“Русский” путь в иудаизме

Роман Янушевский | Номер: Ноябрь 2015

R_3Портал NRG опубликовал статью Цвики Кляйна – того самого, который храбро прошелся по Парижу в кипе. Он пишет, что устоявшееся мнение о русскоязычных евреях, воспринимающих иудаизм как культурное явление, уже не всегда соответствует истине. Все больше русскоязычных евреев в Израиле и по всему миру интересуются еврейской традицией, а некоторые становятся религиозными.
Если бы автор остановился на этом, с ним можно было бы согласиться. Но далее он пишет о том, что публика из последней категории становится приверженцами ультраортодоксального иудаизма, религиозного сионизма или членами общины ХАБАДа. Затем он обсуждает с собеседниками, к какому из ортодоксальных течений ближе всего масса русскоязычных евреев, интересующихся традицией.
В результате непредвзятый читатель, углубившись в эту статью, придет к выводу, что евреи-выходцы из стран СНГ в массовом порядке становятся религиозными ортодоксами. По расставленным в тексте акцентам можно сделать вывод, что автор ознакомился с темой, но не понял ее. А потому попробуем в ней разобраться.

Копаем глубже
В последние годы в Израиле появляется все больше инициатив для русскоязычных израильтян или созданных ими. Это связано с их интересом к своим корням. Схожие процессы происходят с русскоязычными евреями, живущими в других странах.
Этот интерес существовал всегда. Но в первые годы репатриации мы были заняты другими делами – обустраивались, учили иврит, искали работу и друзей, вживались в израильское общество. Так прошло несколько лет. И вот базовые материальные потребности удовлетворены, мы стали свободнее, самое время подумать о том, для чего мы тут. Отсюда желание больше узнать о себе, своей семье, ее истории.
Каждый из нас ищет свой особый путь в еврействе и развивает свое понимание, что значит быть израильтянином. Большинство из нас не становятся религиозными, мы не видим в этом необходимости. “Еврейскость” – уже часть нас. Мы ищем больше точек соприкосновения с израильским обществом, с одной стороны, и со своей семейной историей, с другой. Мы находим эти точки и соединяем их вместе – в себе. И каждый выбирает себе наиболее приемлемую для него лично форму “соединения” – светскую, реформистскую, традиционную, ортодоксальную или ультраортодоксальную.
Отсюда – инициативы, помогающие найти ответы на сущностные вопросы. Вот некоторые наиболее яркие из них, хотя список, разумеется, не полон.

Tzabar Parents
Ребята, принимавшие участие в деятельности еврейских движений в странах исхода, привыкшие к активной еврейской жизни, первое время после переезда в Израиль оказываются в социальном вакууме, будучи лишены прежнего общения. С рождением детей эта нехватка ощущается острее.
“Я много лет занималась неформальным образованием, – рассказывает Вика Штейман, основательница некоммерческой организации “Орим ле-цабарим” (Родители детей, родившихся в Израиле). – Потом родились дети, и я выпала из активной семинарской жизни. С малышом никуда не поедешь – семинары не рассчитаны на участников с детьми. В восемь вечера ребенка нужно укладывать спать, а все интересное только начинается”.
Дети пошли в садик, где отмечают все еврейские праздники, и Вика стала задумываться о самоидентификации. Она признает, что дома отмечали крупные праздники, но “кабалат шабат”, встречу Субботы, не проводили.
Чтобы не утерять связь с детьми, Вика Штейман и ее подруги Саша Клячкина и Елена Беркович, тоже бывшие “мадрихот”, стали проводить семейные вечера. Формат оказался востребованным. В 2012 году зарегистрировали общественную организацию. Девушки адаптировали израильскую модель, но со своими особенностями. При этом подчеркивают, что они люди светские.
“К религии это не имеет отношения, тут другое, – поясняет Вика Штейман. – Для нас это часть еврейской цивилизации, израильской семейной культуры. Нас в еврейских праздниках интересует их культурно-социальная составляющая, а не религиозная”.
“Мы не хотим помочь влиться в некое общее русло, а делаем так, чтобы родители и дети могли создать свой собственный русско-израильский семейный опыт, – добавляет Вика. – Мы не копируем израильский сценарий, а выбираем из него важные нам элементы. На месте еврейской традиции в нашем доме пустое место, и заполнить его со стороны невозможно – только самим вырастить изнутри с помощью совместно переживаемого опыта”.

Выездное мероприятие "Шиши шаббат Исраэли"

Выездное мероприятие “Шиши шаббат Исраэли”

“Шиши Шаббат Исраэли”
В 2010 году Линда Пардес Фридбург, репатриантка из США и бывшая сотрудница “Джойнта”, выучившая русский язык, узнала, что две трети покидающих Израиль – это репатрианты из СНГ. Она попыталась разобраться, в чем проблема, и выяснила, что дело в отсутствии общины.
Новым репатриантам в Израиле поначалу некуда обратиться, если у них проблемы, или просто не хватает общения. Знакомства и связи не возникают в одночасье. В результате, часть приехавших начинает ощущать себя чужаками в Израиле. Кто-то замыкается в ближнем кругу, другие покидают страну.
“Мы решили построить молодежную русскоязычную общину, с привязкой к еврейским корням, – отмечает координатор “Шиши Шаббат Исраэли” Илья Липецкер. – Отсюда экскурсии, лекции, история, культура и, конечно же, отдых. Наш проект был бы невозможен без поддержки фонда “Генезис”, фондов “Прат” и “Позен”, мэрии Иерусалима. Мы проводим 3-6 мероприятий в неделю. Многие обрели тут себе друзей, мы играли свадьбы, родились дети”.
Илья Липецкер осознает, что они заполнили важную нишу.
“Мы знаем об организациях, занимающихся еврейской молодежью на просторах СНГ, – констатирует Липецкер. – Традиции, праздники, а затем репатриация. “Шиши Шабат Исраэли” дает им возможность встретить друзей и узнать больше об Израиле”.

