить. Это в том числе и семинары, которые проводятся для учителей воскресных школ, чтобы они не чувствовали себя обособленными и не жили в каком-то замкнутом мире, где они не могут общаться между собой.
Второе – это издание разговорников на современных носителях, плюс издание видео-, аудио- альбомов для того, чтобы люди слышали этот язык и могли его изучить.

И третье направление, более академическое. В этом году мы собираемся, не без помощи государства – оно дает часть денег – издать идиш-русский или идиш-украинский словарь. Для того, чтобы человек, который хотел бы изучить идиш или прочитать Шолом-Алейхема в оригинале, мог это сделать, имея в руках этот словарь. На мой взгляд, следующим этапом было бы создание некоей лаборатории или научного структурного подразделения. Хотя я не думаю, что Институт языкознания будет от этого в восторге. Но сделать это необходимо.
Насколько мне известно, в последние годы существования кабинета еврейской культуры и литературы, там тоже был очень небольшой состав работников, но это были хорошие специалисты. Большинство из них, к сожалению, были репрессированы, а кабинет в сороковые годы был просто закрыт. Давайте сегодня предпримем шаги для возрождения научного изучения идиша..

Аркадий МонастырскийНужно, чтобы идиш звучал в детских садиках, школах. Хотя бы в виде песен, небольших детских книжечек. Уже потом можно думать о том, чтобы готовить двуязычных педагогов – идиша и иврита. Но я знаю, что в наших еврейских школах жалуются на большую нагрузку, на то, что очень много у детей уроков, и они изучают четыре языка. Сложно? Да. Но если войти в интернет, то в Гугле и в других поисковиках есть переводы на идиш. Значит, он признан и является языком, которым в мире пользуется какое-то количество людей. По нашим данным, на идиш говорят порядка 2-2,5 млн. евреев, в основном религиозных. А это, согласитесь, немало.

– А на каком уровне сегодня сотрудничество нашей общины с международными еврейскими организациями?

– Я думаю, что кое-кто боится переписи населения, которая будет проведена к концу нынешнего года, или в следующем. Ведь все время стоит вопрос – так сколько же евреев живет в Украине? Международным еврейским организациям не очень выгодно, что евреев в Украине становится все меньше и меньше. Они много лет здесь работают. Создавались специальные отделы, программы, которые были направлены на то, чтобы поддерживать советских евреев, возвращать их в еврейство, заниматься их «сионизацией», репатриацией и тому подобными вещами. И конечно же, цифры – по нашим данным одни, по официальным статистическим – другие, а, скажем, у Сохнута – третьи. А чем меньше евреев, тем более тонким становится ручеек финансирования тех структур, которые евреями занимаются. И, понятное дело, им этого не очень хочется.

– Но вот американские спонсоры Сохнута и Джойнта все время утверждают, что сейчас нужно заниматься еврейским образованием, воспитывать самосознание, чтобы алия была сознательной, не той, что стремится за рубеж из-за материальных соображений.

– Во многом новый стиль работы зависит от лидеров и представителей международных организаций, работающих в Украине. Например, Сохнут в былые годы, когда его финансирование было довольно приличным, нам присылал в качестве глав представительств отставных генералов или полковников. Они были очень далеки от вопросов еврейского образования, их основная цель была в том, чтобы как можно больше евреев вывезти в Израиль. Сейчас же политика Сохнута как бы меняется. Хотя, честно говоря, изменений этих пока мы не видим, но надеемся, что они произойдут. Наши израильские друзья должны понять, что многие вещи нужно делать вместе с общиной, а не вместо нее.

– Сакраментальный вопрос: а есть ли вообще достойное будущее у еврейской общины в Украине?

– Если в него не верить, то срочно нужно уезжать.

– Но многие из оставшихся здесь евреев пока что этого делать не собираются.

– Значит нам нужно и дальше работать над тем, чтобы сделать общину лучше и сильнее.

Вел беседу Михаил ФРЕНКЕЛЬ