Рушалимум, Урусалим, Иерушалаим

Роман ГЕРШЗОН | Номер: Март 2018

Реконструкция Града Давида. I век н.э.

Реконструкция Града Давида. I век н.э.

Первые упоминания об Иерусалиме и его людях

«И Малкицедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино. А он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: благословлен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли»
(Бырейшит 14:18-19)

Первое историческое свидетельство о существовании Города Мира – Иерусалима можно найти в древнеегипетских заклятиях 19-18 веков до н.э. периода 12 династии Египта, направленных против вражеских городов. Одним из таких подвергшихся проклятию городов и был ханаанский город Рушалимум, отождествляемый с Иерусалимом.
В те времена сообразительные египтяне делали специальные «фигурки проклятий», писали на них конкретный адрес получателя проклятий и фигурку разбивали на осколки. Помогало ли это древним египтянам неизвестно, но на некоторых осколках просматривается надпись «Рушалимум».
Затем под названием Урусалим Иерусалим несколько раз упоминается в Эль-Амарнских рукописях 14 века до н.э. из архива фараона Эхнатона. В одной из рукописей неизвестный житель древнего ханаанского Иерусалима пишет: «Мир тебе, любимый… от Господина мира и города мира». В другой Эль-Амарнской рукописи вновь упоминается Город мира: «…из города справедливости и мира, которые теперь покинул мир».