“Место встречи”
Иудея, Самария и Иорданская долина – это terra incognita для многих русскоязычных израильтян. Чтобы развеять мифы о поселенцах и показать связь еврейского народа с Землей Израиля, в 2006 году возникла просветительская ассоциация “Место встречи”.
По словам ее директора Ани Антопольской, необходимость в ее создании стала очевидной во время протестов против реализации плана размежевания. Стало ясно, что связь русскоязычных израильтян с еврейским наследием и Землей Израиля слаба.
Ассоциация проводит семинары и лекции, посвященные еврейской истории и основам иудаизма, экскурсии по ключевым местам еврейской истории – Хеврон, Иерусалим, Себастия, Шило, Иерихон и другие. Создатели ассоциации пытаются синтезировать различные подходы к еврейству: светский и религиозный, левый и правый.

Конференция "Лимуд" в кибуце Гиносар

Конференция “Лимуд” в кибуце Гиносар

“Лимуд”
“Когда у русскоязычных израильтян появилось желание начать делать что-то для себя, оказалось, что уже существует удобная модель, изобретенная британскими евреями – “Лимуд”, – рассказывает гендиректор проекта “Лимуд СНГ” Роман Коган. – Ее адаптировали к русско-еврейским израильским реалиям”.
Это образовательная конференция, которую полностью проводят сами волонтеры, и куда приглашают самых разных лекторов – здесь царствует плюрализм. Каждый участник выбирает для себя, какие из лекций посещать.
“Регистрация на “Лимуд” в Израиле закрывается за неделю – записываются по тысяче человек, – добавляет Коган. – Это лучший показатель того, что проект востребован”.

“Общины”
Просветительская организация “Маханаим” возникла в 1970-е годы в Москве как часть еврейского культурного подполья, которое помогало евреям узнать об истории и традициях своего народа. Члены “Маханаима” в СССР тайком изучали иврит и вместе отмечали еврейские праздники.
Репатриировавшись в Израиль, бывшие “отказники” зарегистрировали организацию и продолжили исследовать еврейскую цивилизацию. Их методы – приближение к традиции через создание еврейских общин внутри Израиля. Так возник проект “Кеилот” (“Общины”).
Сейчас “Общины” действуют в Маале-Адумиме, Ашдоде, Кармиэле, Бат-Яме и Ариэле. Их члены вместе отмечают праздники, слушают лекции об Израиле и еврейском народе, периодически ездят на экскурсии по местам еврейской истории.

Реформисты
В последние годы реформистское движение иудаизма в Израиле активно работает с репатриантами-выходцами из стран СНГ. Появились раввины из представителей “большой алии”. При их помощи сотни русскоязычных израильтян ежегодно проводят бар-мицвы, свадьбы и другие семейные торжества.
В Хайфе и Рамат-Гане действуют русскоязычные реформистские общины, где проходят встречи Субботы, праздничные мероприятия для взрослых и детей, лекции по иудаизму и еврейской истории, курс подготовки к гиюру (обращению в иудаизм).
“Реформистское движение совмещает живую еврейскую традицию с общечеловеческими ценностями, что позволяет русскоязычным репатриантам приобщиться к своим корням, не отказываясь от привезенного с собой культурного багажа”, – отмечает раввин Григорий Котляр.

“Мидраша ционит”
Международное еврейское русскоязычное сообщество “Мидраша ционит” с центром в Иерусалиме возникло в 2001 году в Киеве как динамично развивающаяся молодежная еврейская община.
“В 2009 году мы обнаружили, что большая группа участников наших проектов в СНГ уже живут в Израиле, – отмечает директор движения Элиша Хенкин. – Они попросили нас продолжить деятельность и здесь. Мы решили создать некую среду, где новым репатриантам было бы комфортно и полезно. Приезд в Израиль – это не самоцель, здесь тоже надо учиться жить. Но когда тебя окружают друзья, с которыми ты только вчера был вместе за границей, то и обустроиться легче”.
“Мидраша ционит” проводит молодежные образовательные лагеря, семинары и шаббатоны в Израиле, СНГ и Прибалтике, у нее действует школа подготовки ведущих неформального еврейского образования “Хилазон”.

Подводя итоги
Русскоязычных евреев Израиля обвиняют в гражданской пассивности, так как они, мол, редко участвуют в демонстрациях. Неполный список этих инициатив, часть из которых возникла стихийно, демонстрирует обратное. Некоторые из проектов существуют на средства самих участников, что показательно, а часть поддерживается фондами и организациями, которые заинтересованы в развитии самосознания русскоязычных евреев.
Мы умеем быть активными, если нам это важно, но пытаемся идти своим путем. Поэтому путей так много, и они такие разные. Укладывать всех нас в прокрустово ложе ультраортодоксального иудаизма неправильно, и неверно утверждать, будто бы русскоязычные евреи в массовом порядке становятся религиозными. Безусловно, есть и такая группа, но сомнительно, что она когда-нибудь будет преобладающей.
Большинство видит себя в рамках иудейской цивилизации как некоего светского культурно-исторического феномена и пытается определить свое место в нем. Дело за малым – найти себя в этой пестрой палитре.

Автор: Роман Янушевский