Первое упоминание Иерусалима в ТАНАХе – это город Шалем (с иврита — цельный, полный, совершенный, производная от слова «шалом» – мир). Именно здесь, в Шалеме, царь древнего Шалема-Иерусалима Малкицедек (с иврита — царь мой, праведность) «…священник Бога Всевышнего» благословил Аврама (Бырейшит 14:18).
Авраам возвращался к себе домой в Хеврон из района Дамаска после победоносной войны против армии четырех царей во главе с Кедорлаомером. В районе Иерусалима навстречу Аврааму вышел Малкицедек и благословил Авраама вином и хлебом: «…благославлен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки небес и земли» (Бырейшит 14:19). Авраам дал Малкицедеку дар для Всевышнего – десятую часть того, что имел. После этого Малкицедек произнес: «И благословлен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть от всего» (Бырейшит 14:20).
Считается, что ивритское слово «Малкицедек» (и производные от него «Мелхиседек», «Малхиседек» и другие) является не именем человека, а свидетельством царских и священнических функций определенной личности. Таким образом, Авраама встретил и благословил правитель (царь) города, обладавший священническими полномочиями.
В тексте отчетливо просматривается также свидетельство святости самого места благословения, где священник Всевышнего дает благословение человеку, а сам человек выделяет Всевышнему так называемую десятину, десятую часть своего состояния. И в наши дни религиозные евреи всего мира выделяют десятую часть своих доходов Всевышнему, следуя поступку Авраама.
Уже с глубокой древности духовность, справедливость, мир и совершенство (иврит – мелех, цедек, шалом, шалем) стали синонимами Иерусалима – Иерушалаима и его правителя Малкицедека.
О святости места может свидетельствовать и еще одно название Иерусалима – Сион (Цион): «И в Ционе обитель Его» (Псалмы 76:3). Здесь говорится о святости Иерусалима, обители Всевышнего. Да и само название «Цион», по свидетельству филолога д-ра Авшалома Корна, является производным от слова «цах», «цахиях» (с иврита — «чистый, ясный»), что косвенно характеризует святость места.
Преподаватель иврита А.Хазанова указывает на сходство слов «цион» и «цонен» (с иврита — «прохладный»). Известно, что в горном Иерусалиме достаточно прохладный для окружающих мест климат.
Библейские упоминания о Малкицедеке, царе Шалема и священнике Всевышнего достаточно загадочны – «клялся Всевышний и не раскается: ты священник вовек по чину Малкицедека» (Псалмы 109/110:4). Существует гипотеза, что это выражение восходит корнями к временам царя Давида, и оно обосновывало право царя на какое-то особое экстраординарное священничество в Иерусалиме по подобию Малкицедека.
Исходя из этих слов, многие рассматривают Малкицедека как образ древнейшей, доаврамовской праведности, отождествляя его с Шемом, сыном Ноя (талмудический трактат «Недарим»,32, псевдо-Ионафанов Таргум и др.). В этих текстах указывается, что Авраама благословлял не кто иной, как Шем (Сим), сын Ноя, праведник поколения, пережившего Потоп.
В еврейских преданиях отмечается, что Шем жил очень долго и вместе со своим правнуком Эвером обучал желающих Знанию о Всевышнем. У Шема и Эвера учились праотцы Авраам и Ицхак. Яаков уже застал в живых только Эвера, Шем к тому времени умер, прожив 600 лет (Бырейшит 11:10-11).
Считается, что царствуя в Шалеме-Иерусалиме, Шем исполнял роль священника единого Бога в противовес служителям различных языческих культов, существовавших в то время.
В кумранском тексте «Мидраш Мелхиседек» Малкицедек рассматривается в виде прототипа Машияха (Мессии) и как идеальное явление человеческого, царского (царь Шалема) и священнического достоинств. Здесь избранники Всевышнего характеризуются как «люди жребия Малкицедека», сам Малкицедек выступает главой «вечных ангелов», небожителем и совершителем эсхатологического возмездия, а мессианское время искупления обозначается как «год благоволения Малкицедека».
В христианской традиции считается, что приношение хлеба и вина — это прообраз таинства Евхаристии, которое заключается в освящении хлеба и вина и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане приобщаются к телу и крови Иисуса (1 Кор:10:16, 1 Кор.11:23-25).
В Новом Завете – основной книге христианства — упоминается встреча Авраама и Малкицедека: «Которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр.7:2-4).
Шиитская ветвь ислама, почитающая имамов – духовных лидеров мусульман – видит в Малкицедеке одного из таких имамов. Малкицедек также ассоциируется в исламском мире с таинственным странником Хидром. Считается, что этот странник не умер в обычном понимании, а вознесся на небеса. Согласно исламским преданиям Хидр-Малкицедек разговаривал с Моисеем, после чего и расступилось Черное (Красное) море.
А сейчас, более не затрагивая духовные и мифологические аспекты встречи Аврама и Малкицедека в разных религиях, попытаемся решить практический вопрос – в каком месте состоялась или могла состояться их встреча и где это место находится в современном Иерусалиме. Известно основное направление маршрута Аврама: с северо-востока – на юго-запад, из района Дамаска – домой в Хеврон.
В давние времена маршруты путешественников преимущественно пролегали вдоль русел рек – это были и естественные природные трассы в условиях полного бездорожья, и источники воды для людей и животных. Наверное, не был исключением из этого правила и маршрут Авраама. Пройдя по Иорданской долине по берегу реки Иордан до северной части Мертвого моря, Авраам и его спутники в районе Иерихона вероятно взяли курс на юго-запад возле реки Прат (Кельт) и начали подниматься в Иудейские горы. Преодолев основной перевал Иудейских гор возле современного города Маале-Адумим, путешественники достигли горы Цофим (Обозрение) и по руслу реки Кидрон начали спускаться к Шалему — Иерусалиму.
Из текста Торы следует, что «…Малкицедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино» (Бырейшит 14:18). Для того, чтобы вынести Аврааму хлеб и вино, царю Шалема надо было выйти к Аврааму, и вероятно пройти ему навстречу, как того требовали правила древнего гостеприимства.
Итак, Малкицедек выходит навстречу Аврааму к руслу реки Кидрон и направляется к северной окраине города. За северной окраиной древнего Шалема кончались владения царя Малкицедека, и дальше ему идти незачем. Да это и не требуется – гостя со всем почетом естественно встречать на границе собственных владений, что царь Шалема, вероятно, и сделал. Сегодня этот район расположен примерно в нескольких сотнях метров от юго-восточного угла крепостной стены современного Старого города Иерусалима. Таким образом, предполагаемое место встречи Авраама и Малкицедека – ущелье Кидрон, недалеко от современного юго-восточного угла крепостной стены Старого города Иерусалима. Здесь в ТАНАХические времена предположительно находилась северная граница древнего города Шалема.
Материальных следов встречи Авраама и Малкицедека не сохранилось. Поэтому сегодня мы можем лишь гипотетически предполагать, где она состоялась. Но сам факт встречи однозначно зафиксирован в Библии.
Пообщавшись с Малкицедеком, Авраам продолжил свой путь домой – предположительно через долину Рефаим (Духов) к Хеврону, оставив потомкам возможность изучения и исследования этой странной и многозначительной встречи со «священником Бога Всевышнего» и одновременно царем Шалема-Иерусалима.
«И двинул Авраам шатер, и пришел, и поселился в дубравах Мамрей, что возле Хеврона, и построил там жертвенник Господу» (Бырейшит 13:18).
Но это уже совсем другая история.